«Первоцветы – вестники весны» проект (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Актуальность.

Дошкольное детство является тем возрастным периодом, когда у ребенка активно формируется отношение к себе, окружающим его людям, окружающему миру. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления от знакомства с природой, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Именно в этом возрасте важно создать условия для формирования у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано, научить их беречь окружающий мир. 

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. В процессе общения с природой дошкольники учатся любить ее, относиться бережно к объектам живой природы, сопереживать, проводить наблюдения. К детям приходит понимание того, что наша Земля не может существовать без растений, они помогают нам дышать, очищая воздух, лечат от болезней и украшают окружающее пространство эстетически, наполняя яркими красками.

Наступило время весны и природа пробуждается от сна. Ребята с интересом наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, стараются объяснить причины этих изменений. Как только сходит снег, кое – где появляются первые весенние цветы. Это первоцветы – растения, цветущие тогда, когда на деревьях еще нет листвы, трава только начинает пробиваться и до земли доходит каждый теплый солнечный лучик, согревая ее.
       Задача взрослых – познакомить детей с некоторыми видами первоцветов, особенностями их внешнего вида, связанными с ними сказками и легендами, научить ухаживать за ними, беречь и охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7045.docx384.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52г. «Аленький цветочек»
(МБДОУ «Детский сад № 52 г. «Аленький цветочек»)

«Первоцветы – вестники весны»

Экологический проект

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

Разработала

Воспитатель Иваненкова А.В.

Актуальность.

Дошкольное детство является тем возрастным периодом, когда у ребенка активно формируется отношение к себе, окружающим его людям, окружающему миру. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления от знакомства с природой, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Именно в этом возрасте важно создать условия для формирования у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано, научить их беречь окружающий мир.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе дошкольного образования, способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. В процессе общения с природой дошкольники учатся любить ее, относиться бережно к объектам живой природы, сопереживать, проводить наблюдения. К детям приходит понимание того, что наша Земля не может существовать без растений, они помогают нам дышать, очищая воздух, лечат от болезней и украшают окружающее пространство эстетически, наполняя яркими красками.

Наступило время весны и природа пробуждается от сна. Ребята с интересом наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе, стараются объяснить причины этих изменений. Как только сходит снег, кое – где появляются первые весенние цветы. Это первоцветы – растения, цветущие тогда, когда на деревьях еще нет листвы, трава только начинает пробиваться и до земли доходит каждый теплый солнечный лучик, согревая ее.
     Задача взрослых – познакомить детей с некоторыми видами первоцветов, особенностями их внешнего вида, связанными с ними сказками и легендами, научить ухаживать за ними, беречь и охранять.

 

Проблема.

При вовлечении детей в беседу на тему «К нам весна шагает быстрыми шагами» с использованием алгоритмических схем, демонстрирующих набор весенних природных явлений, было установлено, что дошкольники имеют скудные представления о первоцветах. Дети затруднялись отвечать на вопросы «Как называются  цветы, которые появляются весной первыми?», «Какие вы знаете первоцветы?». При использовании демонстрационного материала (плаката с изображениями первоцветов), ребята смогли назвать только один первоцвет – подснежник. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

Тип проекта:
- по целевой установке: информационно - практико - ориентированный;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности:
среднесрочный;
- по предметно - содержательной области:  
межпредметный (интеграция областей – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,«Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»)
- по характеру координации:
с открытой  координацией;

- по характеру контактов: внутренний.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Объект исследования: первоцветы.

Цель: создание условий для приобщения детей к миру природы, формирования экологических представлений о первоцветах (многообразие видов, внешние особенности, способы ухода, защиты и охраны)

Задачи
Образовательные:
- расширять и углублять знания детей о первоцветах, многообразии видов в природе;
- формировать представления о роли первоцветов в природе и в жизни людей (пользе, эстетической роли, целебных свойствах, характере взаимодействия с насекомыми и животными);
- создавать условия для обучения детей проведению цикла наблюдений за изменениями в развитии и росте первоцветов, используя объекты, растущие на территории детского сада – крокусы, примулу, мускари, мать – и мачеху, ветреницу, медуницу, пролеску, нарциссы;

