Проект "Мы - Эколята"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Коваленко Эмма Анатольевна

Цель проекта: формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx251.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Экологический проект  

 «Мы - эколята»

 

         

 

 

 

 

 

Авторы- составители:

Воспитатели: Коваленко Эмма Анатольевна

Неклюдова Ольга Николаевна 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт- Петербург

 2023г.

1

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................ 3 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА ....................................................................................................... 7 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА ............................................................................................................................. 8 

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ........................................................................................................ 10 

РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА .............................................................................................. 12 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА. ...................................................................................................................... 14 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................................................... 17 

ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................................................... 18 

Приложение 1 ......................................................................................................................................................... 19 

Приложение 2 ......................................................................................................................................................... 21 

Приложение 3 ......................................................................................................................................................... 24 

Приложение 4 ......................................................................................................................................................... 27 

Приложение 5 ......................................................................................................................................................... 28 

Приложение 6 ......................................................................................................................................................... 32 

Приложение 7 ......................................................................................................................................................... 36 

Приложение 8 ......................................................................................................................................................... 40 

Приложение 9 ......................................................................................................................................................... 45 

Приложение 10 ....................................................................................................................................................... 48 

Приложение 11 ....................................................................................................................................................... 54 

Приложение 12 ....................................................................................................................................................... 56 

Приложение 13 ....................................................................................................................................................... 61 

2

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный, с 17 апреля по 25 апреля 2023.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта.  Потребность в рациональном использовании отходов  становится с каждым днём всё более актуальной.  

Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала первостепенной. Формирование экологического сознания - одна из главных задач школы. Усиление экологической направленности курсов технологии, окружающего мира - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологии города.  Главное, мы считаем, что необходимо формировать у нашего поколения ответственное отношения к природе. Но чтобы сделать соответствующие выводы,  надо многое понять,  увидеть, услышать,  почувствовать, прочитать, осмыслить.  

Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Муниципальные власти повсеместно пытаются найти лучший способ для утилизации отходов своих граждан. Особенно остро эта проблема стоит в промышленно развитых городах, где бытовой мусор, занимает огромные площади.  

Обилие одноразовых товаров грозит превратить Землю в свалку. Существует ряд проблем при вывозе мусора. Огромная свалка наносит немалый вред экологии города и здоровью жителей. С помощью проекта, мы хотим показать, как рационально можно использовать мусор. Что полезного и оригинального можно изготовить из макулатуры, из полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, пластмассовых ложек  и многое другое?  

В данном проекте мы предлагаем обратить внимание на ненужные, непригодные, старые вещи, найти им новое применение, тем самым снизить уровень их выбросов в окружающую среду и создать оригинальные вещи своими руками. Девиз нашего проекта:  «Дать вторую жизнь ненужным вещам»!

Цель проекта: формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы,  особого отношения к привычному мусору - не как к твердым бытовым отходам и фактору загрязнения, а как к ценному вторичному сырью.

Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

  1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
  2. Учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения.
  3. Проанализировать проблему бытовых отходов и их утилизацию.
  4. Оценить  состояние окружающей среды г. Реутова.  
  5. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды от  влияния отходов на окружающую среду.  
  6. Выявить способы переработки бытовых отходов.  
  7. Предложить безотходную технологию вторичного использования бытовых отходов при изготовлении  изделий.
  8. Доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.
  9. Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: 

  1. Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым.
  2. Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.  

Продукт проекта: выставка «Мусор смело пустим в дело!».

                                                               ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

 

Название проекта  

Вид и тип проекта 

Участники 

Возраст детей 

Продукты  проекта 

Сроки реализации

проекта 

 

«Экологический десант. Мы- эколята» 

Познавательно творческий; 

краткосрочный; групповой. 

Дети; 

Воспитатели; Родители. 

 

Руководители проекта: 

Воспитатели Коваленко Э.А.

Неклюдова О.Н.

от 4-х до 5 лет 

Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и

педагогов. 

Выставка «Мусор смело пустим в дело» 

14 марта – 25 апреля 

2022 года 

(2 месяца) 

 

 

Структура проекта

План поэтапных мероприятий        

I этап 

Подготовительный 

II этап 

Реализация проекта 

III этап 

Итоговый 

Подборка литературы по заданной тематике, проведение консультаций.

Разработка плана реализации проекта. 

Анализ собранной информации.  

Написание содержания проекта. Распределение заданий детям и родителям, распределение ответственных за реализацию проекта. 

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта. 

Составление конспектов мероприятий, чтение экологических сказок на тему «Мусор». 

Подбор иллюстративного материала, беседы. Знакомство детей с героями Чистота, Аккуратность, Порядок. 

