Проект Огорд на окне
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дорощенко Елена Николаевна

Проект направлен на формирование у детей интереса к исследоватльской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx927.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Г. Иркутска детский сад №100 «Берегиня

«Огород на окне»

Исследовательский проект старшей группы «Капельки»

Педагог Дорощенко Е.Н.

Участники проекта:

дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.

Сроки проведения: средней продолжительности – 1 месяц

Проблема, ее актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями.

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Цель проекта: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горчица, укроп, цветы, овес).
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
  6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  8. Развивать познавательные и творческие способности.

Гипотеза

Я предполагаю, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
  2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  5. Создание в группе огорода на подоконнике.

Карта детских идей

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можем об этом узнать?

Зеленый лук полезный (Влад)

За огородом надо ухаживать, поливать (Рита)

Без солнца ничего не вырастит (Полина)

Что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год (Дима)

Что, если посадить семечко оно вырастить. (Даниил)

Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике? (Рита)

Что нужно сделать, чтобы семена выросли? (Нигорахон)

Какими бываю семена? (Кристина)

Откуда привозят семена? (Арина)

Кто и как выращивает красивые цветы? (Марьяна)

У воспитателя (Рита)

В интернете (Влад)

В книгах (Гриша)

Спросить у родителей (Кристина)

Посмотреть по телевизору (Полина)

Спросить у друзей (Даниил)

Предполагаемые продукты проекта:

Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный.

  • Постановка проблемы
  • Подбор наглядных пособий
  • Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки)
  • Подбор материалов для проведения исследования
  • Подбор дидактических, развивающих игр по теме
  • Подбор материалов для изобразительной деятельности
  • Внесение изменений в РППС группы через центры активности
  • Беседы с родителями по теме проекта

II этап. Деятельностный.

(сетевая паутинка по проекту по направлениям развития /образовательным областям)

Образовательная область
«Речевое развитие»

  • Беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»
  • Чтение художественной литературы с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке. Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино». Песня «Витамины» Филиппенко.
  • Словесные игры «Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово»

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

  • Дидактические игры: "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
  • Проблемно-игровые ситуации «Что будет, если не будет растений?», «Как сделать природу чище?»


Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поездка на дачу»,
«Магазин», «Детский сад», «Огород», «Мы помощники».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование: «Овощной суп», «Традицию семьи»
  • Ручной труд: Вышивание «Горох»
  • Аппликация Коллективная: «Грядка»
  • Лепка: «Лучек»

Образовательная область
«Физическое развитие»

  • Физ. минутки: «Горошины», «На огороде», «Овощи»
  • Гимнастика для глаз «Овощи ослик выбирает»
  • Пальчиковые гимнастики «За работу»
  • Подвижные игра: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»

Образовательная область
«Познавательное развитие»

  • Образовательные ситуации: «Я и моя семья»
  • Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.

III этап. Завершающий.

  • Презентация продуктов деятельности родителям
  • Оформление стенгазеты «Огорода на окне»
  • Коллаж
  • Книжка-малышка «Полезные овощи»
  • Высадка рассады в огород детского сада
  • Экскурсия в огород
  • Обсуждение итогов проекта в процессе чаепития. Рефлексия.

В ходе проекта «Огород на окне» мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту. Пополнили словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.

Трансляция проекта:

Литература.

  1. Стихи об овощах и фруктах: https://tsvetyzhizni.ru/shkatulka_sokrovisch/detskie-stixi/stixi-pro-ovoshhi-yagody-i-frukty.html 
  2. Книги о семье для дошкольников: Л.Воронкова «Грушевое яблочко», Лев Николаевич Толстой «Старик и яблони», Лев Николаевич Толстой «Косточка», А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», М. Исаковский «Вишня».
  3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  4. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  6. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
  7. 2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  8. 3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии с проекта "Огород на окне"

Как оформить "Огород на окне" в старшей группе? Может быть вам помогут мои фотографии....

Проект "Огород на окне"

Краткосрочный проект с детьми старшей группы "Огород на окне"....

Исследовательско-творческий проект "Огород на окне"

хочу предлжить вниманию коллег небольшой исследовательский проект "Огород на окне". Может быть для кого то это уже хорошо знакомая тема, а для кого то подсказка для будущей работы.Надеюсь , что данный...

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...

Проект "Огорд на оконе"

Воспитание у детей любви к природе. Привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, создание в группе огорода н...

Проект в младшей группе "Огорд на окне"

Привлечение внимания  детей к исследовательской и природоохранной деятельности...