- расширять знания об условиях, необходимых для роста первоцветов;

- формировать представления о роли человека в сокращении численности первоцветов и о занесении некоторых видов в Красную книгу (большинство видов подснежников отнесены к исчезающему виду);

- обучать детей ухаживать за цветами, защищать и охранять их;

- формировать навыки экологически грамотного поведения детей в природе.
Развивающие:
- способствовать расширению кругозора, обогащению представлений об окружающем мире;
- создавать условия для развития познавательной и творческой активности;

- развивать умение «видеть» природу, понимать ее значение;

- создавать условия для развития понимания у детей необходимости охраны природы;

- создавать условия для развития связной речи детей, обогащения активного и пассивного словаря;

- развивать интерес детей к первоцветам, используя литературные произведения – легенды, сказания, истории, сказки, предания;

- способствовать вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс в качестве его участников;

- создавать условия для обогащения предметно –пространственной среды группы материалами и оборудованием по теме проекта, привлекая к работе семьи воспитанников (подбор стихов, загадок, картинок, иллюстраций, создание развивающих игр, папок – передвижек, мини – проектов о некоторых видах первоцветов).

Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе в целом и к первоцветам в частности;

- создавать условия для нравственных, партнерских взаимоотношений между сверстниками в ходе разных видов деятельности (познавательной, исследовательской, экспериментальной, трудовой, игровой, двигательной);

- воспитывать интерес к уходу за растениями;

- создавать условия для формирования нравственных качеств (доброжелательности, сострадания, заботливости, уважения, терпеливости и др.).

Краткое описание проекта

В ходе проекта педагогами используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. На протяжении всего периода реализации проекта запланировано привлечение родителей к оказанию помощи в осуществлении разного рода мероприятий (сбор информации и создание мини – проектов; прогулка в лес или парк для знакомства ребенка с условиями произрастания первоцветов в природе (например, ветрениц); участие в создании фотоальбома «Первоцветы рядом с нами», участие в создании мини – выставки «Первоцветы на предметах быта» и т. д.).

В проекте предоставлено планирование деятельности по областям, планирование деятельности по направлениям, перспективное планирование по теме проекта, фотогаллерея по ходу реализации проекта, приложения с произведениями, стихами, заданиями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
- сформированность у детей системы знаний о первоцветах, их многообразии, внешних особенностях, роли в природе и в жизни людей;

- сформированность представлений о роли человека в уходе за первоцветами, защите и охране их;
- овладение участниками проекта необходимыми практическими навыками по уходу и заботе о первоцветах, приобретенными в процессе экспериментально – исследовательской и трудовой деятельности;
- развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей;
- укрепление семейных отношений в ходе совместной деятельности родителей и детей по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (определение уровня знаний детей в процессе опосредованной деятельности; определение темы проекта, постановка проблемы, формулировка цели и задач; сбор информации, подбор необходимой литературы, организация предметно – пространственной развивающей среды, создание необходимых условий для реализации проекта)

2. Основной этап – реализация проекта (в четырех направлениях - организованная образовательная деятельность, непрерывная образовательная деятельность

педагога с детьми в режимных  моментах, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность родителей и детей) –

3. Заключительный этап (выставка детских работ)

Планирование деятельности по областям

Познавательное

развитие

  • Свободное общение на темы: «Какие бывают цветы?», «Из чего состоит цветок?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Как мы заботимся о первоцветах?»
  • Беседа «Первоцветы – вестники весны»
  • Презентация «Первые вестники весны - первоцветы»
  • Работа с детской энциклопедией «Цветы»
  • Работа с предметными карточками с изображениями первоцветов.
  • Работа с альбомом «Первоцветы», наполненным иллюстративным материалом по теме.
  • Дид. игры: «Какого цветка не стало?», «Узнай цветок по описанию», «Четвертый – лишний», «Собери цветок» (разрезные картинки), лото «Цветы», «Что изменилось?», «Мемори. Первоцветы»
  • Рассматривание натуральных объектов – первоцветов.
  • Цикл наблюдений за первоцветами в природе и на клумбе.
  • Создание мини – проектов о первоцветах.
  • Создание выставки «Первоцветы на предметах быта»
  • Викторина «Знатоки первоцветов»