 

  1. Тематическая прогулка по территории детского сада «Чистый участок детского сада». Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада. 
  2. Знакомство родителей с планом проекта. Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте. Изучение правил поведения на отдыхе на природе, озере, реке, море. «Природа молит о помощи!» - просмотр видеороликов. Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада». 
  3. Занятие-беседа. «Помогите природе». Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды, способах её защиты. НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». 
  4. Игра - эксперимент «Как ветер разносит мусор». 
  5. Проведение         длительного

Выставка «И мусор может быть красивым!» 

эксперимента «Мусор в земле». 

  1. Тематические         игры         и наблюдения         «Ознакомление         со свойствами бумаги.». 
  2. Опыт «Изготовление новой бумаги». 
  3. Мероприятие-презентация «Рассортируем мусор» (ознакомление со свойствами пластмассы, металлических предметов, резины, стекла). 
  4. Игры         «Что         я         видел?»,

«Расскажи о предмете». 

  1. «Что лишнее?», «Отгадай материал», «Хорошо-плохо», «Найди друзей». 
  2. «Наоборот», «Что из чего?». 

 

Схема реализации проекта

 

Образовательная область, деятельность 

Совместная деятельность с детьми 

Работа с родителями 

Социально-коммуникативное развитие 

1.Дидактические игры: «Сложи картинку» 

«Отгадай чьи семена?» 

 «Кто полезнее?» 

«Кто вредный?» 

«Детки с какой ветки?» 

 «Что в корзинку мы берем?» 

2. Настольно - печатные игры:

«Отгадай и нарисуй», «Репка». 

1.Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» 2.Папка - передвижка «Экологическое воспитание дошкольников» 

3. Анкета для родителей. 

 

Познавательное развитие

(формирование целостной картины мира, расширение

кругозора) 

Беседы по картинкам:  

«Полезное или вредное» 

 «Порядок или беспорядок» 

«Мы должны беречь природу» 

«Для меня или для всех» 

 «Какой мой город» 

Занятия по экологии «Уход за растениями» 

 

  1. Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников» 

  1. Папка передвижка:  «Берегите природу!» 3.Предложение родителям с детьми сделать хороший волонтерский поступок -собрать в парке мусор и сдать в контейнер для переработки. Цель задания: помочь детям в освоении понятия «волонтер», а также знаний о хороших,  добрых поступках. 

 

Речевое развитие 

1.Заучивание и чтение стихотворений о природе 

2.Обсуждение пословиц и поговорок  

3.Отгадывание загадок 

4.Прочтение художественных произведений о природе:  «Лесные

1.Чтение и разучивание, стихотворений о природе. 

2.Подбор загадок о природе. 

3. Консультация для родителей: «Роль семьи в экологическом воспитании детей» . 

друзья и проделки Волка Проказника» и другие 

 

 

Физическое развитие 

1.Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Блинчики»  2. Пальчиковые  игры: «Засолка капусты», «Апельсин» 

3.Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой», «Большой и маленький»,

«Мы строим дом» 

4.Психогимнастика: «Это я! Это мое!», «Чистый лес». 

Содержание подвижных игр.   

Художественно-эстетическое развитие 

1.Рисование гуашью с помощью старых поролоновых губок «Медвежонок» 

2.Лепка: «Человек» 

3.Аппликация: «Красота природы весной. Платье весны» 

4. Прослушивание голосов птиц в лесу. 

1.Консультация для родителей: «Мир глазами ребёнка» 

2. Папка - передвижка: «День защиты природы» 

3. Организация выставки «Мусор смело пустим в дело»

4.Помощь в оформлении фото отчёта по материалам проекта 

Работа по реализации проекта

Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители активно выполняли домашние задания и просьбы. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.  

Ребенок овладевал основными культурными способами деятельности, проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности: рисовании, лепке, и прежде всего в игре.

Ребенок использовал речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями.

Ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.

В соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями; обладает элементарными представлениями о своей городе, предметно-бытовом окружении и его назначении.

При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений, отгадывать загадки.  

Так же у детей воспитывались эстетические чувства средствами поэзии и чтением художественной литературы, чувства гордости за свою семью, свой город и любви к его жителям, окружающей его природе, расширились  знания детей о том как можно каждому заботиться об окружающей среде, как не вредить ей.

При         формировании         физической         культуры,         ребята         учились самостоятельно выполнять развивающие упражнения.  

Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий.  

Дети с удовольствием занимались физкультурой и на свежем воздухе, рисовали на асфальте.

В рисовании у детей закреплялись умения рисовать, развивалось воображение при рисовании любимых уголков природе и ее обитателей.

