Проект "Мы - Эколята"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 251.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Экологический проект
«Мы - эколята»
Авторы- составители:
Воспитатели: Коваленко Эмма Анатольевна
Неклюдова Ольга Николаевна
г. Санкт- Петербург
2023г.
1
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................ 3
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА ....................................................................................................... 7
СТРУКТУРА ПРОЕКТА ............................................................................................................................. 8
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ........................................................................................................ 10
РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .............................................................................................. 12
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА. ...................................................................................................................... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................................................... 17
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................................... 18
Приложение 1 ......................................................................................................................................................... 19
Приложение 2 ......................................................................................................................................................... 21
Приложение 3 ......................................................................................................................................................... 24
Приложение 4 ......................................................................................................................................................... 27
Приложение 5 ......................................................................................................................................................... 28
Приложение 6 ......................................................................................................................................................... 32
Приложение 7 ......................................................................................................................................................... 36
Приложение 8 ......................................................................................................................................................... 40
Приложение 9 ......................................................................................................................................................... 45
Приложение 10 ....................................................................................................................................................... 48
Приложение 11 ....................................................................................................................................................... 54
Приложение 12 ....................................................................................................................................................... 56
Приложение 13 ....................................................................................................................................................... 61
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, с 17 апреля по 25 апреля 2023.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта. Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днём всё более актуальной.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала первостепенной. Формирование экологического сознания - одна из главных задач школы. Усиление экологической направленности курсов технологии, окружающего мира - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологии города. Главное, мы считаем, что необходимо формировать у нашего поколения ответственное отношения к природе. Но чтобы сделать соответствующие выводы, надо многое понять, увидеть, услышать, почувствовать, прочитать, осмыслить.
Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Муниципальные власти повсеместно пытаются найти лучший способ для утилизации отходов своих граждан. Особенно остро эта проблема стоит в промышленно развитых городах, где бытовой мусор, занимает огромные площади.
Обилие одноразовых товаров грозит превратить Землю в свалку. Существует ряд проблем при вывозе мусора. Огромная свалка наносит немалый вред экологии города и здоровью жителей. С помощью проекта, мы хотим показать, как рационально можно использовать мусор. Что полезного и оригинального можно изготовить из макулатуры, из полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, пластмассовых ложек и многое другое?
В данном проекте мы предлагаем обратить внимание на ненужные, непригодные, старые вещи, найти им новое применение, тем самым снизить уровень их выбросов в окружающую среду и создать оригинальные вещи своими руками. Девиз нашего проекта: «Дать вторую жизнь ненужным вещам»!
Цель проекта: формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
- Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
- Учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения.
- Проанализировать проблему бытовых отходов и их утилизацию.
- Оценить состояние окружающей среды г. Реутова.
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды от влияния отходов на окружающую среду.
- Выявить способы переработки бытовых отходов.
- Предложить безотходную технологию вторичного использования бытовых отходов при изготовлении изделий.
- Доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.
- Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым.
- Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Продукт проекта: выставка «Мусор смело пустим в дело!».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Вид и тип проекта | Участники | Возраст детей | Продукты проекта | Сроки реализации проекта
|
«Экологический десант. Мы- эколята» | Познавательно творческий; краткосрочный; групповой. | Дети; Воспитатели; Родители.
Руководители проекта: Воспитатели Коваленко Э.А. Неклюдова О.Н. | от 4-х до 5 лет | Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов. Выставка «Мусор смело пустим в дело» | 14 марта – 25 апреля 2022 года (2 месяца) |
Структура проекта
План поэтапных мероприятий
I этап Подготовительный | II этап Реализация проекта | III этап Итоговый |
Подборка литературы по заданной тематике, проведение консультаций. Разработка плана реализации проекта. Анализ собранной информации. Написание содержания проекта. Распределение заданий детям и родителям, распределение ответственных за реализацию проекта. Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта. Составление конспектов мероприятий, чтение экологических сказок на тему «Мусор». Подбор иллюстративного материала, беседы. Знакомство детей с героями Чистота, Аккуратность, Порядок.
|
| Выставка «И мусор может быть красивым!» |
эксперимента «Мусор в земле».
