Экологическое воспитание.
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»
Проект по экологическому воспитанию
«Лес – наш зеленый друг»
Воспитатель: Рашева О.Н..
г. Сольвычегодск
«Природа для нас - кладовая солнца
с великими сокровищами...
И охранять природу
значит - охранять Родину»
М.М. Пришвин.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети младше-средней группы.
Срок реализации: апрель 2023.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки;
2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни;
3. Художественно-эстетическое развитие: овладение различными видами художественной деятельности;
4. Речевое развитие: Развитие связной речи и расширение активного словаря.
Актуальность:
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают, лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Цель проекта:
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство..
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях.
- Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.
- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
- Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Этапы осуществления проекта:
Подготовительный этап:
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью:
Какие деревья ты знаешь? Какое значение они имеют в жизни человека и животных? Как правильно использовать лес? Какие меры по охране леса вам известны?;
Подобрать художественную литературу для детей по теме;
Подобрать дидактический и наглядный материал;
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
Основной этап:
- План мероприятий по реализации проекта
Образовательная область | Содержательная деятельность |
Познавательное развитие | Рассказ воспитателя «Что такое лес». «Лес в жизни человека». Правила поведения в лесу. Экологические знаки. Беседы: «Кто под деревом живёт, кто на дереве живёт», «Благодарит и сердится природа», «Мы друзья природы», «Лес многоэтажный дом», «В лесу пожар». «Как стул появился в детском саду», «Больное дерево», «Растение – земли украшение (по пословицам)». Закрепление знаний о деревьях, из чего состоит дерево? Рассматривание шишек, хвои. Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес. Исследовательская деятельность (опыты): «Для чего корешки», «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет». Рассматривание через лупу ветки, с которой только что упал листок (дерево не гибнет) Д/И «Третий лишний», «Когда это бывает?», «Похож-не похож», «Времена года», «Сложи картинку», «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Деревья и плоды». |
Речевое развитие | Беседы: «Как красив наш лес», »Как помочь дереву», «Могут ли деревья лечить?» «Кому нужны деревья в лесу» Творческое рассказывание «Прогулка влес» Викторина «Загадки Лесовичка» Рассказы детей: Расскажи о деревьях в нашем саду. Заучивание стихотворений: И. Токмакова «Если б дали березе расческу», «Осинка», «Дуб», «Рябинка» Рассматривание репродукций картин русских художников: И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; И.И. Левитан «Берёзовая роща»; Ю. Васнецов «Цветущий луг», В. Васнецов «Дубовая роща» |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование «Домик для лесника» Лепка «Берёза». Аппликация «Береза», ручной труд «Белая береза» Аудиозаписи: «Шум леса», «Голоса птиц» |
Физическое развитие | Подвижные игры Русские народные игры: «Совушка», «Белки, орехи, шишки», «К кустику беги», «Зайцы и волк», «Лесные тропинки», хороводная игра «Во поле берёза стояла..» Эстафета «Пожар в лесу» Утренняя гимнастика «В лес по тропинке», Пальчиковые игры: «В лес по ягоды», «Дикие животные», «Дерево» |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «С какого дерева листочек?», «Найди картинке место», «Кто как голос подаёт», «Один и много». Лото «В мире растений», «Береги живоё» Лепбук «Безопасность в лесу» Сюжетно-дидактическая игра – «Пожар в лесу», «На природу – на пикник». »Юные защитники леса» Знакомство детей с работой лесника. |
Взаимодействие с родителями | Информационное обеспечение «Что можно рассказать ребенку о красоте лесов?» Консультация «Учите детей любить природу» Рекомендации для прочтения детям художественной литературы по теме проекта Памятка «Детская безопасность в лесу», «Если ты потерялся в лесу».»Берегите лес» |
Заключительный этап:
Проведение досуга «Лес – наш друг».
Экологическая акция «Берегите лес!».
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды. Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
Беседа: «Берегите природу».
Цель: Формировать экологическую грамотность, бережного отношения к природе.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным,
- формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите.
- расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
- Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу.
-Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о природе ,лесе, животных.
Вводная часть.
Эколята приглашают детей на прогулку в лес.
Основная часть.
Для этого закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Сегодня мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе, о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека.
А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём , лес всё больше нуждаются в защите. Поэтому лес нужно беречь и охранять. Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения:
Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Не ломайте ветки и не повреждайте кору деревьев.
Не оставляйте мусор в лесу.
Не разоряйте птичьи гнёзда.
Не разоряйте муравейники.
Не рвите охапками цветы.
Ходите по тропинкам, не вытаптывайте траву и почву.
Не шумите в лесу.
Не ловите насекомых.
Не вырывайте грибы и кустарники с корнем
Самый страшный враг леса – это пожар. Причины возникновения пожаров в лесу костры. Страшное зрелище – лесной пожар. Большие беды происходят в лесу во время пожара: гибнут животные и растения, воздух наполняется едким, отравляющим дымом! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.
Воспитатель: А кто знает, как человек может самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (затоптать ,залить водой, засыпать землей)
Но помните ,что это можно делать только взрослым.
Воспитатель: А если огонь большой и человек понимает, что не справится, как он должен поступить? (ответы детей)
Правильно нужно позвонить в пожарную часть.
Какой же у нее номер? Подскажите мне дети. (-01)и(-112)
Физкультминутка:
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился.
Тоненький, тоненький,
Ножка как соломинка.
Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.
Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы!
Рефлексия: (Эколята)
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!
Чтобы не было пожаров
Не горели бы дома
Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда
Воспитатель: А можем ли мы с вами помочь лесу и предупредить лесные пожары? Какую пользу приносит лес человеку? Что значит любить природу? Что для этого необходимо помнить и делать?
«Лес - наш зеленый друг!»
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
Развивающие : развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход НОД.
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
Воспитатель: Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Помните, ребята на прошлой нашей встрече мы говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.
(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)
(появляется сорока)
Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!
(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)
Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!
(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)
Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в поселке. (Ответы детей.)
Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика:
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.
Лесовичок : Кто пожаловал в лес?
Воспитатель: Мы дети из средней группы детского сада №33 «Гном», пришли, чтобы помочь лесу.
Лесовичок : Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?
(ответы детей)
Воспитатель: Старичок - Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.
Лесовичок : Сейчас я их проверю. Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.
Игра «Времена года»
(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)
Лесовичок: - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!
Воспитатель: Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы)
Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)
Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей).
Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей)
Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы)
Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо)
Каких птиц вы знаете? (ответы)
Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц: хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова – стойте тихо.
Игра на внимание: «Птицы»
Зачем птицы строят гнезда? (ответы)
Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Воспитатель: Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы)
Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы)
Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы)
Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.
Игра: «Сделай запасы»
(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка).
Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему?
Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)
Расскажи, почему ты выбрала этот знак. Что он означает? (обращаясь к ребенку)
(ребенок поясняет свой выбор)
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!
(появляется Лесовичок)
Лесовичок : Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе.
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок ! До свидания!
Воспитатель: Вот мы и в группе.
Ребята, вам понравилось путешествие?
Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье мы подарим обещание:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...