На аппликации и лепке дети с удовольствием делали подарки для своих родителей.

На лепке дети учились катать шары разных размеров, раскатывать «колбаски». Им понравилось из таких несложных форм  и природных материалов создавать человека.

 Специально         отобранные         пальчиковые         игры,         артикуляционная гимнастика,         зрительная         гимнастика,         дыхательная         гимнастика, психогимнастика, комплексы утренней гимнастики и физкультминуток на экологическую тему забавляли детей.  

Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждают творческое воображение и внимание.  

Комплексы         утренней         гимнастики         способствовали         активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей.  

 Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь.

 Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным играм.

Участие в благотворительной акции по очистке парка от мусора благоприятно сказалось на детях. Уже в таком раннем дошкольном возрасте они чувствовали свою принадлежность к всеобщему делу и важность того, что они делают добро окружающей их природе, которая в этом нуждается.

Результаты проекта.

 

Человечество не погибнет в атомном кошмаре -  оно задохнется в собственных отходах.

                                                  Нильс Бор

     Для осуществления стоящих перед нашим городом задач по превращению         каждого         его         уголка         в         цветущий         край         необходимо своевременно         формировать         экологическую         культуру,         эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым ее гражданином. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно- воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.  

Наша миссия - донести до детей и жителей всего города, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

В ходе выполнения проекта мы доказали, что одной из главных проблем современности является утилизация бытовых отходов. Рост городов, развитие промышленности и сельского хозяйства приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в крупных городах, где хозяйственная деятельность наиболее сконцентрирована и где на ограниченной территории сосредоточена значительная масса населения. В городах происходит наиболее интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.

    В настоящее время человек является заложником развития цивилизации и своих возрастающих потребностей. Чем лучше мы живем, тем больше потребляем различных товаров, а значит, производим больше мусора.

Утилизация мусора - дело непростое и небезопасное. Поэтому имеет смысл наряду с разработкой методов его утилизации, каким - то образом уменьшать количество мусора на душу населения.  

К сожалению, в настоящее время наблюдается обратная тенденция:

эта величина растет, в первую очередь, за счет упаковок для пищевых продуктов и различных предметов одноразового использования. В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно при определенном уровне экологической культуры общества. Экологическое образование позволит изменить в сознании будущего поколения отношение к затронутой проблеме, и мы поймем, что живем на этой планете не ради мусора.

В своем проекте мы проанализировали проблему бытовых отходов, провели исследование окружающей среды и социальный опрос жителей нашего города и предложили безотходную технологию вторичного использования бытовых отходов.  

В результате данной работы мы изготовили из  бытовых отходов замечательные, необычные вещи. Наша работа принесла только пользу окружающей среде, т. к. бытовых отходов в природе стало меньше.

Принимая во внимание несомненную опасность жизни и здоровья людей, а также окружающей среде увеличение бытовых отходов и стихийных бытовых свалок, необходимо заинтересовать как отдельных людей, так и всего населения в решении этих проблем, проводить информацию населения о состоянии окружающей среды, сформировать новый образ жизни.

        Для этого:

  • необходимо         совершенствовать         систему         непрерывного

экологического образования населения города;

  • внедрить систему сортировки мусора;
  • воспитывать культуру населения - выбрасывать мусор только в контейнеры или урны;  
  • доводить до сведения населения информацию о возможных способах вторичного использования бытовых отходов.

Гипотеза, выдвинутая нами  в начале работы, подтвердилась:

существуют эффективные способы переработки твердых бытовых отходов, ведущие к уменьшению площадей городских свалок.  

Однако результаты проведенного анализа показали, что далеко не все варианты утилизации безопасны. Разработки ученых позволяют надеяться на то, что в будущем человечество перейдет на разлагаемые упаковочные материалы. До тех пор, пока этого не произошло, россиянам нужно прививать культуру раздельного складирования бытовых отходов различной природы.  

В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можно сохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену.

Заинтересованные результатами и продуктами проекта родители выполняли домашние задания и просьбы, активно участвовали в реализации проекта, помогая детям освоить и осмыслить новые знания.  

Благодаря этому проекту укрепились  детско-родительские отношения.

Список литературы  

  1. А. Я. Ветохина «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов - СПб.: «ООО М: «Детство-пресс», 2010г
  2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
  3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М: Т. У. Сфера, 2004.
  4. Т. Д. Пашкевич «Социально - эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П - Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.  

 

 

 

 

 

 

Приложения 

Приложение 1

Занятие по экологии «Уход за растениями»

 

Цель: уточнение и расширение представлений детей о комнатных растениях: существуют рядом, создают красоту и уют в комнате, человек за ними ухаживает. повторение названия знакомых им растений, их строение, особенности размера, окраски.

Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;

Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,

Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.

Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок»

Предварительная         работа:         рассматривание         иллюстраций         с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.

Методы: наглядный, словесный, практический. Ход занятия

Раздается стук в дверь… Приходит Буратино, в руках держит горшок с цветком (сухие листья, увядшие цветы).

Буратино: Ребята, здравствуйте. Я пришел к вам за помощью. Завял мой любимый цветок, и я не знаю, что делать, как его вылечить. И хочу спросить у вас совета. Вы мне поможете?.

Воспитатель (приглашает его сесть): Ребята, поможем Буратино, расскажем ему, как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?

Как вылечить его любимый цветок?

Ребята: Да.

Воспитатель:  Буратино, а как ты ухаживал за своим цветком?

Буратино: Никак. Я им любовался!

Воспитатель:  Посмотри, у твоего цветка завяли листья. Как ты думаешь, почему?

Буратино: Наверное, им грустно.

Воспитатель:  Ребята, почему у Буратино завял цветок?. (Ответы детей). Правильно! Буратино, твой цветок хочет есть и пить.

Буратино: Как это? Ведь у него же нет рта…

Воспитатель:  У растений нет рта, они корнями берут из земли воду и питательные вещества. Всасывают их. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие растения, когда вырастут, цветут.

Буратино: Ух, ты, как интересно! Корнями пьют воду и едят питательные вещества. Ребята, а вы что пьете и едите? Вы тоже растете?

Ребята: (отвечают что они едят).

Воспитатель:  Конечно, ребята тоже растут.

Буратино: Ребята, расскажите мне, как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли.

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним, что для этого необходимо. (Ребята отвечают: растение надо поливать, опрыскивать, обтирать листочки тряпочкой, ставить на окно, т. к. растения любят тепло, свет, солнце.)

  • Давайте, мы научим всему этому Буратино, покажем, как это все надо делать. А ты, Буратино, смотри и запоминай.

Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка.

Поливать надо землю, а на листья и стебель лить воду не нужно.

(Воспитатель предлагает 2-3 ребятам показать, как они будут поливать растения.)

  • Листочки у растений должны быть чистые, чтобы растение легко дышало. Мы дышим носом, а растение - листочками. (Воспитатель показывает, как нужно обтирать листья растений тряпочкой; ребята помогают, держать листочки).

 

   Буратино: Вот спасибо вам, ребята! Я все понял. Теперь буду ухаживать за своим цветком.

Воспитатель:  Мы очень рады, Буратино, что смогли тебе помочь! И если тебе когда-нибудь еще нужен будет совет и помощь, то приходи к нам - мы поможем.

Ребята, давайте попрощаемся с Буратино, скажем ему «До свидания, приходи к нам еще!»

Дети прощаются с Буратино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Художественно-эстетическое развитие в рамках проектной деятельности по теме: «Красота природы весной. Платье весны»

(аппликация)

 

Цель: Продолжать воспитывать интерес к аппликации

Задачи:

Образовательные: закреплять ранее усвоенные знания о правилах наклеивания; учить накладывать на бумаге узор из заготовленных форм; закреплять умение работать с клеем.

Развивающие: развивать моторику рук; усидчивость, аккуратность.

Воспитательные: воспитывать эстетические чувства и любовь к природе.

Материал и оборудование: заготовленные формы (бумажные цветочки, листочки, клей.

Предварительная работа: рассматривание весенних цветов на иллюстрациях, беседа о весне.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку о весне.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи. В дом свой - улей - пчела Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Дети:Весной

(Воспитатель беседует о весне)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Скажите дети, что происходит в природе, когда наступает весна?

Дети:Тает снег, становится теплее.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А как светит солнышко?

Дети:Ярко

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Солнышко пригрело землю, а на ней появилась первая …

Дети:Травка, цветочки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:   А еще что?

Дети:На деревьях листочки

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Листочки, какого цвета?

Дети:Зеленого.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Правильно

ВОСПИТАТЕЛЬ:  На деревьях -

Ты взгляни, - Там, где были почки,

Как зеленые огни,

Вспыхнули листочки,  

А за ними вслед  

Расцвели цветочки!

Ребята! К нам в гости сегодня пришла Весна. Но что же произошло с ее некогда ярким платьем? Почему Весна плачет?  

Весна: Прошел сильный дождь, и с моего платья смылись все рисунки цветов!(плачет)

Воспитатель:   Дети! Давайте поможем нашей Весне и сделаем для ее платья новое украшение из бумажных цветочков! Давайте приступим к работе, я покажу вам, как это делать. Я намазываю клей на нашем цветочке. Потом приклеиваю его на цветочек большего размера. А затем в центр желтый кружочек. Смотрите, какой красивый цветок получился! Теперь им можно украсить платье Весны.  

