Занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
У детей нужно воспитывать осознанное отношение к природе, открывать загадочный мир природы и формировать основы экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ «БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
Воспитатель: Тергалова Н.И.
Цели
Развивать у детей умение составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей.
Развивать логическое и ассоциативное мышление на основе нахождения признаков сходства домашних животных с другими объектами.
Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным, познавательный интерес.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит игровой персонаж Незнайка. Он принес с собой конверт, в котором лежат картинки с изображениями разных домашних животных. Он говорит детям, что принес изображения диких зверей. Дети на основе моделей доказывают, что Незнайка ошибся. Это домашние животные.
Затем педагог предлагает всем вместе поиграть в игру «Поле чудес».
Игровой барабан разделен на несколько секторов. В каждом секторе лежит карточка с изображением домашнего животного. Дети по очереди крутят барабан и составляют описательный рассказ о том животном, на котором остановилась стрелка.
Физминутка. Педагог предлагает детям присесть на «лесной полянке». Дети распологаются на ковре. (Звучит аудиозапись с голосами лесных птиц и другими звуками леса.) Педагог спрашивает детей, что они чувствуют, сидя на лесной поляне. Дети делятся своими ассоциациями.
Педагог предлагает детям обернуться вокруг себя и «превратиться в кузнечиков».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Вокруг себя повернитесь
И в ребяток превратитесь.
На «поляне» на мольберте размещена демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог предлагает детям поиграть в новую игру и открывает картину. Задание детям: рассмотреть картину и найти как можно больше общего между изображением кошки и другими изображениями (например, и у кошки, и у собаки 4 ноги, они домашние животные, у них тело покрыто шерстью и др.)
Незнайка удивляется, как много дети знают о домашних животных, а педагог предлагает детям загадать Незнайке загадки о них.
Дети загадывают Незнайке загадки о животных. Он отгадывает, но неверно, путается. Дети поправляют его.
Загадки о домашних животных
В воде купался, Гладишь- ласкается,
Сухим остался. (гусь) Дразнишь- кусается. (собака)
Вместо хвостика- крючок, Ходит по двору будильник,
Вместо носа- пятачок. Разгребает лапкой сор,
Пятачок дырявый, Расправляет с шумом крылья
А крючок вертлявый. (поросенок) И садится на забор. (петух)
С хозяином дружит, Мягкие лапки,
Дом сторожит, А в лапках-
Живет под крылечком, Цап- царапки. (кот)
А хвост колечком. (собака)
Педагог говорит, что могут быть и другие загадки, и предлагает Незнайке и детям угадать загаданное домашнее животное по звукам, которое оно издает. ( Звучит аудиозапись с голосами домашних животных: корова, свинья, лошадь, кошка, собака)
Дети вместе с Незнайкой отгадывают, чьи голоса они услышали.
Незнайка спрашивает у детей, что нужно делать, чтобы подружиться с домашними животными. Дети объясняют (любить, кормить, ухаживать).
Незнайка благодарит и прощается с детьми и педагогом.
ЗАНЯТИЕ «РЕЧКА, РЕЧЕНЬКА, РЕКА»
Воспитатель Тергалова Н.И.
Цели
- Расширять представления детей об окружающем мире, учить составлять по памяти описательны рассказ о знакомых реках.
- Развивать умение сравнивать и находить различия между горной и равнинной реками.
- Воспитывать бережное отношение к реке как к источнику жизни.
Ход занятия
Дети рассаживаются на ковре в удобной позе. Перед ними- демонстрационная картина, накрытая тканью.
П е д а г о г. Ребята, давайте вспомним лето. Вы все отдыхали – кто на даче, кто в деревне- и, наверно, купались в речке или озере. А как вы думаете, все реки одинаковые или разные? (дети называют, что реки разные и называют по-разному).
Реки бывают равнинные. Такие реки текут медленно, плавно, берега у них низкие. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. Посмотрите на эту картину и скажите, какие на ней изображены реки и почему вы так думаете. (педагог показывает картинки)
Дети рассматривают сначала изображения горной реки и объясняют, почему они считают, что она горная (бурый поток, каменистые крутые берега). Педагог спрашивает детей, приятно ли купаться в такое реке и почему. (Нет, вода в горных реках обычно холодная, кроме того, опасно- бурный поток может унести.)
Аналогично рассматривается и изображение равнинной реки. Дети объясняют, почему они считают, что она равнинная (широкая, спокойная, с пологими берегами). Дети рассматривают изображение лодки и предполагают, кто в ней находится (например, рыбак). Педагог предлагает подумать- можно ли на такой лодке отправиться в плавание по горной реке. (Нет, лодка перевернется.) Педагог обращает внимание детей на берега реки и пасущихся там коров. Предлагает переселить коров на берега горной реки. Дети, объясняют , почему этого нельзя делать (коровы захотят пить, пойдут к реке и сломают себе ноги).
