Проект "День Нептуна
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа)
• сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
• овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_neptuna.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «День Нептуна»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-6 лет.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации проекта: 1 неделя
Ожидаемые результаты:
• сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
• овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Актуальность темы: Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них. Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.
Проблема (на уровне ребенка) : Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.
Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
• Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
• Развивать умение сравнивать и анализировать;
• Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
• Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
• Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность;
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать детскую художественную литературу.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
4. Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;
5. Составить сценарий викторины и праздника, подобрать музыкальный материал, сделать презентацию «Морские обитатели»
6. Составить перспективный план мероприятий.
2. Основной
1. Беседы с детьми «Подводный мир», «Морские обитатели»
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
2. Оформление выставки по теме проекта
«Царство Нептуна»
3. Просмотр познавательной презентации «Морские обитатели», мультипликационных фильмов «В синем море», «В порту», «Осьминожки» (в течение недели)
4. Художественно-эстетическая деятельность.
Рисование «Эти удивительные морские обитатели», конструирование –оригами «Рыбка», «Лодочка», коллективная работа «Морские обитатели»
5. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;
Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.
6 Викторина для детей «Кто в море живет» (Приложение
7. Двигательная и игровая деятельность.
(Приложение 3)
Подвижные игры:«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной», «Медузы и морские коньки», «Ручей и озеро», «Камень, водоросли, рыбки»
Дидактические игры:«Русалочка», «Четвертый лишний», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».
Сюжетно-ролевые игры: «В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Пальчиковые игры:«Чайка», «Лодочка». Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие Воспитанники
9. Музыкальная деятельность. Прослушивание песни «Дельфины», «Мы пришли сегодня в порт» из мультфильма «В порту.
Разучивание ритмической зарядки «А рыбки в море плавают вот так»
3. Итоговый
1. Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна» для детей детского сада (Приложение 3)
2. Выставка коллективных поделок «Морские обитатели»;
3. Книжная выставка по теме проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Материально-технические ресурсы: мультимедиа, использование видео – аудио, учебных материалов, интернет-ресурсы.
2. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, книги);
3. Детская художественная литература
Литература
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
3. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. М, 2008.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: «Детство-пресс», 2004.
Приложение 1.
Викторина «Что мы знаем о рыбах».
Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.
Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
• Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
• Рыба гниет с головы.
• Нем как рыба.
• И карасей из пруда не выловить без труда.
• Из костлявой рыбки уха сладка.
• На безрыбье и рак рыба.
• Назад только раки ходят.
Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
• Сказка о рыбаке и рыбке
• Русалочка
• Айболит
• Путаница
• Мойдодыр
• По щучьему велению
• Садко
Задание 3. Музыкальная пауза.
Пластический этюд «Море волнуется».
Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.
Задание 5. «Собери и назови».
Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.
Задание 6. «Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)
Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».
Подведение итогов викторины.
Приложение 2.
Подвижные игры, этюды.
1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Приложение 3.
Тематическое развлечение
Развлечения «День Нептуна» 25.07.23.
МБДОУ «Д/с № 12» г. Калининград. Подготовили и провели воспитатели:
Зезюлина И.В..
Трофимова Н.А.
Волынская И.Ю.
Цель: Создать хорошее настроение. Вызвать в детях желание к соревнованиям, стремление к победе. Сплотить детский коллектив.
Задачи:
1. Совершенствовать способности детей, повысить работоспособность детского организма;
2. Способствовать проявлению самостоятельности, смелости, доброжелательности.
3. Развивать мышление, ловкость, речь;
4. Воспитывать настойчивость в достижении результата, умение радоваться простым вещам.
Оборудование и материалы:
Костюмы Нептуна, Русалки, Морской звезды и Капитана ёмкости с водой, 2 конуса, пластиковые глубокие ведерки, 2 сачка, пластмассовые рыбки, бумажные кораблики, надувные круги, музыка «Шум прибоя», П.Глинка «Марш Черномора» - музыка из оперы «Руслан и Людмила», весёлая подвижная музыка, музыкальный центр.
ХОД:
Дети собираются в круг на площадке.
-Здравствуйте, дети, сегодня я буду вашим Капитаном! И хочу пригласить вас в увлекательное путешествие!
Лето, солнце в небесах,
Праздник в садике у нас,
Будет нам шуметь волна,
Гостя принесет она!
- Вы ж загадку отгадайте…
Он из морских глубин явился к нам.
Он – гордый царь морей и океанов!
Скажите, кто он, как его зовут?
Дети: Нептун.
Выход: Нептуна и Русалочки.
(Появляется Нептун)
Нептун:Гордый я морей властитель.
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском.
Весь усыпан янтарём.
У меня русалки есть, Что не можно глаз отвесть!
Русалочка :
Я – Русалочка,
В морских глубинах с удовольствием катаюсь на дельфинах!
Могу я делать, что хочу: играю с крабом в прятки,
Китенка хлопну по плечу, дам корм морской лошадке!
