Проект "Гидропоника"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Медведева Светлана Владимировна

Групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшей  группы дошкольного возраста «Выращивание растений без почвы в условиях детского сада методом гидропоники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Умка» муниципального образования город Губкинский

Групповой

познавательно-исследовательский проект

для детей старшей  группы дошкольного возраста

«Выращивание растений без почвы в условиях детского сада методом гидропоники»

                                            Авторы-составители:                                                                                                        Медведева С.В.

г. Губкинский 

Групповой познавательно-исследовательский проект

для детей старшей группы  дошкольного возраста

«Выращивание растений без почвы в условиях детского сада методом гидропоники»

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Умка» муниципального образования город Губкинский

Адрес организации: ЯНАО, г. Губкинский, мкр.9, д.54.                                                      Авторы проекта: Медведева С.В.

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный 

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность темы: мы живем в Ямало-ненецком автономном округе. Климат определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью холодного Карского моря, обилием заливов, рек, болот и озер.

Климат характеризуется длительной, холодной и суровой зимой с сильными бурями, морозами и частыми метелями, малым количеством осадков, очень коротким летом. В природе произрастают те растения, которые приспособились к таким погодным условиям. При озеленении города, подбираются такие виды растений, которые и морозоустойчивы и нетребовательны к составу почвы, создавая газоны, применяется перегнивший торф.

       Лето балует нас недолго, яркая зелень распустившейся листвы, пестрота клумб быстро сменяются серыми красками, а уж о свежих овощах и зелени на столе приходится только мечтать. В магазинах можно приобрести помидоры из Турции, которые уже красные, но они деревянные; огурцы, вроде свежие, но при прикосновении к ним, превращаются в слизь;  зелень, которая ничем не пахнет. Такие продукты полностью лишены витаминов и не принесут пользы нашему организму. Так что же делать? Можно ли самим вырастить полезные и качественные продукты?

Выращивать овощные культуры на подоконнике, садоводам-огородникам надо будет решить ряд непростых вопросов, а именно:

 - Как решить проблему с недостатком освещения, особенно в зимние дни?

 - Какую лампу выбрать для освещения?

 - Где найти хорошую почву? Потому что магазинный грунт бывает не всегда хорошего качества. 

- Как добиться оптимальной влажности для растений, которые находятся рядом с горячими батареями?

 - Как обеспечить ежедневный уход и полив?

 - Найти специальные семена для дома, которые максимально устойчивые к неблагоприятным условиям.

 - Правильно подготовить семена к посеву (для хорошего результата недостаточно просто положить семечко в почву).

 - Как защищать овощи на подоконнике от разницы температур (это губительно для растений)?

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что такой способ есть! Это гидропонный способ выращивания растений. 

Цель: сформировать у детей интерес к науке и стимулированию естественного желания наблюдать и экспериментировать в природе. Создание условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности. Познакомить детей с понятием «гидропоника», историей возникновения гидропоники и ее применением в наши дни. Вырастить растения в искусственных питательных средах с использованием различных субстратов.

Задачи:

Для детей: 

- расширить знания детей о культурных растениях;

- продолжить знакомить с особенностями выращивания культурных растений;

- обобщать представление о необходимости света, тепла, влаги и питательных веществ для роста растений;

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений;

- продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунках, схемах;

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Для родителей: 

- повышение уровня экологического сознания;

- выполнение домашнего задания: выращивание в домашних условиях лука, способом гидропоники.

Для педагогов: 

- организовать условия для познавательно - интеллектуального развития детей, их личностного роста;

- осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта,

включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

Место проведения: г. Губкинский, МБДОУ «Умка»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Возраст детей:.5-6 лет.

Ожидаемые результаты: 

Для воспитателей:

-повышение теоретического уровня;

-внедрение инновационных технологий, современных форм и методов работы по познавательно - исследовательской деятельности,

-личностный и профессиональный рост.

Для детей:

-углубление знаний о культурных растениях, способах их выращивания (если все требования к гидропонным установкам соблюдены правильно, то выращенная зелень и другие растения

вырастут крепкими, красивыми и получат все необходимые питательные вещества.).

Для родителей:

-повышение компетенции родителей по экологическому образованию дошкольников.

План реализации

Первый этап – подготовительный

Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях, их росте); составление плана работы над проектом;  сбор материала, необходимого для реализации проекта; создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта. Проведение опроса родителей воспитанников, выявление уровня компетенции по данной теме.

Второй этап – основной, организационно-практический

Взаимодействие с родителями

1. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

2. Совместное с детьми выращивание в домашних условиях лука, способом гидропоники.

Взаимодействие с детьми

Деятельность воспитанников

Формы и методы работы

            Игровая

(социально-личностное развитие)

Дидактические игры «Найди растение по названию», «Дары природы», «Подбери по форме и цвету», «Узнай на вкус», «Узнай по описанию», «Угадай, что в руке», «Вопрос –ответ»; просмотр мультфильмов о растениях: «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко».

Трудовые поручения: уход за растениями в биолаборатории

Наблюдение за ростом и развитием растений произрастающих в установке гидропоники.

Ведение календаря.

Речевая

(речевое развитие)

Чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Легкий хлеб», Д.Родари «Приключения Чиполлино», отгадывание загадок «Загадки с грядки», Разучивание пословиц, загадок, поговорок  о растениях. Беседы о том, как выращивать овощи на огороде. Беседы: «Что такое гидропоника», «Можно ли овощи растить на подоконнике», «Что вырастет из семечка», «Эта волшебница вода»

Двигательная

 (физическое развитие)

Беседа с детьми: «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей», «Полезная пища»

Музыкально-театрализованная, продуктивная

(художественно – эстетическое развитие)

Лепка из пластилина «Лук».

Зарисовка растений.

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей

(сравнить по цвету, форме, вкусу)

                                                Третий этап, заключительный

   Публичное представление продукта совместной деятельности Подведение итогов реализации проекта. Осмысление результата. Оформление календаря роста растений. Презентация проекта. Фотоотчет.

Результаты реализации проекта: в ходе реализации проекта дети познакомились с понятием «гидропоника», историей возникновения гидропоники.  Проводя наблюдения за ростом и развитием растений, убедились, что гидропоника, как метод, очень перспективен, так как данный способ выращивания растений без почвы, позволит экономить необходимые сегодня ресурсы планеты: воду и почву. Научились пользоваться Садовой фермой «VegaBox» и «Аквафермой», измерять температуру воздуха в помещении. Дети  поняли, что этот метод можно с успехом использовать при выращивании растений в домашних условиях, особенно в зимнее время.

         Научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель,  отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме,  научились проводить элементарные опыты, формулировать выводы, представлять свой опыт другим детям,  делать необходимые зарисовки, бережно относиться к природе. Сформировали представления о необходимости света, тепла, влаги для роста растений.

Знания детей о культурных растениях, способах их выращивания методом гидропоники стали более глубокие и основательные. Были соблюдены все требования к гидропонным установкам, выращенная зелень и другие растения выросли крепкими, красивыми и получали все необходимые питательные вещества.).