Проект "Дирижер"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: создание условий для развития у старших дошкольников интереса к профессиональной деятельности дирижёра и формирования основ музыкальной культуры.
Задачи проекта в области образовательной работы с детьми:
Образовательные задачи:
- познакомить детей с профессией дирижёра;
- дать знания об основных особенностях профессии дирижёра и качествах, которыми необходимо обладать регенту;
Развивающие задачи:
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Задачи проекта в области профессиональной деятельности с педагогами:
- изучить литературу по музыкальному воспитанию дошкольников и ознакомлению с профессией дирижёра;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dirizher.docx | 347.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №116»
Проект одного дня
Воспитатель: 1 классификационной категории
Блинова С.Ф.
г. Оренбург
2022г
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРОФЕССИЕЙ ДИРИЖЁРА
ПРОЕКТ ОДНОГО ДНЯ
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Систематическое музыкальное воспитание дошкольника обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Актуальность проекта определяется потребностью общества в высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Одним из путей к развитию основополагающих компонентов нравственной сферы детей является музыкальное искусство. Эмоциональные переживания во время слушания классической музыки, хорового пения способны воздействовать на душу ребенка, вызывать душевные переживания, чувства, ощущения. Знакомство старших дошкольников с профессиональной деятельностью дирижёра погружает детей в особую музыкальную среду, которая позволяет формировать основы музыкальной культуры дошкольников, развивать их мышление и воспитывать чуткость к добру, красоте, любви
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Проблема: каковы педагогические условия для развития у старших дошкольников интереса к профессиональной деятельности дирижёра и формирования основ музыкальной культуры.
Гипотеза: процесс формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников и развития у них интереса к профессиональной деятельности дирижёра будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработка педагогического проекта по ознакомлению старших дошкольников с профессией дирижёра;
- подбор комплекса диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности представлений старших дошкольников о мире профессий;
Цель проекта: создание условий для развития у старших дошкольников интереса к профессиональной деятельности дирижёра и формирования основ музыкальной культуры.
Задачи проекта в области образовательной работы с детьми:
Образовательные задачи:
- познакомить детей с профессией дирижёра;
- дать знания об основных особенностях профессии дирижёра и качествах, которыми необходимо обладать регенту;
Развивающие задачи:
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Задачи проекта в области профессиональной деятельности с педагогами:
- изучить литературу по музыкальному воспитанию дошкольников и ознакомлению с профессией дирижёра;
Задача проекта в области сотрудничества с семьёй и социальными учреждениями:
- повышать компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания детей в процессе взаимодействия с детским садом;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Сюжетно-ролевая игра «Я дирижёр.»
Ожидаемые результаты по проекту в области образовательной работы с детьми:
- дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес и уважительное отношение к профессиональной деятельности дирижёра, активны в процессе социализации;
- старшие дошкольники проявляют инициативу, творчество, воображение в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной), взаимодействия
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Отобрать иллюстрации о профессии.
3. Найти литературу, рассказывающую о профессии
4. Изготовление шумовых инструментов.
Основной этап
- Презентация «Я дирижер»
- Зарядка
- Беседа «Я-дирижёр». Презентация «Волшебная палочка- дирижера»
- Загадки
- Раскраска «Дирижёр и хор»
- Сюжетно ролевая игра «Дирижер»
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям». Просмотр программы «Хоровое пение. Академия занимательных наук»
Просмотр передачи «Шишкин лес. Дирижёр».
Заключительный этап
• Выставка творческих работ детей
• Пополнение игровых зон атрибутами для сюжетно-ролевой игр по теме.
Полученный результат:
У детей сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют профессию.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Со стороны родителей появился интерес к деятельности, организованной в рамках образовательного процесса, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с ребенком на интересующие его темы, участвовать в жизни группы.
Приложение:
Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы
с предметом (гимнастическая палка)
Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ.
Задачи:
1. Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.
2. Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребенка, настроить на предстоящий день
3.Приучать сохранять правильную осанку в повседневной жизни.
4. Развивать все группы мышц, координацию движений, силу и выносливость и поддерживать интерес детей к спорту.
5. Воспитывать у детей потребность в ежедневных физических упражнениях;
- навыков рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;
- грациозность, пластичность, выразительность движений;
Оборудование: палочки
1. Вводная часть:
- Ходьба без задания, чередуется с ходьбой на носочках, на пяточках и с выпадами вперед;
- Бег без задания в среднем темпе (2 круга);
- Перестроение в две колоны;
2. Основная часть:
- И. п. основная стойка, палка за плечами. 1 – поворот головы вправо, 2 – поворот головы влево;
- И. п. основная стойка, палка в опущенных руках, широкий хват. 1 – перевести палку за плечи, 2 – И. п. ;
- И. п. широкая стойка, палка в прямых руках над головой. 1 – наклон, положить палку на пол, 2 – выпрямится, руки на пояс, 3 – наклон, взять палку в руки, 4 – И. п. ;
- И. п. основная стойка, палка за плечами широким хватом. 1 – поворот корпуса вправо, 2 – И. п., 3 – поворот корпуса влево, 4 – И. п. ;
- И. п. основная стойка, палка в опущенных руках широким хватом. 1 – присед, завести палку за плечи, 2 – И. п. ;
- И. п. сомкнув ноги, палка в опущенных руках средним хватом. 1 – выпад вперед правой ногой, палку над головой, 2 – И. п., 3 – выпад вперед левой ногой, 4 – И. п. ;
- И. п. сомкнув ноги, палка в опущенных руках. 1 – подпрыгнуть, ноги в стороны, палку над головой, 2 – И. п. ;
- И. п. палка на полу, руки на поясе, стойка на палке сомкнув ноги. 1 – шаг в сторону, 2 – приставить вторую ногу, 3 и 4 – в обратную сторону;
- И. п. палка на полу, руки на поясе, стойка сомкнув ноги у конца палки. 1-3 – елочкой по палке, 4 – И. п. ;
- И. п. стойка сомкнув ноги, палка в опущенных руках. 1-3 – поднять правую ногу, палку над головой, 4 – И. п. Далее тоже самое с левой ногой;
3. Заключительная часть:
- Перестроение в одну колону за направляющим;
- Ходьба по залу в колоне по одному с дыхательными упражнениями.
Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям
Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера — задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.
Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.
Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.
Знаменитые дирижеры
О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото — А. Тосканини).
Современные знаменитые дирижеры мира в «Волшебной палочке дирижера» должны быть названы и при наличии дополнительных возможностей представлены в видеопоказах – В. Гергиев, В. Спиваков, Ю. Башмет и многие другие.
Умение слушать
«Лучшие дирижеры — лучшие слушатели», — утверждает Том Сервис, журналист, автор увлекательной книги «Музыка как алхимия: Путешествия с великими дирижерами и их оркестрами». Они, подобно громоотводу, принимают на себя эмоциональную нагрузку произведения, и фокусируют внимание на самых сильных его сторонах. Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей, а потом выразить собственное гиперосознание, сделав его общедоступным.
Нужен ли дирижер в популярной музыке?
Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.
Палочка дирижера – волшебная палочка
При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.
С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.
В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка — главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.
При расширении оркестра первая скрипка не всегда могла справиться с задачей координации всего коллектива, поэтому дирижер стал обязательным его руководителем. Волшебная палочка дирижера приходит ему на помощь – ее волшебство состоит в полной беззвучности, но точнейшей красноречивости – на нее ориентируется весь оркестр. При этом сама она – скорее символ, ведь каждый дирижер может руководить музыкантами и без нее.
Интерпретация
Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.
Дирижер в музыкальном театре
Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.