Речевое развитие

  • Чтение стихов о первоцветах.
  • Чтение сказки – пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», просмотр мультфильма по сказке.
  • Ситуационное общение «Цветы в легендах»
  • Цикл «Цветы в легендах и мифах» - чтение глав из книги «Царство Флоры»; чтение легенд, мифов, преданий, сказок.
  • Словесные игры: «Отгадай загадку и найди цветок», «Выйди на крылечко, доскажи словечко», «Цветочные загадки», «Назови ласково», «Один – много»
  • Составление рассказов о первоцветах по плану.
  • Разучивание стихотворений: «Подснежники» Т. Белозерова, «Если я сорву цветок» Т. Собакина.

Художественно –

эстетическое

развитие

  • Раскраски по теме проекта.
  • Задания: «Соедини по точкам и раскрась», «Соедини по цифрам и раскрась»
  • Аппликация: «Нежные подснежники» (в технике Оригами), «Примула», раскраска – аппликация «Букет нарциссов»
  • Рисование с использованием алгоритмических схем: «Крокусы», «Подснежник», «Пролеска», «Мать – и – мачеха», «Тюльпан», «Полянка ветрениц»
  • Рисование с использованием нетрадиционных приемов: «Тюльпан», «Подснежники» (в технике Пуантилизм), «Гиацинт» (использование трубочек для коктейлей), «Мускари» (использование ватных палочек), «Подснежники» (использование восковых мелков, акварели)
  • Лепка «Подснежник», «Мать – и мачеха» (в технике пластилинография)
  • Коллаж коллективный «Полянка с первоцветами»

Физическое

развитие

  • Подвижные игры: «Садовник»,  «Раз, два, три – к названному цветку беги», «Я знаю пять названий цветов»
  • Упражнение для кистей рук «Цветок»

Социально –

коммуникативное

развитие

  • Создание фотовыставки (фотоальбома) «Первоцветы рядом с нами»
  • Создание проблемной ситуации « Что будет, если не станет первоцветов?»
  • Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.
  • Ситуационное общение «Инструменты для ухода за цветами могут быть опасны»

Планирование деятельности по направлениям

Направление проекта

Методы

Программное содержание

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познавательное развитие

Беседа «Первоцветы – вестники весны»

Просмотр презентации «Первые вестники весны - первоцветы»

Рассматривание натуральных объектов – первоцветов.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование с использованием алгоритмических схем: «Крокусы», «Подснежник», «Пролеска», «Мать – и – мачеха», «Тюльпан», «Полянка ветрениц»

Рисование с использованием нетрадиционных приемов: «Тюльпан», «Подснежники» (в технике Пуантилизм), «Гиацинт» (использование трубочек для коктейлей), «Мускари» (использование ватных палочек), «Подснежники» (использование восковых мелков, акварели)

Лепка «Подснежник», «Мать – и мачеха» (в технике пластилинография)

Аппликация: «Нежные подснежники» (в технике Оригами), «Примула», раскраска – аппликация «Букет нарциссов»

Образовательная область «Речевое развитие»

Составление рассказов о первоцветах по плану.

Расширять и углублять знания детей о первоцветах, многообразии их видов в природе; формировать представления о роли первоцветов в природе и в жизни людей (пользе, эстетической роли, целебных свойствах, характере взаимодействия с насекомыми и животными).

Закреплять умение работать по алгоритмическим схемам, делать наброски простым карандашом, вписывать изображение в лист.

Знакомить с нетрадиционными техниками рисования, развивать творческие способности.

Учить использовать в лепке различные приемы, знакомить с техникой Пластилинография.

Формировать навыки применения в аппликации разных техник работы с бумагой.

Формировать умение составлять рассказ в соответствие с планом, развивать связную речь.

Непрерывная

образовательная деятельность

педагога с детьми в режимных

 моментах

Цикл наблюдений за первоцветами на клумбе с последующим обсуждением.

Свободное общение на темы:

«Какие бывают цветы?», «Из чего состоит цветок?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Как мы заботимся о первоцветах?»

Проблемная ситуация

«Что будет, если не станет первоцветов?»