«Расскажи о предмете».
|
Схема реализации проекта
Образовательная область, деятельность | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Дидактические игры: «Сложи картинку» «Отгадай чьи семена?» «Кто полезнее?» «Кто вредный?» «Детки с какой ветки?» «Что в корзинку мы берем?» 2. Настольно - печатные игры: «Отгадай и нарисуй», «Репка». | 1.Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» 2.Папка - передвижка «Экологическое воспитание дошкольников» 3. Анкета для родителей.
|
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) | Беседы по картинкам: «Полезное или вредное» «Порядок или беспорядок» «Мы должны беречь природу» «Для меня или для всех» «Какой мой город» Занятия по экологии «Уход за растениями»
|
«Экологическое воспитание дошкольников»
|
Речевое развитие | 1.Заучивание и чтение стихотворений о природе 2.Обсуждение пословиц и поговорок 3.Отгадывание загадок 4.Прочтение художественных произведений о природе: «Лесные | 1.Чтение и разучивание, стихотворений о природе. 2.Подбор загадок о природе. 3. Консультация для родителей: «Роль семьи в экологическом воспитании детей» . |
друзья и проделки Волка Проказника» и другие
|
| |
Физическое развитие | 1.Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики» 2. Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Апельсин» 3.Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой», «Большой и маленький», «Мы строим дом» 4.Психогимнастика: «Это я! Это мое!», «Чистый лес». | Содержание подвижных игр. |
Художественно-эстетическое развитие | 1.Рисование гуашью с помощью старых поролоновых губок «Медвежонок» 2.Лепка: «Человек» 3.Аппликация: «Красота природы весной. Платье весны» 4. Прослушивание голосов птиц в лесу. | 1.Консультация для родителей: «Мир глазами ребёнка» 2. Папка - передвижка: «День защиты природы» 3. Организация выставки «Мусор смело пустим в дело» 4.Помощь в оформлении фото отчёта по материалам проекта |
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители активно выполняли домашние задания и просьбы. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.
Ребенок овладевал основными культурными способами деятельности, проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности: рисовании, лепке, и прежде всего в игре.
Ребенок использовал речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями.
Ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.
В соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями; обладает элементарными представлениями о своей городе, предметно-бытовом окружении и его назначении.
При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений, отгадывать загадки.
Так же у детей воспитывались эстетические чувства средствами поэзии и чтением художественной литературы, чувства гордости за свою семью, свой город и любви к его жителям, окружающей его природе, расширились знания детей о том как можно каждому заботиться об окружающей среде, как не вредить ей.
При формировании физической культуры, ребята учились самостоятельно выполнять развивающие упражнения.
Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий.
Дети с удовольствием занимались физкультурой и на свежем воздухе, рисовали на асфальте.
В рисовании у детей закреплялись умения рисовать, развивалось воображение при рисовании любимых уголков природе и ее обитателей.
На аппликации и лепке дети с удовольствием делали подарки для своих родителей.
На лепке дети учились катать шары разных размеров, раскатывать «колбаски». Им понравилось из таких несложных форм и природных материалов создавать человека.
Специально отобранные пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, комплексы утренней гимнастики и физкультминуток на экологическую тему забавляли детей.
Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждают творческое воображение и внимание.
Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь.
Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным играм.
Участие в благотворительной акции по очистке парка от мусора благоприятно сказалось на детях. Уже в таком раннем дошкольном возрасте они чувствовали свою принадлежность к всеобщему делу и важность того, что они делают добро окружающей их природе, которая в этом нуждается.
Результаты проекта.
Человечество не погибнет в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах.
Нильс Бор
Для осуществления стоящих перед нашим городом задач по превращению каждого его уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым ее гражданином. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно- воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Наша миссия - донести до детей и жителей всего города, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
В ходе выполнения проекта мы доказали, что одной из главных проблем современности является утилизация бытовых отходов. Рост городов, развитие промышленности и сельского хозяйства приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в крупных городах, где хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована и где на ограниченной территории сосредоточена значительная масса населения. В городах происходит наиболее интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.
В настоящее время человек является заложником развития цивилизации и своих возрастающих потребностей. Чем лучше мы живем, тем больше потребляем различных товаров, а значит, производим больше мусора.
Утилизация мусора - дело непростое и небезопасное. Поэтому имеет смысл наряду с разработкой методов его утилизации, каким - то образом уменьшать количество мусора на душу населения.
К сожалению, в настоящее время наблюдается обратная тенденция:
эта величина растет, в первую очередь, за счет упаковок для пищевых продуктов и различных предметов одноразового использования. В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно при определенном уровне экологической культуры общества. Экологическое образование позволит изменить в сознании будущего поколения отношение к затронутой проблеме, и мы поймем, что живем на этой планете не ради мусора.
В своем проекте мы проанализировали проблему бытовых отходов, провели исследование окружающей среды и социальный опрос жителей нашего города и предложили безотходную технологию вторичного использования бытовых отходов.