Понять роль указанного специалиста на уроке музыки можно при помощи видеофрагментов из сцен балета или оперы. Ученики должны увидеть, как волшебная палочка дирижера из оркестровой ямы руководит всем составом танцоров, солистами и оркестром. Яркое видео, например, «Спящей красавицы» П.И. Чайковского в исполнении Венского национального театра позволяет буквально почувствовать магию музыки, волшебные силы дирижера, впечатлить характером происходящего на сцене.
Загадки
Загадки про музыканта – отличный способ весело провести время, проверить свои знания в области музыки и развить смекалку.
Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, …
Ответ: Солист
Он выходит выступать –
Людям музыку играть.
Инструмент в его руках
Так звучит, что просто «ах!»
Ответ: Музыкант
Все хотят звезду услышать!
На концерт зовут афиши.
В зале мест свободных нет,
Постепенно гаснет свет…
В темноте исчезли лица,
Начинает петь…
Ответ: Певица
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре – самый главный,
Он в оркестре – президент!
Ответ: Дирижер
БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПОЧЕМУЧЕК
КТО ТАКОЙ ДИРИЖЁР?
Цель: Формирование системных знаний о трудовом процессе взрослых, как ценности общества.
Задачи:
1. Познакомить детей с содержанием профессионального труда «Дирижёра», со значимостью каждого компонента трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
2. Развитие интереса к трудовой деятельности взрослых, внимания, памяти, речи, активизация словаря.
3. Воспитание ценностного отношения к труду.
Слово «дирижёр» пришло к нам из французского языка. Дирижировать значит управлять.
Значит дирижёр – это тот кто управляет, руководит. Если музыкантов несколько: двое, трое. четверо,
дирижёр не нужен, один из музыкантов обычно «задаёт тон» или незаметно руководит исполнением.
Такое руководство музыкантами известно давно. Был ещё один способ управления игрой музыкантов. Дирижёр стучал палкой в ритме музыки палкой-баттуто. Все музыканты его слышали и играли слаженно, но это мешало восприятию музыки. Постепенно появилась тонкая палочка, которую теперь можно видеть в руке дирижёра. теперь он не стучит, а размахивает ею. Очень долгое время дирижёр стоял лицом к зрителям и только с середины 19 века, дирижёр повернулся к музыкантам.
Дирижёр должен много знать и уметь. Хорошо разбираться в нотном тексте, знать его настолько хорошо, чтобы управлять практически не глядя в ноты. Играть на музыкальном инструменте, обладать замечательным музыкальным слухом. Он должен знать всё о музыкальных инструментах своего оркестра, или голосах певцов, в зависимости от того чем он управляет – хором или оркестром. Дирижёр должен быть очень выразительным. Во время исполнения он говорит лицом, руками. То что играют музыканты создано именно дирижёром – так он слышит и представляет себе исполняемое произведения
Получается, хор или оркестр- это большой инструмент, на котором играет дирижёр. Настоящий дирижёр очень много работает. сначала один, дома, он изучает нотный текст, потом он работает с музыкантами. Причем не со всеми сразу, а с отдельными группами музыкантов. А если есть певцы, то с ними так же ведется отдельная работа.
Виды хора:
´ Тип хора - это характеристика исполнительского коллектива по составу голосов.
´ Самые распространенные типы хоров :
Ø мужской
Ø женский
Ø детский
Ø смешанный
Виды оркестра:
Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.
В оперном театре дирижёр заботится и о положении исполнителей на сцене, для того, чтобы найти место, где звучание голоса лучше. Вот какая сложная профессия – дирижёр. Были попытки создавать коллективы без дирижёра, но только он может объединить исполнителей в единый коллектив, только он отвечает за красоту музыкального произведения. от его мастерства зависит всё.
С-ролевая игра «Дирижер»
Цель: Формирование системных знаний о трудовом процессе взрослых, как ценности общества.
