Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мишина Наталья Владимировна

Получать информацию о развитии растений самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                 141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д.

                                                                                                 тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                               fediukina.nadejda2012@yandex.ru

                                                                                                 

Экологический проект на тему

«Огород на окне» в средней группе

Авторы: Мишина Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ Д/С №23 «АЛЕНУШКА» г. Клин, Московская область, 2021г.


Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный март-апрель 2021г.

Актуальность проекта: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться 

Цель проекта: 
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях..
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена». 
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам: 
• «Семена»
• «Первые всходы» 
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 
8.
Консультация для родителей 
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

V. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома.

3.Презентация проекта.

VI. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

VII. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....