Познавательное развитие. Картотека игр-экспериментов на лето.
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Картотека игр-экспериментов на лето в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr-eksperimentov.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с ветром, водой, песком летом на участке
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра,
как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей
познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности
экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
интересующих вопросов: почему? зачем? как? что будет если?
Игры с песком.
«Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
«Из чего состоит песок».
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
«Определение цвета».
Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого). А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)
Вывод. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
«Ветер».
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган –
резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к.
песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
«Своды и тоннели».
Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или
горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют
предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок,
выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
«Песочные часы».
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».
Игры с водой.
Играя с водой, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
«Способность воды отражать окружающие предметы».
Внести таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
«Тонет, не тонет».
В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
«Цветы лотоса».
Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится
тяжелее и лепестки распускаются).
«Веселые кораблики».
Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».
Игры с воздухом.
На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:
«Воздух есть везде».
Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки. А теперь – пусть нажмет на бутылку. Что заставило шарик надуться? Пускай малыш зарисует то, что у него получилось. Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.
«Помашем веером».
Предложите ребёнку помахать веером около лица. Задайте несколько вопросов: что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
«Поймаем воздух».
Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
«Упругий воздух».
Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
«Живой пластилин».
Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду,
во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков
пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько вопросов: что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин
всплывает на поверхность.
«Реактивный шарик».
Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его
внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и
выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие
результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.
После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в
результате развивается умение думать, рассуждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие с использованием экспериментов с объектом неживой природы для детей старшего дошкольного возраста.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы....
Конспект НОД по познавательному развитию («исследование и эксперименты» ) в старшей группе д/с Тема : «Лёд, вода, пар»
Занятие позволяет детям в интересной форме (эксперимента) закрепить три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное....
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Опыты и эксперименты с водой" в младшей группе
Конспект совместной деятельности для детей младшей группы по познавательному развитию "Опыты и эксперименты с водой"...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Эксперименты с мукой и солью"
Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится...
НОД по познавательному развитию "Воздух - невидимка" (эксперименты)
НОД содержит эксперименты с воздухом....
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Лето, лето красное»
Познакомить детей с признаками лета.Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.Воспитывать умение видеть красоту природы летом....
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Лето, лето красное»
Познакомить детей с признаками лета.Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.Воспитывать умение видеть красоту природы летом....