Дети работают. Я помогаю им.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята наши пальчики устали. Давайте поиграем.

Пальчиковая игра:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные, Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) Тише, тише, тише, Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Какие вы молодцы. Вот мы и помогли весне распустить цветочки на ее платье. Какие красивые они у нас получились.  

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей.

  1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю? Сортируете ли вы мусор для утилизации?
  2. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки

и т.д.)?

  1. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
  2. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
  3. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
  4. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
  5. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
  6. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
  7. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
  8. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
  9. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
  10. Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Задачи экологического воспитания ребенка в семье»

Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет.

Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.

Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость,  на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.

Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня - это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой - все это зависит от нас.

Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно,  должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека.  Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье.

На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами.

Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?

Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:

  1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению  норм поведения в природе и обществе.

Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос - как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?

  1. Воспитание этических и эстетических чувств.

И тут всё достаточно просто: беречь - значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно - единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа - это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи - то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.

  1. Формирование познавательных и творческих потребностей.

Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей - это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок - и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.  

В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...

Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.  

Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу - по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе - не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.

Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка  всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц - всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними - это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

 

Приложение 5

Дидактические игры по экологическому воспитанию для дошкольников.

 №1Тема: «Отгадай и нарисуй» 

Цель:  Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке (в зависимости от сезона)

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.

№2 Тема: «Чьи семена?» 

Цель:  Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Методика проведения:  Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

№3 Тема: «Детки с какой ветки?» 

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

№4 Тема: «Какое насекомое, назови?» 

Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.

Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки: Всех жучков она милей Спинка красная у ней.

А на ней кружочки Черненькие точки.

(Божья коровка)

Сок цветов душистых пьет.

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее …

(Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

 (Жук)

№5Тема: «Найди такой же цветок» 

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

№6 Тема: «Кто как поет?» 

Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы

Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.

№7 Тема: «Угадай весенний цветок» 

Цель:  Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление. Дидактический         материал:         Стихи         загадки         о         весенних         цветах.

Предметные картинки с изображением цветов.

Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его. В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки.

(Одуванчик)

Весна приходит с лаской и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет-

И первый из-под снега цветочек расцветет

(Подснежник)

№8 Тема: «Что в корзинку мы берем?» 

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Дидактический         материал:         Медальоны         с         изображение         овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других - медальоны в виде корзинок. Дети - плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети - корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

 

Приложение 6

 

Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. 

В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

Ознакомление со свойствами бумаги. 

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги.

Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» 

(Я бумага - описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги». 

  1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.

Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

  1. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  2. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  3. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

«Ознакомление со свойствами пластмассы» 

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» 

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

 «Ознакомление со свойствами металлических предметов» 

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл - фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Рассказ взрослого о разных видах металла; Опытно-практическая деятельность:

металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от

размера), притягивается магнитом;

«Ознакомление со свойствами резины» 

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины); Опыт с воздушным шаром

- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

Д/и «Найди игрушки из резины». 

 «Ознакомление со свойствами стекла»  Цель: познакомить детей со свойствами стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое,

водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

Рассмотреть изделия из стекла;

Найти стеклянные предметы в группе;

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле». 

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

                                   Фотоотчет

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эколята в гостях у Хозяйки чума». Тематический праздник-посвящение в Эколята детей 5 – 7 лет.

В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля – «Праздника Эколят – Молодых защитников природы», с целью формирования у...

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Всероссийский открытый урок "Эколята - молодые защитники природы" по проекту "Эколята-дошколята" (для детей 5-6 лет) (по материалам предоставленным ФГБОУ ДО "Федеральным детским эколого-биологическим центром"

19 ноября 2020 г. воспитанники старшей группы "Звездочка" МДОУ "Детский сад № 177", как  участники  проекта "Эколята-дошколята",  приняли участие во всерос...

Сценарий праздника посвящения в ЭКОЛЯТА "Эколята-дошколята"

сценарий адресован музыкальным руководителям, воспитателям ДОО...

ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.

ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА, ЭКОЛЯТА, МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ....

Сценарий экологического праздника «Посвящение в эколята» для детей cтаршей группы «Праздник Эколят — молодых защитников природы» Посвящение в Эколята.

Цель: Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.Задачи:1. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.2. Продолж...

Праздник «Посвящение в эколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта Эколята-дошколята» в средней группе

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Перед нами стоит задача помочь де...