День Герба
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

День Герба

Цель: Формирование знаний  у  детей  о происхождения герба, его значение в прошлом и в современной жизни.

образовательная : познакомить  с государственной символикой России: гербом, расширить представления детей о стране, в которой они живут;

развивающая: содействовать формированию логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы;

воспитательная : Воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей Родине; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : « День Герба»

Воспитатель: Чекина О.В.

Цель: Формирование знаний  у  детей  о происхождения герба, его значение в прошлом и в современной жизни.

образовательная : познакомить  с государственной символикой России: гербом, расширить представления детей о стране, в которой они живут;

развивающая: содействовать формированию логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы;

воспитательная : Воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей Родине; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Методы и приёмы:

-наглядный (показ, демонстрационный)

-словесный (рассказ, пояснение, беседа, художественное слово, вопросы)

-Игровой (сюрпризный момент)

Используемые современные технологии:

Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, социгровые элементы, личностно-ориентированные.

Материал:

Демонстрационный: слайды и иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных щитов, карта мира,

Mp 3 плеер с аудиозаписью.

Раздаточный: дидактическая игра «Найди герб России» «Собери герб России»

1.Организационный момент

Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и скажем друг другу наше приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

 Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

2.Погружение в тему.

Воспитатель:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я! В.Орлов

-Дети как вы думаете о чем эти стихи?

Дети: о Родине…

Воспитатель: Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
Спрашиваю еще 2-3 воспитанников с целью закрепления материала:
Воспитатель: Правильно. Это Россия.
Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Воспитатель: Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.

 Ребята знаете ли вы, что такое герб?

Ответы детей: опрашиваю несколько детей.

игровой момент

Воспитатель:

-Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах). Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел – является символом единства и независимости государства.

Пальчиковая игра:

«Моя страна»
Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

- Герб — это эмблема государства, города. История российского герба тесно связана с историческими событиями нашего государства.

В конце XV в. произошло важнейшее событие в жизни народа — пало монголо-татарское иго. Русские земли стали свободными. Теперь их никто не разорял, люди избавились от двухсотлетнего угнетения.

В это время страной правил Великий князь Московский Иван Васильевич III. Горько было видеть Ивану Васильевичу, как слаба, и разорена родная земля, нет в ней ни мира, ни согласия. Вот и решил Иван III объединить все русские княжества в одно государство. Князья ссорились между собой, воевали друг с другом, один князь не хотел подчиняться другому.

Почти 50 лет Иван III собирал русские земли! Ему удалось смирить непокорных князей — кого силой, кого милостью. Наконец, совершилось невозможное — из маленьких и слабых государств образовалось одно большое и могучее. Иван III повелел называть его державой, Россией, Русью.

Слово «держава» происходит от слова «держать» и означает — государство. Значит, Иван III держал в своих руках власть в России. Он и приказал величать себя по-новому:

не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси.

Каждое государство должно иметь свой символ — герб.

Герб России появился в 1497 г. С тех пор прошло более пятисот лет, но герб России — золотой двуглавый орел — не изменился.

Иван III выбрал в качестве символа орла. Орел — могучая птица. В представлении древних славян он связан с солнцем.

Но орел на гербе России — необыкновенный! У него не одна голова, а две, их венчали золотые короны, сам орел тоже золотой и располагался на красном фоне.

Золотой двуглавый орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами.

Солнце выходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.

Шли годы, они складывались в века. Герб России изменился.

Как же выглядит современный герб нашей Отчизны?

 Это по-прежнему двуглавый орел — золотой на красном фоне. Орла венчают три короны — символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.

Воспитатель:Что такое скипетр?

Ответы детей:

Воспитатель:Это украшенный богато жезл — символ власти. Скипетр в современном понимании — знак государственности.

Держава — украшенный шар, знак законности и права.

На груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона. Всадник — знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.

Герб России — красивый и величественный. Повторим, что же означает изображение двуглавого орла на гербе России?

Дети: Единство и независимость страны.

 Что означает изображение всадника?

Дети: Победу добра над злом!

Физкультминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

-Стихотворение:

Герб России

Золотой орел двуглавый —

Символ силы, символ славы

И могущества державы.

Храбрый воин на щите —

Он копьем врага разит,

Он Отчизну защитит

И поможет ей в беде!

-Дети, герб можно рассматривать, любоваться им как произведением искусств, и что особенно важно его нужно уметь правильно прочитать.

Сейчас мы прочитаем герб России.