Дидактические игры: «Какого цветка не стало?», «Узнай цветок по описанию», «Что изменилось?»

 

Чтение стихов, легенд, мифов, преданий, сказок.

Ситуационное общение «Цветы в легендах»

Цикл «Цветы в легендах и мифах» - чтение глав из книги «Царство Флоры».

Чтение сказки – пьесы С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Просмотр мультфильма по сказке.

Словесные игры: «Отгадай загадку и найди цветок», «Выйди на крылечко, доскажи словечко», «Цветочные загадки», «Назови ласково», «Один – много»

Разучивание стихотворений: «Подснежники» Т. Белозерова, «Если я сорву цветок» Т. Собакина.

Подвижные игры: «Садовник», «Раз, два, три – к названному цветку беги», «Я знаю пять названий цветов»

Упражнение для кистей рук «Цветок»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами.

Ситуационное общение «Инструменты для ухода за цветами могут быть опасны»

Создание выставки «Первоцветы на предметах быта»

Создавать условия для обучения детей проведению цикла наблюдений за изменениями в развитии и росте первоцветов, используя объекты, растущие на территории детского сада – крокусы, примулу, мускари, мать – и мачеху, ветреницу, медуницу, пролеску, нарциссы. Расширять знания об условиях, необходимых для роста первоцветов. Учить в процессе наблюдения находить ответы на вопросы педагога по теме.

Учить детей анализировать ситуацию, делать выводы.

Развивать любознательность, наблюдательность. Закреплять изучаемый материал в играх.

Развивать интерес детей к первоцветам, используя литературные произведения – легенды, сказания, истории, сказки, предания.

Формировать умение внимательно слушать произведения, развивать память.

Приобщать детей к художественной литературе.

Формировать навыки работы с загадками, активизировать и обогащать словарный запас детей, создавать условия для работы над грамматическим строем речи и словообразованием.

Учить поэтическое произведение с использованием приемов мнемотехники. Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Создавать условия для овладения детьми  новыми играми и введения их ежедневную практику. Развивать физические качества.

Обучать детей ухаживать за цветами, защищать и охранять их.

Формировать навыки экологически грамотного поведения детей в природе. Воспитывать интерес к уходу за растениями.

Создавать условия для обогащения предметно –пространственной среды группы по теме проекта.

Самостоятельная деятельность

детей

Рассматривание книг, иллюстраций, открыток, фотографий по теме.

Дидактические игры: «Четвертый – лишний», «Собери цветок» (разрезные картинки), лото «Цветы», «Мемори. Первоцветы»

Коллаж коллективный «Полянка с первоцветами»

Создание книжки – самоделки «Первоцветы»

«Центр творчества» – раскраски, рисование, лепка, аппликация, задания «Соедини по точкам и раскрась», «Соедини по цифрам и раскрась»

Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом.

Развивать умение выделять главные признаки, складывать из частей целую картинку; развивать внимание, мышление, память.

Создавать условия для нравственных, партнерских взаимоотношений между сверстниками в ходе разных видов деятельности (познавательной, исследовательской, экспериментальной, трудовой, игровой, двигательной)

Привлекать детей к самостоятельной деятельности.

Совместная

деятельность

родителей

и детей

Цикл наблюдений за первоцветами в природе с последующим обсуждением.

Создание творческих семейных работ и мини – проектов о первоцветах, выбранных детьми в ходе жеребьевки.

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» экспонатами

Способствовать вовлечению родителей в воспитательно – образовательный процесс в качестве его участников.

Создавать условия для укрепления семейных отношений в ходе совместной деятельности родителей и детей по подбору информации для мини - проектов, выполнению творческих семейных работ.

Создавать условия для обогащения предметно –пространственной среды группы по теме проекта.

Перспективное планирование

Подготовительный этап – 2 недели

1 - я неделя

Определение у детей уровня знаний о первоцветах в процессе опосредованной деятельности.

Обработка полученной информации.

Разработка проекта «Первоцветы – вестники весны»

Создание паспорта проекта.

Подбор методического сопровождения для реализации проекта (литературы, наглядного иллюстративного материала, игрового оборудования и др.)

Создание развивающей среды по теме проекта.

Свободное общение на тему «Какие бывают цветы?»

