«Фильтрация воды. Как очистить воду» игры-экспериментирования для детей старшего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Толмачева Елена Вячеславна

данный материал поможет педагогам в занимательной форме познакомить дошкольников с фильтрацией воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filtratsiya_vody.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Фильтрация воды. Как очистить воду»

игры-экспериментирования для детей старшего возраста

 Цель: Знакомство детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Задачи: 

1. Закрепить свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

2. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.

3. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

4. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.

5. Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).

Социально - коммуникативное развитие: воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, т. е. формирование партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Физическое развитие: накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями); двигательную активность.

 Речевое развитие: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: Пентаграммы свойств воды; плакат «Кому нужна вода»; плакат «Похождение воды от реки до реки»; грязная, мутная вода; пустые стаканы; воронки; марля; плотная ткань; ватные диски.

Содержание организационной деятельности детей

  1. Постановка проблемы

Педагог: Ребята, проходите пожалуйста, присаживайтесь и послушайте сказку… Чтение сказки о «больной» речке.

 Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах. Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

- Соседка, почему ты такая красная?

- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

 - А ты почему жёлтая, как лимон?

 - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из-под мусора.

- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться.

  Педагог: Скажите, ребята, о чем эта сказка? Почему рыбки стали разного цвета?

Ответы детей: о том, как река заболела; о загрязнении реки из-за отходов и мусора завода

- А от чего так произошло, что вода стала разноцветной? Что не сделали люди?

 Варианты ответов детей: не думали о природе, о живых существах

 - Какие свойства воды вы можете назвать? (показать плакат «Свойства воды»)

Педагог: А если мы будем пить такую воду, что произойдет с нами? А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

Ответы детей (нужны очистительные сооружения; не использовать удобрения; не сорить; быть аккуратными при перевозке грузов)

Педагог: Ребята, что сделали люди, чтобы мы пили чистую воду?

Варианты ответов детей: Построили очистительные сооружения

Да правильно. А кто-нибудь знает, как вода попадает к нам в кран и куда она уходит?

 Педагог: Ребята, посмотрите на картинку внимательно и скажите, какой путь проходит вода к нам в дома?

(На большом плакате показан рисунок прохождения воды к жилым домам)

 Педагог: Попробуйте, проведите на плакате путь воды.

 Дети рассматривают плакат, проводят линии от реки до реки, избрав правильный путь

  1. Опытно-экспериментальная деятельность

 Педагог: Ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам можно пройти в минилабораторию.

 Педагог: Скажите, что нужно сделать, прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию?

 - Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов?

Ответы детей (халат, перчатки, шапочка)

Ответы детей (необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами)

  1. Эксперимент «Очистка воды» несколькими способами:

Цель: познакомить детей с системой очистки воды. (На четырех столах приготовлены материалы для эксперимента)

Педагог: Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?

1 способ

 Педагог: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будем вместе. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

- Ребята, что у вас получилось?

- Вода стала чистой?

Ответы детей: нет, не совсем

 - Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: значит, марля пропускает мелкий мусор и грязь.

Ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

2 способ

Педагог: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку, вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все профильтровали?

- Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?

Ответы детей: да

- Что мы видим?

Ответы детей: Здесь и песчинки, и соринки.

- Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей: Этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная

Педагог: Ребята, а вы не устали? Хотите немного отдохнуть?

 Физ. минутка «Юные пловцы»

 К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

 Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

Дети выполняют движения по тексту: шагают на месте наклоны, умывание, хлопают в ладоши, встряхивают  руками. Круги двумя руками вперед поочередно прыжки на месте шагают на месте.

3 способ

Педагог: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно, не продавливаем. И фильтруем…

- Что мы видим?

 Ответы детей: И здесь на фильтре остались соринки

- Вода стала чище?

Ответы детей: да

 - Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей: Этот ватный фильтр из несколько слоёв, он не пропускает самые мелкие соринки .

4 способ:

 Педагог: Теперь, ребята, положим в нашу воронку все материалы, которыми мы фильтровали грязную воду. И ещё раз профильтруем воду.

- Ребята, что стало с водой?

 Ответы детей: она стала ещё чище

Ответы детей: каждый из материалов помог в фильтрации воды

- А как мы это сделали?

Дети в воронку вставляют диск и переливают грязную воду.

Педагог: Ребята, а как же нам помочь рыбкам, которые оказались в загрязненной воде? Ответы детей: использовать фильтры

- А что сделать, чтобы загрязненная вода не попала к нам в дом?

Ответы детей: построить очистительные сооружения

    Вот так ,ребята, примерно, происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.

IV Итоговая часть. Рефлексия

Педагог: Ребята, вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду, и где ее очищают.

- Я хочу попросить вас повторить правильный круговорот воды в наши дома. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома.

Дети проходят к столам и берут конверты.

Работаем в парах. Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!

Дети раскладывают карточки

- А теперь постройте цепочку выхода воды из домов. Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!

Дети раскладывают карточки

Педагог: А что вы будете делать чтобы воду беречь?

Ответы детей: 1. Не лить воду зря.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Плотно закрывать кран с водой.

4. Не засорять ручейки, реки и озёра.

Педагог: Ребята, нам нужно запомнить – «Вода – это наше богатство и его нужно беречь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент с водой «Как очистить воду» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью.Познакомить детей со способами очисти воды.Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире...

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Роль игры экспериментирования в развитии детей раннего возраста

Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитан...

«Фильтрация воды. Как очистить воду»

Презентация игры-экспериментирования в подготовительной группе с целью ознакомления детей со способами очистки воды при помощи различных материалов...

Методическая разработка игры-экспериментирования для детей старшего возраста «Фильтрация воды. Как очистить воду»

Методическая разработка направлена на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, посвящена проблеме фильтрации воды, раскрывает способы очистки воды с помощью игры-экспериментирования....

Картотека игр в воде и с водой для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

В течение жизни человек должен заботиться о своём здоровье. От его здоровья зависит и его личная жизнь, и жизнь окружающих людей. Забота о здоровье детей – важнейшая задача  любого народа. ...