Не торопитесь, следите за указкой и внимательно слушайте вопросы.

- Какой герб по форме и цвету? (имеет форму щита, он красного цвета)

- Что видите в центре? (Двуглавого орла)

- Почему у орла две головы? (ответ  детей)

Воспитатель: Русское государство большое, головы у орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

- Расскажите, какой орёл? (с двумя головами, с поднятыми крыльями, крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце)

Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории всё знать.

- Как вы думаете, почему на гербе России изображен орёл? (ответы детей)

Орёл означает силу, это значит, что государство сильное, непобедимое.

Посмотрите, что в правой лапе у орла?

В правой лапе у орла жезл, а ещё его называют скипетр, он указывает, чтобы государство было сильным и богатым.

- Что в левой лапе у орла?

В левой лапе орёл держит шар с крестом на верху, его называют державой. Тот, кто управляет государством, должен охранять, держать его.

Посмотрите, что изображено на груди у орла.

На груди у орла помещен щит красного цвета с изображением всадника – это воин. Он на коне, в правой руке у него копьё, которым он убивает дракона. Дракон это символ зла. Изображение всадника убивающего дракона означает победу добра над злом.

- Что вы видите ещё? (показываю короны)

Над головами у орла короны.

В давние времена короны, скипетр и держава (показываю фото), служили символом царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

-Ребята вам понравилось наше занятие?

Чтобы вы хорошо запомнили, закрепим в играх.

Дидактическая игра: задание: Собрать герб Российской Федерации из частей по образцу .

Воспитатель: Опишите герб России и повторите что он обозначает. (Ответы детей)

Дидактическая игра: «Найди герб России».

Двум командам предлагается выбрать  герб  России из  гербов других стран.

Все ребята справились, молодцы!

Спасибо всем. Наше занятие закончено.

Литература:

Л.Б.Дерягин «Моя Родина Россия»Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и президенте. Издательство «Литера» 2007

В.Степанов «Моя Родина Россия» учебник для малышей 2004

Источник интернета.



Предварительный просмотр:

Тема : « День Герба»

Воспитатель: Чекина О.В.

Цель: Формирование знаний  у  детей  о происхождения герба, его значение в прошлом и в современной жизни.

образовательная : познакомить  с государственной символикой России: гербом, расширить представления детей о стране, в которой они живут;

развивающая: содействовать формированию логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы;

воспитательная : Воспитывать патриотические чувства: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей Родине; развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Методы и приёмы:

-наглядный (показ, демонстрационный)

-словесный (рассказ, пояснение, беседа, художественное слово, вопросы)

-Игровой (сюрпризный момент)

Используемые современные технологии:

Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, социгровые элементы, личностно-ориентированные.

Материал:

Демонстрационный: слайды и иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных щитов, карта мира,

Mp 3 плеер с аудиозаписью.

Раздаточный: дидактическая игра «Найди герб России» «Собери герб России»

1.Организационный момент

Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и скажем друг другу наше приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

 Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

2.Погружение в тему.

Воспитатель:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я! В.Орлов

-Дети как вы думаете о чем эти стихи?

Дети: о Родине…

Воспитатель: Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
Спрашиваю еще 2-3 воспитанников с целью закрепления материала:
Воспитатель: Правильно. Это Россия.
Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Воспитатель: Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.

 Ребята знаете ли вы, что такое герб?

Ответы детей: опрашиваю несколько детей.

игровой момент

Воспитатель:

-Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах). Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел – является символом единства и независимости государства.

Пальчиковая игра:

«Моя страна»
Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

- Герб — это эмблема государства, города. История российского герба тесно связана с историческими событиями нашего государства.

В конце XV в. произошло важнейшее событие в жизни народа — пало монголо-татарское иго. Русские земли стали свободными. Теперь их никто не разорял, люди избавились от двухсотлетнего угнетения.

В это время страной правил Великий князь Московский Иван Васильевич III. Горько было видеть Ивану Васильевичу, как слаба, и разорена родная земля, нет в ней ни мира, ни согласия. Вот и решил Иван III объединить все русские княжества в одно государство. Князья ссорились между собой, воевали друг с другом, один князь не хотел подчиняться другому.

Почти 50 лет Иван III собирал русские земли! Ему удалось смирить непокорных князей — кого силой, кого милостью. Наконец, совершилось невозможное — из маленьких и слабых государств образовалось одно большое и могучее. Иван III повелел называть его державой, Россией, Русью.