В результате данной работы мы изготовили из бытовых отходов замечательные, необычные вещи. Наша работа принесла только пользу окружающей среде, т. к. бытовых отходов в природе стало меньше.
Принимая во внимание несомненную опасность жизни и здоровья людей, а также окружающей среде увеличение бытовых отходов и стихийных бытовых свалок, необходимо заинтересовать как отдельных людей, так и всего населения в решении этих проблем, проводить информацию населения о состоянии окружающей среды, сформировать новый образ жизни.
Для этого:
- необходимо совершенствовать систему непрерывного
экологического образования населения города;
- внедрить систему сортировки мусора;
- воспитывать культуру населения - выбрасывать мусор только в контейнеры или урны;
- доводить до сведения населения информацию о возможных способах вторичного использования бытовых отходов.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтвердилась:
существуют эффективные способы переработки твердых бытовых отходов, ведущие к уменьшению площадей городских свалок.
Однако результаты проведенного анализа показали, что далеко не все варианты утилизации безопасны. Разработки ученых позволяют надеяться на то, что в будущем человечество перейдет на разлагаемые упаковочные материалы. До тех пор, пока этого не произошло, россиянам нужно прививать культуру раздельного складирования бытовых отходов различной природы.
В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можно сохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену.
Заинтересованные результатами и продуктами проекта родители выполняли домашние задания и просьбы, активно участвовали в реализации проекта, помогая детям освоить и осмыслить новые знания.
Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения.
Список литературы
- А. Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов - СПб.: «ООО М: «Детство-пресс», 2010г
- О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М: Т. У. Сфера, 2004.
- Т. Д. Пашкевич «Социально - эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П - Волгоград: Учитель, 2012.
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
Приложения
Приложение 1
Занятие по экологии «Уход за растениями»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о комнатных растениях: существуют рядом, создают красоту и уют в комнате, человек за ними ухаживает. повторение названия знакомых им растений, их строение, особенности размера, окраски.
Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;
Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,
Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.
Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.
Методы: наглядный, словесный, практический. Ход занятия
Раздается стук в дверь… Приходит Буратино, в руках держит горшок с цветком (сухие листья, увядшие цветы).
Буратино: Ребята, здравствуйте. Я пришел к вам за помощью. Завял мой любимый цветок, и я не знаю, что делать, как его вылечить. И хочу спросить у вас совета. Вы мне поможете?.
Воспитатель (приглашает его сесть): Ребята, поможем Буратино, расскажем ему, как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?
Как вылечить его любимый цветок?
Ребята: Да.
Воспитатель: Буратино, а как ты ухаживал за своим цветком?
Буратино: Никак. Я им любовался!
Воспитатель: Посмотри, у твоего цветка завяли листья. Как ты думаешь, почему?
Буратино: Наверное, им грустно.
Воспитатель: Ребята, почему у Буратино завял цветок?. (Ответы детей). Правильно! Буратино, твой цветок хочет есть и пить.
Буратино: Как это? Ведь у него же нет рта…
Воспитатель: У растений нет рта, они корнями берут из земли воду и питательные вещества. Всасывают их. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие растения, когда вырастут, цветут.
Буратино: Ух, ты, как интересно! Корнями пьют воду и едят питательные вещества. Ребята, а вы что пьете и едите? Вы тоже растете?
Ребята: (отвечают что они едят).
Воспитатель: Конечно, ребята тоже растут.
Буратино: Ребята, расскажите мне, как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что для этого необходимо. (Ребята отвечают: растение надо поливать, опрыскивать, обтирать листочки тряпочкой, ставить на окно, т. к. растения любят тепло, свет, солнце.)
- Давайте, мы научим всему этому Буратино, покажем, как это все надо делать. А ты, Буратино, смотри и запоминай.
Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка.
Поливать надо землю, а на листья и стебель лить воду не нужно.
(Воспитатель предлагает 2-3 ребятам показать, как они будут поливать растения.)
- Листочки у растений должны быть чистые, чтобы растение легко дышало. Мы дышим носом, а растение - листочками. (Воспитатель показывает, как нужно обтирать листья растений тряпочкой; ребята помогают, держать листочки).
Буратино: Вот спасибо вам, ребята! Я все понял. Теперь буду ухаживать за своим цветком.
Воспитатель: Мы очень рады, Буратино, что смогли тебе помочь! И если тебе когда-нибудь еще нужен будет совет и помощь, то приходи к нам - мы поможем.
Ребята, давайте попрощаемся с Буратино, скажем ему «До свидания, приходи к нам еще!»
Дети прощаются с Буратино.
