"Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста"
картотека по окружающему миру
Автором представлен материал с опытами и эспериментами с живой и неживой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_i_eksperimentov_dlya_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Картотека опытов и экспериментов для детей
среднего дошкольного возраста
«Играем с красками»
Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал: прозрачная вода, краски.
Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.
Краски, словно радуга,
Красотой своей радуют детей.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые – разные.
Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски? Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой). Зарисовка результатов эксперимента.
Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
«Танец горошин»
Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Материал: вода, горошины.
Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши. Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.
Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.
Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.
Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Зарисовка результатов эксперимента.
Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
«Веселая полоска»
Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.
Будем мы сейчас играть
И полоску оживлять.
Раз, два, три – посмотри!
Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух?
Нельзя брать бумагу в рот.
Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.
Почему она движется?(Она легкая)
Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух. Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух) Делают зарисовки.
Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха.
«Что любят растения?»
Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Материал: 2 -3 одинаковых растения.
Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.
Суть эксперимента – в разном уходе за растениями.
Воспитатель выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать.
Дети по – разному ухаживают за растениями, длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.
Зарисовывают каждый результат, сравнивают с рисунками – прогнозами.
Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.
«Значение расположения ушей»
Цель: Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает 2 другим детям справа и слева позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.
Дети рисуют голову с ушами.
Вывод: Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон.
«Откуда берется голос?»
Цели: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Воспитатель предлагает «пошептаться» - сказать друг другу по секрету разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.
- Что вы сделали для того, чтобы слова были услышаны? (Сказали громким голосом)
- Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)
Подносят руку к горлышку, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише. - Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горлышке что-то дрожит) - Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Дрожания нет)
- Голосовые связки можно сравнить с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько дрожали. Воспитатель рассказывает, как беречь органы чувств,
- Как возникает речь? Дети проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. - Что надо сделать, чтобы звук был громче? (Дернуть посильнее – звук усилится)
Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Разговаривая спокойно, человек бережет связки.
«Тайный похититель варенья»
Цели: Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
Материал: измельченный ножом карандашный грифель.
Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, ее взял Карлсон.
Рассказ о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев.
- Можно ли получить отпечатки пальцев и сейчас без специального оборудования?
Не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.
Дети натирают готовым порошком себе палец.
Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Тогда мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?
Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные.
«Секрет сосновой шишки»
Цели: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку.
Материал: 2 сосновые шишки, теплая вода.
Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.
Белка шишку сорвала, А орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной.
Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай!
- Что станет с шишкой, если ее на сутки опустить в воду? Потрогайте шишку, рассмотрите чешуйки, понюхайте, покатайте между ладоней. – Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, семена вылетели) – Почему чешуйки не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми) Давайте опустим шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что она легкая). На следующий день: Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулиь, приняли прежний вид). Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой, воды в ванночке стало меньше) Рисуют сухую и влажную шишки.
Вывод: Сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно. Объем влажной уменьшается, вес увеличивается.
«Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Вам понадобятся поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)
Картотека опытов для детей старшей группы....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Картотека предназначена для развития экспериментально-познавательной деятельности детей старшего возраста. Представлен комплекс экспериментов с разного рода веществами иббъектами живой и неживой приро...
Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
Здесь представлены опыты с водой, с воздухом, с песком, ксперименты с магнитом, игры с красками...
Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста...
Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста
Цель использования экспериментирования в работе с детьми – создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размыш...