Чтение - сказка – пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Просмотр мультфильма по сказке С. Я. Маршака.

Основной этап – 6 недель

2- ая неделя

Создание тематического центра по проекту (натуральные объекты для рассматривания, настольные игры, энциклопедии, тематические альбомы и папки, сборники художественных произведений, папки – передвижки, иллюстративный материал и др.)

Создание выставки «Первоцветы на предметах быта»

Беседа «Первоцветы – вестники весны»

Просмотр презентации «Первые вестники весны – первоцветы»

Чтение – «Сказка о подснежнике»

Задание «Соедини по точкам, потом раскрась. Подснежники»

Рисование «Тюльпан» (в технике Пуантилизм)

Работа с раскрасками «Первоцветы»

Подвижная игра «Садовник»

3 – ая неделя

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» новыми экспонатами.

Дид. игры «Четвертый – лишний», «Мемори. Первоцветы»

Словесная игра «Цветочные загадки»

Чтение – «Фиалка и Подснежник»

Ситуационное общение «Цветы в легендах»

Чтение глав из книги «Царство Флоры» - «Кто создал шафран из хвоста птицы Гаруды», стр. 310.

Рассматривание натуральных объектов. Крокусы.

Рисование «Крокусы» (по алгоритмическим схемам)

Работа с раскрасками «Первоцветы»

Задания «Соедини по точкам, потом раскрась», «Соедини по цифрам, потом раскрась»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами.

3 – я неделя

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» новыми экспонатами.

Чтение – стихи о первоцветах.

Свободное общение на тему «Из чего состоит цветок?»

Чтение глав из книги «Царство Флоры» - «Подснежники – утешение для Евы», стр. 232.

Рисование «Подснежник» (по алгоритмическим схемам)

Рисование «Подснежники» (в технике Пуантилизм)

Аппликация «Нежные подснежники» (в технике Оригами)

Словесная игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко»

Подвижная игра «Раз, два, три – к названному цветку беги»

Работа с раскрасками «Первоцветы»

Задания «Соедини по точкам, потом раскрась», «Соедини по цифрам, потом раскрась»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.

4 – ая неделя

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» новыми экспонатами.

Дид. игры «Разрезные картинки», «Лото. Цветы»

Рассматривание натуральных объектов. Гиацинт. Пролески. 

Рисование «Гиацинт» в нетрадиционной технике (использование трубочек для коктейлей)

Чтение глав из книги «Царство Флоры» - «Гиацинт – друг Аполлона», стр. 170.

Рисование «Пролески»

Разучивание стих – я «Подснежники» Т. Белозерова.

Подвижная игра «Я знаю пять названий цветов»

Проведение жеребьевки для выполнения творческого домашнего задания (продуктивная деятельность, мини – проект)

Работа с раскрасками «Первоцветы»

Задания «Соедини по точкам, потом раскрась», «Соедини по цифрам, потом раскрась»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.

5 – ая неделя

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» новыми экспонатами.

Дид. игра «Что изменилось?»

Рассматривание натуральных объектов. Мускари. Нарциссы. Тюльпаны.

Рисование «Мускари» (Мышиный гиацинт) в нетрадиционной технике (с использованием ватных палочек)

Рисование «Тюльпан» (по алгоритмическим схемам)

Чтение глав из книги «Царство Флоры» - «Сколько свиней дают за один тюльпан?» (стр. 142), «Нарцисс – цветок водяного бога» (стр. 146)

Раскраска – аппликация «Букет нарциссов»

Работа с раскрасками «Первоцветы»

Задания «Соедини по точкам, потом раскрась», «Соедини по цифрам, потом раскрась»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.

6 – ая неделя

Пополнение выставки «Первоцветы на предметах быта» новыми экспонатами.

Составление рассказов о первоцветах по плану.

Словесные игры: «Отгадай загадку и найди цветок», «Назови ласково», «Один – много»

Рассматривание натуральных объектов. Мать – и – мачеха. Ветреница. Примула.

Рисование «Мать – и – мачеха» (по алгоритмическим схемам)

Рисование «Полянка ветрениц»

Лепка «Подснежник», «Мать – и – мачеха» (в технике пластилинография)

Аппликация «Примула»

Чтение глав из книги «Царство Флоры» - «Как с помощью примулы жениться на богатой вдове?» стр. 196.

