Картотека экспериментов для детей средней группы
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Эксперименты для детей с водой, воздухом, растением и человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_eksperimentov_dlya_detey_sredney_gruppy.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Окрашивание воды Цель: Помочь выявить свойства воды Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная) - Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду). Нельзя брать грязные пальцы в рот. - Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика) - Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее) Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются. Вода | Тема. Играем с красками Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Материал: прозрачная вода, краски. Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. Краски, словно радуга, Красотой своей радуют детей. Оранжевые, желтые, красные, Синие, зеленые – разные. - Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски? Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой). Зарисовка результатов эксперимента. Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. Вода |
Тема. Друзья. Цели: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательностью Материал. Вода. Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. - Знаете ли вы, из чего состоит вода? Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами. Стакан с водой на несколько минут дети ставят на солнце. – Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки). Это кислород. Бутылку с водой изо всех сил трясут. Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков) Делают зарисовки. Вывод. В состав воды входит кислород. Он появляется виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде. Вода | Тема. Вода бывает теплой, холодной, горячей Цель. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: вода – холодная, теплая, горячая, 3 кусочка льда. Оборудование: 3 стаканчика, водный термометр. Сравниваем температуру воды в стаканах вначале пальчиками, затем с помощью термометра. Правила: - пробовать воду с холодной; - аккуратно обращаться с термометром; - не брать лед в рот Раздаются стаканчики, измеряется температура, затем кладется по кусочку льда в каждый стаканчик. - Почему вода стала холоднее? В реках, озерах, морях вода может быть разной температуры. Где больше разных растений и животных? (В теплых водоемах). В природе ест необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в таком горячем «доме»? (Особенные водоросли) Делают зарисовки. Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. Вода |
Тема. Танец горошин Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: вода, горошины. Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши. Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке. Аккуратно обращайтесь со всеми материалами. Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой. - Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Зарисовка результатов эксперимента. Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Воздух | Тема. Поиск воздуха Цели: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: вода. Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. Докажем, что вокруг нас есть воздух. Как? Не размахивайте сильно предметами, особенно, когда рядом есть другие дети. Дети показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели (дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет). Вывод. Вокруг нас есть воздух. Воздух |
Тема. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Цель. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла. Игра с воздушным шариком. Как можно проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь спокойно протыкаем шарик. Зарисовка результатов эксперимента. Вывод: Имеется способ протыкания воздушного шара без вреда для него. Воздух | Тема. Веселая полоска Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность. Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши. Будем мы сейчас играть И полоску оживлять. Раз, два, три – посмотри! - Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух? Нельзя брать бумагу в рот. Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее. - Почему она движется?(Она легкая) Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух. - Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух) Делают зарисовки. Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха. Воздух |
Тема. Подводная лодка из винограда Цель: Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка. Оборудование: стакан. - Почему рыба может подниматься верх и опускаться вниз? Аккуратно обращайтесь со стаканом. Дети бросают в стакан со свежей газировкой виноградинку. - Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно и на нее начали садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики) - Что произошло с виноградинкой? (Она всплыла) - Что происходит на поверхности с пузырьками? (Они лопаются) Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно) Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускается пузырь. Рыба всплывает. Вывод: Рыбы поднимаются и опускаются благодаря сжатию и расширению пузыря. | Тема. Делаем облако Цели: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. Материал: горячая вода, кусочки льда. Оборудование: трехлитровая банка, противень. Давайте сами сделаем облако. Правила: - Аккуратно обращайтесь со стеклянными предметами. - Не брать в рот лед. - Не трогать банку с горячей водой. Воспитатель наливает в банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладет на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Делают зарисовки. Вывод: Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. |
Тема: Что любят растения? Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Материал: 2 -3 одинаковых растения. Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Суть эксперимента – в разном уходе за растениями. Воспитатель выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать. Дети по – разному ухаживают за растениями, длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением. Зарисовывают каждый результат, сравнивают с рисунками – прогнозами. Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы. Растения | Тема: Где живут зернышки? Цель: Познакомить со строением колоска. Материал: колоски. Оборудование: подносы. Воспитатель показывает зернышки. - Знаете ли вы, где их домики? Дети разбирают колоски и отыскивают в них зернышки. Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске. Растения |
Тема: Где прячутся детки? Цель: Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи. Незнайка захотел сделать доброе дело – вырастить дерево. Но не сумел. Поможем ему. Вырастим растение из листочка и из семени. Выполняются рисунки – прогнозы. Рассматривают листья и семена, называют их. - Что для роста растения необходимо? (Вода и земля) Помещают на дно неглубокой емкости на влажную вату лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7 – 10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке. Дети сравнивают рисунки – прогнозы с результатами эксперимента. Вывод: Новые растения прорастают из семян. Растения | Тема. Хитрые семена. Цель: Познакомить со способами проращивания семян. Оборудование: 2 баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши. - Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю, однако не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Давайте научимся правильно проращивать семена и узнаем, какие прорастают быстро, а какие – медленно. Рисунки – прогнозы сухих и ранее замоченных семян. Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают. Другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю. Отмечают, какие семена взошли первыми. Результаты зарисовывают и сравнивают с рисунками – прогнозами. Вывод: Заранее замоченные семена проросли быстрее. Растения |
Тема: Соревнование Цели: Познакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность. Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Оборудование: 2 стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши. - Где мягче почва – на газоне или на тропе? Трогают почву в баночках, делают луночки. - В какую почву палочка проходит легко, в какую – с трудом? Сажают в лунки черенки традесканции, поливают их. Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему? Делают зарисовки. Вывод: Уплотненная почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду, рыхлая почва хорошо пропускает воду и воздух, быстро высыхает. Растения | Тема: Потеря воды во время дыхания Цель: Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. Оборудование: холодное стекло. - Как человек теряет воду? Подышите на холодное стекло. - Что увидели? (Стекло покрылось капельками воды, запотело) - Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха .За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Следовательно, столько же ему надо выпить или употребить с пищей. В любой пище – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества. Вывод. Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался. Человек |
Тема. Значение расположения ушей Цель: Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает 2 другим детям справа и слева позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети рисуют голову с ушами. Вывод: Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон. Человек | Тема. Отгадай на вкус Цель: Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). Материал: от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. - Можно ли определить вкус пищи, не видя ее? Кладет в рот ребенка по очереди маленькие кусочки разной пищи, при этом глаза у него закрыты. Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи. Вывод: Вкус пищи можно определить, не глядя на нее. Человек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - эксперимент для детей средней группы на тему: «Пейте куклы вкусный сок»
Выявить свойства воды и красок. Способность красок растворяться в воде и изменять ее цвет. ...
Игра - эксперимент для детей средней группы на тему: «Тонет – не тонет»
На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми, тонуть и оставаться на поверхности....
Картотека игр-экспериментов для детей средней группы
Картотека игр поможет воспитателю в организации работы по экспериментированию с детьми среднего дошкольного возраста...
Картотека экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
Картотека экспериментов для детей среднего дошкольного возраста...
Картотека опытов и экспериментов для детей средней группы
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и ...
Картотека экспериментов для детей средней группы.
Картотека экспериментов для детей средней группыРазработка содержит описание экспериментов с детьми среднего дошкольного возраста....
Картотека игр-экспериментов для детей средней группы
Картотека игр-экспериментов для детей средней группы...