занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
«Знакомство с творчеством В. Бианки»
Воспитатель; Халманских А.Н.
МБДОУ «Детский сад № 18»
Цель: знакомить детей с миром природы через творчество русского писателя- природоведа В. Бианки.
Задачи : - закреплять знания детей о жителях леса
-развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию .
-продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения
-воспитывать любовь к природе
-воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Оборудование: портрет В. Бианки, иллюстрации животных, пластилин, семечки.
Предварительная работа: чтение произведений В. Бианки.
ХОД:
Включается запись – «Звуки природы»
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке. (дети подходят к книжному уголку)
Воспитатель: Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки, с которым я и хочу вас сегодня познакомить (показываю портрет). В Бианки написал много сказок и рассказов о природе. Многие мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве писателя. В. В. Бианки родился в г. Санкт — Петербург. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец был ученым – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающий птиц), а мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.
Маленький Виталий пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.
Перед вами только часть этих книг, которые написал В. Бианки.
Вот например, самая первая напечатанная книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка? (рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)
Но главной книгой для писателя стала его «Лесная газета». Эта книга была настоящей энциклопедией русской природы.
Давайте послушаем некоторые факты из жизни леса, природы:
(Выступление детей с демонстрацией иллюстраций животных)
реб. – Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.
реб. – Кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
реб. – Пчеле, чтобы собрать 100 кг мёда, надо облететь миллион цветков.
Ведущий: Эта книга много раз переиздавалась и постоянно пополнялась новыми материалами. Материал в книге был подобран как в настоящей газете: корреспонденции, статьи, очерки, заметки, телеграммы, письма, рисунки читателей, загадки. Вот некоторые из них. Это не просто загадки, а жалобы жителей леса на нерадивых посетителей.
Я зачитаю, а вы постарайтесь узнать, кто же жалуется.
Игра «Узнайте их!»
– Жалуемся! А что же нам делать? Когтей у нас нет, клыков – нет, вот всяк обидеть норовит. Кто ягод рябины захочет – срывает вместе с ветками с дерева кисти. Жёлуди нужны – сшибают с дуба камнями, палками, только треск идёт! Растопка для костра нужна – кору кольцом с берёзы или ели стешут. Да ещё топор в живой ствол по обух воткнут. Мы болеем, мы чахнем, а им и горя мало: в лесу, говорят вас много. – Кто жалуется? (Деревья)
– Жалуемся! Оскорбили словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварям? Почему на руках бородавки? Разве мы виноваты? А раз так – бей нас! – Кто жалуется? (Жабы)
– Что хотите делайте с нами: режьте, жарьте, варите, даже маринуйте! Только не портите нашу лесную подстилку! – Кто жалуется? (Грибы)
Ведущий: Узнайте, кто пришел на наш праздник:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и.. (совы)
Ведущий: Вот оказывается какая полезная и нужная птица сова. Ну что ж, Совушка, поиграй с нами.
Подвиж. игра «Совушка»
Ведущий: Ребята, Виталий Бианки очень любил отгадывать лесные загадки, которые оставляли звери. Попробуйте и вы отгадать их.
- Вот иголки и булавки вылезают из- под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.
(ёжик)
- Кто осенью спать ложится, а весной встает? (медведь)
- Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает – о жизни рассуждает. (сова)
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)
Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Итак, сказка начинается.
(показ настольного театра «Лесной колобок – колючий бок»)
Воспитатель Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели?
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Воспитатель: Кто написал сказку «Лесной колобок – колючий бок»
Воспитатель: Кто был главным героем сказки?
Воспитатель: Так кто же это «лесной колобок – колючий бок»?
Воспитатель: Конечно же? это лесной ежик. Давайте, сегодня сделаем главного героя сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Для этого нам понадобятся пластилин и природный материал – семечки.
(показ воспитателя)
Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал (форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок.
(дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает)
(анализ детских работ)
ИТОГ
Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?
Воспитатель: О чем писал В. Бианки?
Воспитатель: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии? (Дети отвечаю.)
Воспитатель: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...