Дид. игры «Какого цветка не стало?», «Узнай цветок по описанию»

Разучивание стих – я «Если я сорву цветок» Т. Собакина.

Работа  раскрасками «Первоцветы»

Задания «Соедини по точкам, потом раскрась», «Соедини по цифрам, потом раскрась»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.

Заключительный этап – 2 недели

1 – ая неделя

Решение проблемной ситуации «Что будет, если не станет первоцветов»

Создание выставки творческих семейных работ (рисунки, поделки, композиции, аппликации)

Создание детьми книжки – самоделки «Первоцветы»

Трудовые поручения по уходу за первоцветами на клумбе.

                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛЕГЕНДЫ  

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему  прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.
С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу. У всех цветов есть свои легенды, истории.

ПОДСНЕЖНИК

“Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда. Поэтому подснежник и стал символом надежды”. По другой легенде, “Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Снег тоже хотел принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним. Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день”.

 ПОДСНЕЖНИК
“Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”. 

СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.

На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…

- Нет, это надо! Каков наглец!

- Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!

- А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!

- А внутри розовый!

- Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни…

 Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая: как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад?! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”

А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны. Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему:

- Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!

И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс:

- Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь!..”

Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов. 

0 5ФИАЛКА И ПОДСНЕЖНИК

Прошла зима. Еще кое-где оставался лежать снег, а среди молодой травы уже стали появляться первые цветы. Рядом с белым Подснежником показался маленький росток. Он рос с каждым днем все выше и выше, пока не превратился в красивый фиолетовый цветочек. Это была Фиалка.

Проснувшись, она раскрыла свои лепестки и стала с удивлением и восторгом осматриваться. Сначала она увидела нежно-голубое небо с плывущими по нему облаками. Потом долго смотрела на теплое яркое солнце, проглядывающее через деревья. И вдруг рядом с собой она заметила прекрасный белый цветок.
– Как тебя зовут? – спросила она своего соседа.

Белый цветок повернул свои лепестки. Он увидел Фиалку и был изумлен ее красотой.
– Я Подснежник, – ответил белый цветок и тут же добавил, – ты такая красивая, давай дружить!
– Давай! – согласилась Фиалка. И с этой минуты они стали неразлучными друзьями.

Каждый день теперь для них обоих был радостным и счастливым. Подснежник и Фиалка часто шелестели о чем-то друг другу, любили вместе пить капли дождя и подолгу дышали теплым весенним ветром. По ночам, когда становилось прохладно, Подснежник травинками укрывал Фиалку и старался согреть ее своими листочками. А Фиалка одаривала друга нежным ароматом своих лепестков.

Но однажды рано утром, когда солнце еще не успело взойти и пробудить цветы, произошла одна неприятная история. Фиалка проснулась от какого-то хруста и непонятного шелеста. Рядом с Подснежником она увидела большую прожорливую Гусеницу, которая медленно подползала к листьям Подснежника, чтобы ими полакомиться.
– Что же мне делать, – думала Фиалка. Не зная чем помочь своему другу, она сильно волновалась и переживала.
И вдруг она, обрадовавшись, наклонилась к Гусенице и быстро протянула ей навстречу свои листочки. Было очень больно, а Фиалка терпела. Она не пыталась убрать лепестки, а мечтала лишь о том, чтобы Гусеница поскорее наелась и не стала трогать ее друга.

Когда Подснежник проснулся, Гусеницы уже не было, наевшись, она уползла. Он повернулся к Фиалке и вдруг с ужасом увидел, что у нее не стало двух фиолетовых лепестков, а все ее листья наполовину изъедены.
– Какой ты стала безобразной и уродливой, ты, наверно, заболела, – прошелестел Подснежник. – Мне больше совсем не хочется с тобой дружить. Он отвернулся от нее и постарался поскорее о ней забыть.

