Филимоновская игрушка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников посредством народного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskaya_igrushka.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познанию»
в старшей группе (5 – 6 лет)
Тема: «Филимоновская игрушка»
Доминирующая образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: способствование эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного искусства.
Программное содержание:
• продолжать знакомить с народным промыслом филимоновская игрушка;
• познакомить детей с узорами разных форм: цветными полосками, ветвистой «елочкой», яркой «ягодкой», лучистой «звездочкой» или «солнышком»;
• развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора;
• приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, предметы разных видов народного промысла, картинки с элементами филимоновских узоров
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент | 3мин |
II | Основная часть | ||
1 | Проблемные вопросы | Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя | 17 мин |
2 | Физминутки | ||
III | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Длительность 25 минут.
Ход занятия
- Вводная часть.
-Здравствуйте, ребята! Ребята, какое ваше самое любимое занятие?
-Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть…
-Во что вы любите играть?
- В машинки, настольные игры, куклы…
- Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?
- Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами …
- А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева.
Сегодня у нас не простое занятие. Давайте мысленно отправимся на ярмарку и выберем там русскую народную игрушку.
- Основная часть.
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Ребята мы на ярмарки и здесь нам приглянулись необычные игрушки, а называются они филимоновские.
Это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу.
Поэтому они получили название – народные.
Филимоновской игрушке более 700 лет.
Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?
Дети: Да!
Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянутые шеи
И корова как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
А изготавливают Филимоновские игрушки в деревне Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.
Воспит. : Ребята посмотрите на картинки.
Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?
(ответы детей сопровождаются чтением стихотворений).
Индюк
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Конь с всадником
Что за конь!
Только тронь –
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.
Барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд
Воспит. : Молодцы ребята угадали!
Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые?
Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.
Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть – чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.
Физкультминутка:
Под русскую народную музыку
дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.
Филимоновской игрушки по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.
А детали росписи можно расшифровать:
Круг- это солнце,
Треугольник-это земля,
Елочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.
- Заключительная часть.
1. Ребята, а вы бы хотели такую игрушку себе?
2. А чем вам она понравилась?
3. Ребята, а кто из вас понял, почему игрушки эти называются Филимоновскими?
4. Какое настроение у Вас возникает, когда Вы смотрите на эти игрушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...