Задачи:
1. Познакомить детей с содержанием профессионального труда «Дирижёра», со значимостью каждого компонента трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
2. Развитие интереса к трудовой деятельности взрослых, внимания, памяти, речи, активизация словаря.
3. Воспитание ценностного отношения к труду.
Материал. Билеты в театр; предметные картинки с изображением струнных, духовых, ударных музыкальных инструментов; план рассадки оркестра; картинка с изображением оркестра и дирижёра; видеозапись, аудиозапись выступления оркестра; «Модель структуры трудового процесса».
Предварительная работа. Знакомство детей с музыкальными инструментами на музыкальном занятии.
Ход занятия
Перед занятием проводится сюжетно-ролевая игра, в которой дети приобретают билеты в театр.
Занятие проводится в театральной студии детского сада.
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в театр послушать музыку, в котором будет выступать оркестр под руководством известного дирижёра В. Спивакова. Рассаживайтесь на свои места, ряд и место указаны в ваших билетах. Пока музыканты готовятся к выступлению, я расскажу вам, чем же они занимаются в оркестре, и кто ими управляет.
В оркестре играют много музыкантов, и каждый играет на каком-либо музыкальном инструменте. Давайте мы сейчас их рассмотрим. (Дети рассматривают предметные картинки с изображением струнных, духовных, ударных музыкальных инструментов, называют их.)
Воспитатель. Перед выступлением оркестра музыканты в зависимости, на каких музыкальных инструментах они играют, рассаживаются на свои места. (Дети рассматривают план рассадки оркестра. Проводится беседа.)
Когда в оркестре музыканты играют на своих инструментах, то ими управляет дирижёр. Дирижёр стоит лицом к оркестру, потому что ему нужно хорошо видеть и слышать всех музыкантов.
В правой руке у него тонкая костяная палочка. Её называют дирижёрская палочка. Взмах дирижёрской палочкой показывает музыкантам, когда и кому нужно играть. От дирижера зависит темп музыки (быстрый или медленный). Он может «приказать» играть оркестру громко, очень громко, или тихо, едва слышно. Одним взмахом палочки он может поднять бурю и мгновенно успокоить её.
Перед музыкантами и дирижёром стоит подставка для нот, она называется пюпитр. На пюпитре лежит партитура – нотная запись оркестрового произведения. Музыканты смотрят в партитуру, чтобы не допустить ошибки, в звучании музыки. Дирижёр смотрит в партитуру и следит за игрой каждого музыканта.
Дирижёра можно назвать главным музыкантом оркестра.Не случайно говорят: «Я слушал дирижёра.», хотя сам дирижёр во время выступления ни на чём не играет.
Музыканты уже готовы играть. Давайте мы внимательно послушаем музыку и посмотрим, как дирижёр управляет своим оркестром.
(Просмотр видеозаписи выступления оркестра под руководством дирижёра В. Спивакова.)
(Затем воспитатель предлагает детям импровизацию игры в оркестр. Одному из детей дается роль «Дирижёра», остальным роль «музыкантов». «Музыканты» рассаживаются на свои места, включается аудиозапись выступления оркестра. Дети импровизируют.)
Воспитатель. Аплодисменты нашему оркестру! Уважаемые музыканты, расскажите нам, на каких музыкальных инструментах вы играли? Понравилось ли вам, как управлял оркестром дирижёр? (Ответы детей.)
Дирижёр (имя ребенка) понравилось ли тебе управлять оркестром? Почему? (Ответ ребенка.)
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами были в театре, много интересного узнали об оркестре и работе дирижёра и сейчас я предлагаю вам рассказать о труде «Дирижёра», опираясь на модель структуры трудового процесса. (Детям предлагается «Модель структуры трудового процесса», дети составляют рассказ, опираясь на модель.)
Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня в театре?
Что понравилось? Почему?
Что не понравилось? Почему?
Что было бы, если бы не было дирижера в оркестре? (Ответы детей.)