Педагог предлагает детям подумать, где начинаются эти реки, где они рождаются. Читает стихотворение И.А. Бунина:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Педагог спрашивает детей, какая река рождается из такого родника- равнинная или горная- и почему они так думают. Затем берет карточку с изображением истока горной реки- родника- и прикрепляет ее к верхней части этой реки. Педагог задает вопрос- а какой же источник может быть у равнинной реки. (Небольшие озерца.)Педагог прикрепляет соответствующую карточку к верхней части равнинной реки.
Педагог предлагает детям отгадать звуковую загадку. (Звучит аудиозапись: звуки, которые издают бегущий ручеек, горная река, равнинная река, водопад. Дети отгадывают, что шумит.)
Педагог предлагает детям рассказать о той реке, в которой они плескались, купались летом. Рассказ строится по следующему плану: название реки, какая в ней вода- чистая, грязная, мутная, прозрачная. Какое у нее течение- быстрое, бурное, спокойное, плавное. Детям надо рассказать и о размере реки, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые или пологие, высокие или низкие, и как можно о ней сказать: это река, речка, реченька или речушка.
ЗАНЯТИЕ « КТО ЖИВЕТ В РЕКЕ И В ОЗЕРЕ»
Воспитатель Тергалова Н.И.
Цели
- Закреплять знания о пресноводных обитателях рек и озер.
- Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер.
- Развивать связную речь и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, напротив них- демонстрационная картина, накрытая тканью.
П е д а г о г (в руках держит игрушечную рыбку). Ребята, сегодня у нас необычный день, день Ерша Ершовича, и мы с вами вспомним всех, кто живет с ним по соседству: зверей, рыб, птиц, которые гнездятся в камышах у берегов рек и озер.
Открывается картинка. Дети рассматривают реку и называют водоплавающих птиц. Педагог предлагает вспомнить и загадать Ершу Ершовичу о них загадки.
Красные лапки, щиплют за пятки. (гуси) Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (утка)
Улетали с севера на юг
И теряли белый- белый пух. (лебеди)
Педагог предлагает детям подумать, что общего у всех этих птиц, чем они похожи? (Водоплавающие, на зиму улетают в теплые края, питаются мелкой рыбкой.)
Далее педагог загадывает детям загадку:
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто же это? (щука)
Детям задается вопрос: друг или враг для Ерша Ершовича?
Педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ерши и щука».
Звучит стихотворение Ю. Могутина «Ерши»:
Над речушкой в тиши
Шелестят камыши,
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас, ершей- малышей,
Щука ждет из камышей.
(Дети тихонько бегают по группе и подходят к ведущему- «щуке». «Щука» ловит «ершей», дети разбегаются.) Игра повторяется 2-3 раза.
После этого дет вновь располагаются перед картиной.
Им предлагается представить, кто же из друзей Ерша Ершовича может жить под водой. Дети высказывают предположения. Педагог открывает подводную часть картины. После того как дети рассмотрят ее, педагог просит назвать на картине известных им рыб и рассказать, как они их узнали: сом- темно-серый, с длинными усами и большой головой; карась- широкий, как блюдце; окунь- зеленый, полосатый, с красными плавниками; сазан- золотистый, толстый; пескарь- маленький, песочного цвета; кар- похож на сазана, только шире; уклейка- длинная, маленькая, беленькая, с черной спинкой; красноперка- беленькая, с зеленой спинкой и красными плавниками; лещ- бело-золотистый, широкий, как блюдо; щука- длинная, зеленая с пятнышками, с большой зубастой пастью.
Педагог загадывает детям загадки.
По дну реки гулять идет.
И ножницы с собой несет. (рак)
Пузырек в воде резвился,
В лягушонка превратился. (головастик)
У лошадки- жеребенок, Сидит Арина,
А у свинки- поросенок, Не говорит- терпима,
У собаки- щенок, А речь начнет-
А у рыбки- …(малек) Досада возьмет. (лягушка)
П е д а г о г: Да, ребята, Ерш Ершович не ожидал, что вы столько знаете о его соседях. А хотите напоследок поиграть в лягушат?
Раньше были мы икрою,
Ква-ква!
А теперь мы все- герои,
Ать- два!
Головастиками были,
Ква- ква!
Дружно хвостиками били,
Ать- два!
А теперь мы- лягушата,
Ква- ква!
Прыгать с берега, ребята,
Ать- два!
И с хвостом, и без хвоста,
Жить на свете- красота!
(Дети шагают на месте, размахивая руками. Прыгают на двух ногах. Прыгают на двух ногах с продвижением вперед.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...