Приложение 2
Художественно-эстетическое развитие в рамках проектной деятельности по теме: «Красота природы весной. Платье весны»
(аппликация)
Цель: Продолжать воспитывать интерес к аппликации
Задачи:
Образовательные: закреплять ранее усвоенные знания о правилах наклеивания; учить накладывать на бумаге узор из заготовленных форм; закреплять умение работать с клеем.
Развивающие: развивать моторику рук; усидчивость, аккуратность.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.
Материал и оборудование: заготовленные формы (бумажные цветочки, листочки, клей.
Предварительная работа: рассматривание весенних цветов на иллюстрациях, беседа о весне.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку о весне.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи. В дом свой - улей - пчела Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Дети:Весной
(Воспитатель беседует о весне)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите дети, что происходит в природе, когда наступает весна?
Дети:Тает снег, становится теплее.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как светит солнышко?
Дети:Ярко
ВОСПИТАТЕЛЬ: Солнышко пригрело землю, а на ней появилась первая …
Дети:Травка, цветочки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще что?
Дети:На деревьях листочки
ВОСПИТАТЕЛЬ: Листочки, какого цвета?
Дети:Зеленого.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно
ВОСПИТАТЕЛЬ: На деревьях -
Ты взгляни, - Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки,
А за ними вслед
Расцвели цветочки!
Ребята! К нам в гости сегодня пришла Весна. Но что же произошло с ее некогда ярким платьем? Почему Весна плачет?
Весна: Прошел сильный дождь, и с моего платья смылись все рисунки цветов!(плачет)
Воспитатель: Дети! Давайте поможем нашей Весне и сделаем для ее платья новое украшение из бумажных цветочков! Давайте приступим к работе, я покажу вам, как это делать. Я намазываю клей на нашем цветочке. Потом приклеиваю его на цветочек большего размера. А затем в центр желтый кружочек. Смотрите, какой красивый цветок получился! Теперь им можно украсить платье Весны.
Дети работают. Я помогаю им.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята наши пальчики устали. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Какие вы молодцы. Вот мы и помогли весне распустить цветочки на ее платье. Какие красивые они у нас получились.
Приложение 3
Анкета для родителей.
- Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю? Сортируете ли вы мусор для утилизации?
- Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки
и т.д.)?
- Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
- Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
- Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
- Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
- Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
- Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
- Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
- Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
- Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.
Приложение 4
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет.
Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня - это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой - все это зависит от нас.
Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами.
Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос - как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?
- Воспитание этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь - значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно - единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа - это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи - то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
- Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей - это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок - и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.
Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу - по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе - не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц - всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними - это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
Приложение 5
Дидактические игры по экологическому воспитанию для дошкольников.
№1Тема: «Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
№2 Тема: «Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
№3 Тема: «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
№4 Тема: «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки: Всех жучков она милей Спинка красная у ней.
А на ней кружочки Черненькие точки.
(Божья коровка)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
№5Тема: «Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
№6 Тема: «Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
№7 Тема: «Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление. Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах.
Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его. В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
№8 Тема: «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других - медальоны в виде корзинок. Дети - плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети - корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Приложение 6
Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение.
В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги.
Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ»
(Я бумага - описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
- Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.
Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
- На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
- Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
- Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы»
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
«Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл - фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла; Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от
размера), притягивается магнитом;
«Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины); Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
«Ознакомление со свойствами стекла» Цель: познакомить детей со свойствами стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое,
водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Фотоотчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эколята в гостях у Хозяйки чума». Тематический праздник-посвящение в Эколята детей 5 – 7 лет.
В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля – «Праздника Эколят – Молодых защитников природы», с целью формирования у...
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Всероссийский открытый урок "Эколята - молодые защитники природы" по проекту "Эколята-дошколята" (для детей 5-6 лет) (по материалам предоставленным ФГБОУ ДО "Федеральным детским эколого-биологическим центром"
19 ноября 2020 г. воспитанники старшей группы "Звездочка" МДОУ "Детский сад № 177", как участники проекта "Эколята-дошколята", приняли участие во всерос...
Сценарий праздника посвящения в ЭКОЛЯТА "Эколята-дошколята"
сценарий адресован музыкальным руководителям, воспитателям ДОО...
ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.
ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ....
Сценарий экологического праздника «Посвящение в эколята» для детей cтаршей группы «Праздник Эколят — молодых защитников природы» Посвящение в Эколята.
Цель: Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.Задачи:1. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.2. Продолж...
Праздник «Посвящение в эколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта Эколята-дошколята» в средней группе
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Перед нами стоит задача помочь де...