Слово «держава» происходит от слова «держать» и означает — государство. Значит, Иван III держал в своих руках власть в России. Он и приказал величать себя по-новому:

не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси.

Каждое государство должно иметь свой символ — герб.

Герб России появился в 1497 г. С тех пор прошло более пятисот лет, но герб России — золотой двуглавый орел — не изменился.

Иван III выбрал в качестве символа орла. Орел — могучая птица. В представлении древних славян он связан с солнцем.

Но орел на гербе России — необыкновенный! У него не одна голова, а две, их венчали золотые короны, сам орел тоже золотой и располагался на красном фоне.

Золотой двуглавый орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами.

Солнце выходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.

Шли годы, они складывались в века. Герб России изменился.

Как же выглядит современный герб нашей Отчизны?

 Это по-прежнему двуглавый орел — золотой на красном фоне. Орла венчают три короны — символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.

Воспитатель:Что такое скипетр?

Ответы детей:

Воспитатель:Это украшенный богато жезл — символ власти. Скипетр в современном понимании — знак государственности.

Держава — украшенный шар, знак законности и права.

На груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона. Всадник — знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.

Герб России — красивый и величественный. Повторим, что же означает изображение двуглавого орла на гербе России?

Дети: Единство и независимость страны.

 Что означает изображение всадника?

Дети: Победу добра над злом!

Физкультминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

-Стихотворение:

Герб России

Золотой орел двуглавый —

Символ силы, символ славы

И могущества державы.

Храбрый воин на щите —

Он копьем врага разит,

Он Отчизну защитит

И поможет ей в беде!

-Дети, герб можно рассматривать, любоваться им как произведением искусств, и что особенно важно его нужно уметь правильно прочитать.

Сейчас мы прочитаем герб России.

Не торопитесь, следите за указкой и внимательно слушайте вопросы.

- Какой герб по форме и цвету? (имеет форму щита, он красного цвета)

- Что видите в центре? (Двуглавого орла)

- Почему у орла две головы? (ответ  детей)

Воспитатель: Русское государство большое, головы у орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

- Расскажите, какой орёл? (с двумя головами, с поднятыми крыльями, крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце)

Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории всё знать.

- Как вы думаете, почему на гербе России изображен орёл? (ответы детей)

Орёл означает силу, это значит, что государство сильное, непобедимое.

Посмотрите, что в правой лапе у орла?

В правой лапе у орла жезл, а ещё его называют скипетр, он указывает, чтобы государство было сильным и богатым.

- Что в левой лапе у орла?

В левой лапе орёл держит шар с крестом на верху, его называют державой. Тот, кто управляет государством, должен охранять, держать его.

Посмотрите, что изображено на груди у орла.

На груди у орла помещен щит красного цвета с изображением всадника – это воин. Он на коне, в правой руке у него копьё, которым он убивает дракона. Дракон это символ зла. Изображение всадника убивающего дракона означает победу добра над злом.

- Что вы видите ещё? (показываю короны)

Над головами у орла короны.

В давние времена короны, скипетр и держава (показываю фото), служили символом царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

-Ребята вам понравилось наше занятие?

Чтобы вы хорошо запомнили, закрепим в играх.

Дидактическая игра: задание: Собрать герб Российской Федерации из частей по образцу .

Воспитатель: Опишите герб России и повторите что он обозначает. (Ответы детей)

Дидактическая игра: «Найди герб России».

Двум командам предлагается выбрать  герб  России из  гербов других стран.

Все ребята справились, молодцы!

Спасибо всем. Наше занятие закончено.

Литература:

Л.Б.Дерягин «Моя Родина Россия»Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и президенте. Издательство «Литера» 2007

В.Степанов «Моя Родина Россия» учебник для малышей 2004

Источник интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Герба и Флага Тверской области

День Герба и Флага Тверской области...

2022г. "День Герба России"

Тематический день в старшей группе "День герба России"...

2022г. "День герба РФ"

2022г.  "День герба РФ"...

День герба РФ

30 ноября – День государственного герба Российской Федерации Герб был утвержден Указом первого Президента РФ 30 ноября 1993 года. Герб России - это особая эмблема, выполненная в соответствии с гераль...

Мероприятие "День герба РФ"

Данное мероприятие формирует представления о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "День герба России"

У любой страны, любого Государства есть свои символы флаги, гербы, гимны. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит ги...

День герба Российской Федерации

Цель: Познакомить с изображением Государственного герба РФ. Формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в...