Но очень я люблю играть и на волнах потанцевать!
Нептун : Русалочке на месте не сидится.
Ей хочется, и петь, и веселиться!
Эй, русалочки, плывите,
Всех гостей повеселите!
Вместе с Ариэль спляшите!
Танец Русалок.
Нептун: Ребята , а узнаете ли вы
Кто это со мною к вам гости пришел
*Глубоко на дне она, словно на небе видна. Но не светит и не греет -потому что не умеет. (Морская звезда)
Правильно , ребята.
А теперь Я и Мои Помощники Русалочка и Морская Звезда хотим с вами поиграть.
Нептун «Попади в цель». Дети строятся в 2 команды и по очереди стреляют в мишень из водного пистолета. Под мишенью следующая подсказка.
«Рыбалка». Дети строятся, по очереди подбегают к тазу с водой и рыбками, стараются поймать рыбку удочкой, и складывают в корзину. Под тазом следующая подсказка.
«Шторм»Дети сидят напротив друг друга и пытаются сдуть кораблики
«Бег в надувном круге»
«Фантастическое морское существо»
- Ваша задача: изобразить мелками на асфальте фантастическое морское существо, придумать ему имя.
Игра: «Отгадай морские загадки».
Загадки.
*Голова и восемь ног и зовут его (осьминог)
*Эта рыба — хищник злой,Всех проглотит с головой (Акула)
*Эта рыба-великан,над водой пустил фонтан (кит)
*Над волной дугою взвился,Спинкой чёрной заискрился. (дельфин)
*Глубоко на дне она,словно на небе видна. Но не светит и не греет -потому что не умеет. (Морская звезда)
Нептун: Воду я люблю!!! Молодцы ребята и про водичку знают стишки!
А что вы еще умеете делать?
Эстафеты с водой.
Капитан : В древние времена, когда ещё не изобрели водопровод - была такая профессия- водонос.
« Ловись, рыбка».
Ход: Каждый участник добегает до таза с водой , вылавливает сачком 1 рыбку и кладёт в ведёрко, затем передаёт сачок следующему. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
Игра «Боулинг»
Ход : На расстоянии 5-7 м выстраиваются 10 штук пластиковых бутылочек , емкостью. 0,5 л , наполненные водой. Дети по очереди сбивают их мячом!
При метком попадании зрители кричат «Буль-буль, Ура!», если не попал, предоставляется вторая попытка.
Нептун. Молодцы, ребята, порадовали меня царя!
А теперь попробуйте отгадать мои морские загадки:
1. По морю шумно идет,
К берегу подойдёт сразу пропадает. (Волна)
2. Кругом вода, а пить нельзя. (Море)
3. Из-под земли в подарок людям
Чистой воды оконце. (Родник)
4. Течёт, течёт не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит. (Река)
5. Туча шла. Прошла. На асфальте зеркала. (Лужи)
6. Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
7. Вильнёт хвостом туда-сюда,
Вильнёт – и нет ее следа. (Рыбка)
8. В синеве морских пучин
Бродит он по дну один.
Все в присосках восемь ног…
Кто же это?. (Осьминог)
9. Под водой она плывёт
Вечно задом наперёд,
Постоянно убегает,
Всех чернилами пугает. (Каракатица)
10.Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела. Это рыба. (Камбала)
Игра-забава «Бросаем водяные шарики-бомбочки в Нептуна»
Ход: Дети бросают в Нептуна, Нептун в детей.
Нептун: Молодцы, ребята, развеселили вы меня!
Я не буду поднимать бурю, не станет вода холодной. Не поднимут ветры огромные волны, не будут тонуть корабли!
А вы ребята, достойны, вступить в мое подводное царство-государство!
Слушайте мой приказ:
«Всех детей д /с «Солнышко» принять в морское царство Нептуна и разрешить купаться с взрослыми на всех морях, реках и озерах! Приказ скрепить водным обливанием!
(Нептун брызгает всех ребят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивный праздник на воде "Нептун в гостях у ребят"
спортивный праздник на воде для детей 4 -7 лет...
конспект развлечения "Праздник Нептуна"
развлечение на праздник Нептуна /настоящий праздник для детей!/...
Развлечение "День Нептуна"
Летний праздник для детей....
Сценарий праздника "Нептун в гостях у дошколят"
В нашем детском саду №35 стало традицией каждое лето вместе с родителями отмечать праздник на воде. Участие в таких праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, принос...
Летняя оздоровительная работа в детском саду: " Праздник Нептуна", развлечение "Саламандра - повелительница огня"
Интересные конспекты развлечений для детей в детском саду на улице в летний период...
Сценарий спортивного праздника на воде "Нептун в гостях у дошколят"
Праздник предназначен для детей подготовительной группы. Проводится в конце учебного года как итоговое....
Новый год в бассейне. праздник НЕПТУНА
праздник дя детей 4-7 лет и для младших;старших школьников...
- Мне нравится (1)