Фиалка ничего не ответила. Посмотрев на остатки своих листьев, она лишь горько заплакала. Удивительно, но Фиалка совсем не обиделась на своего друга. Он по-прежнему был для нее самым лучшим на свете.
– Пусть лучше он не знает, что случилось, – думала она, – зачем я буду портить ему настроение своим видом.
Теперь она старалась расти рядом незаметно и не попадаться Подснежнику на глаза. Из травы она лишь молча глядела на своего любимого друга. Всякий раз, когда Подснежник поворачивался в ее сторону, она, чтобы его не испугать, поскорее наклонялась и пряталась среди травы.

Как-то раз на поляне появилась маленькая Девочка, которая собирала букет. Подснежник и все остальные цветы стали скрываться от девочки в траве и прижиматься к земле. Не пряталась только одна Фиалка. Она, наоборот, сильно вытянулась вверх и как можно шире раскрыла свои оставшиеся лепестки, закрывая собою своего друга.
– Не срывай моего друга, – изо всех сил шелестела она на ветру, – сорви лучше меня.
Девочка, напевая песню, прошла мимо. Все цветы вновь приподнялись к солнцу, а Фиалка тут же поспешила спрятаться от Подснежника и снова стать незаметной.

Через несколько дней к Подснежнику прилетела красивая многоцветная Бабочка, она села рядом и рассказала ему свою историю:
– Я летаю и ищу одну Фиалку, чтобы попросить у нее прощения, – сказала она. – Раньше, когда я была еще гусеницей, эта Фиалка ради своего друга Подснежника пожертвовала своими листьями и ими накормила меня. Не встречал ли ты, Подснежник, искалеченную Фиалку с изъеденными листочками и без двух лепестков.

Только теперь понял Подснежник, что Фиалка отдала свои листья и свою красоту для того, чтобы спасти его от Гусеницы.
– Эту Фиалку я знаю, она здесь, рядом, и прячется в траве, – радостно воскликнул Подснежник.
Он позвал Фиалку, но она не выглянула из травы. Подснежник позвал ее еще раз и еще, но Фиалка не отзывалась. Залетев в траву, Бабочка увидела увядшую и искалеченную Фиалку, которая лежала на земле и была сухой. Было слишком поздно, и помочь ей было уже ничем нельзя.

Много дней плакал Подснежник. Огромная тяжесть была у него на сердце, и чувство вины не покидало его еще очень долго. Но однажды Подснежник почувствовал, что кто-то его нежно гладит и успокаивает. Он обернулся и увидел рядом с собой красивую Бабочку с фиолетовыми крыльями. Он узнал в ней Фиалку.
– Не плачь, я совсем не сержусь на тебя, – сказала Бабочка, – Видишь, я опять стала красивой, давай дружить?

С тех пор многие цветы удивлялись странной Бабочке с фиолетовыми крыльями, которая почему-то никуда не улетала от самого обыкновенного белого Подснежника. А травинки даже посмеивались над глупой Бабочкой, которая в жару не пряталась, как все в тень, а заботливо обмахивала Подснежника своими крыльями.

Не вытерпел Ветер, пролетел он над насмешливыми травами, примял их немного и прошептал:
– Тише вы, бессердечные, тише. Она любит, ее сердце так красиво, не мешайте ей любить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.              (Е.Серова)

Жемчужные подснежники
Пробьются сквозь валежники
Росточками мечты
Жемчужные
подснежники –
Молочные цветы.

Бутоны белоснежные
Домой не унесу! –
Не собирай
подснежники:
Пускай растут в лесу!              
(Александр Савостьянов)

Весенние цветы 
Вновь поют ночами соловьи.
Зеленеют рощи и поляны.
А на даче нашей расцвели
Примулы, нарциссы и тюльпаны.

Как они красивы и нежны –
Эти дети солнечного света.
Как цветы весенние нужны
Нам, забывшим разноцветье лета!

В чём их милой прелести секрет?
Пусть потом цветут пионы, розы…
Но весенний радостный букет
Нам сейчас роскошных роз дороже!                
(Любовь Полякова)  

Первоцветы 

МОРОЗНИК
Жёлтый, белый, тёмно-красный,
Нежный, смелый и прекрасный -
Не боится в самом деле
Ни морозов, ни метелей!

ПРОСТРЕЛ
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!

ПОДСНЕЖНИК
Снежно-белый, маленький
Вылез на проталинке.
Снега не пугается,
Солнцу улыбается.                            
(Любовь Полякова) 

Мать – и - мачеха

Огонечки желтые

Из сухой травы.

Это мать-и-мачехи 

Первые цветы.

Солнышко пригрело

И растаял снег.

Желтые цветочки

Солнышка привет.        (Джулия Рум)

Мать – и – мачеха

Как прекрасны и полны

Мать-и-мачехи цветы,

Вырастают из-под снега,

Как забытые мечты.

Среди улиц и полей,

Словно солнечные брызги

На проснувшейся земле.

Не ярки, не горячи,

Льют горячие лучи,

И сидят весёлой стайкой,

Как весенние грачи.

Тихой нежности полны,

Хрупкой прелестью сильны -

Любопытные глазёнки

Новорожденной весны.               (Лернер)

Крокусы в снегу купаются

Вот так да!
Вот это фокусы! -
На зарядку встали
крокусы!

Из землицы вышли мальчики,
Поднимают к солнцу
Пальчики!

Раз и два, и три-четыре:
Листья врозь,
Улыбки шире!

Все, кто видит - улыбаются:
Крокусы
В снегу ...
Купаются!              
(Наталья Капустюк)

Весенние  сказки

Первоцветы разбудили
Сказкой разноцветной,
И небес сияньем синим,
Песенкой заветной

Лес, поляны и пригорки,
Рощицы, лужайки...
Крот проснулся в тёмной норке,
В небе - птичьи стайки.

Солнце с каждым днём всё выше,
Снег сползает талый,
Медуниц соцветья вышли,
Примул бархат алый.

Фейерверки первоцветов
Вдоль лесных тропинок,
Ярких
крокусов букеты
Над мерцаньем льдинок.            
(Лира  Ликбеза) 

Если я сорву цветок, 
Если ты сорвёшь цветок, 
Если все: и я, и ты — 
Если мы сорвём цветы, 
То окажутся пусты 
И деревья, и кусты... 
И не будет красоты. 
И не будет доброты. 
Если только я и ты — 
Если мы сорвём цветы.            (Т. Собакин)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Цветочные загадки»

Нина Агошкова 
(игра "Выйди на крылечко, доскажи словечко")


***
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...
(подснежники).

***
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...
(крокусы).

***
В палисадниках растут,
разноцветные,
Летом были бы они
незаметными,
А весною так желанны
Нам
нарциссы и...(тюльпаны).

***
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит...
(одуванчик).

***
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...
(ландыши).

***
Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная...
(сирень). 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4https://i.pinimg.com/236x/0c/44/c6/0c44c684c2b02358af1a3601ff0565ef--paper-embroidery-embroidery-patterns.jpg

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_medium/public/zif/2017/01/draw-tulip-by-tracing-dashed-line-and-color-puzzle-game.png

http://2raskraski.ru/wp-content/uploads/podsnezhnik-1-837x1024.jpg

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/551/85551072_Podsnezhnik_obvesti_1.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11b8/0011152f-b2a32550/hello_html_m34a10ccb.gif

http://3.bp.blogspot.com/-hbN5Xz7qwJA/U5b6MfNBBqI/AAAAAAAAVlg/T7nW9t7J4zg/s1600/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-12.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Первоцветы - вестники весны". По следам экологического проекта "Первоцветы - дар крымского леса" во 2 младшей группе.

19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет крымская  з...

Презентация проекта "Первоцветы, вестники весны"

Предлагаю вашему вниманию презентацию проекта "Первоцветы, вестники весны"...

План проекта для средней группы "Первоцветы- вестники весны"

Предлагаю вашему вниманию план проекта для средней группы "Первоцветы-вестники весны" в рамках областной экологической акции "Первоцвет"...

проект "Первоцветы-вестники весны"

проект по экологии "Первоцветы - вестники всны"...

Отчёт группы "Колобок" (группа раннего возраста) по природоохранной кампании "Первоцветы - вестники весны" (с 6 марта по 30 апреля 2023)

Очёт (с фотографиями) о проделанной работе с детьми, воспитателем и родителями по данной теме....

Проект " Первоцветы вестники весны"

Создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры. ...