"Загадочный космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Либрихт Елена Анатольевна

Конспект занятия  "Загадочный космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_kosmos.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:«ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Цель: расширение представлений детей о космическом пространстве с использованием элементов исследовательской деятельности.

Задачи

Образовательные:

• Уточнить представление детей о космосе, планетах и звездах;

• Сформировать элементарные представления детей  на планете Земля;

Развивающие:

• активизировать словарный запас по теме «Космос»;

• развивать связную речь

• способствовать развитию любознательности, познавательной активности, интереса к исследовательской деятельности

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.

• способствовать формированию коммуникативных навыков

• воспитывать желание бережно относиться к своей планете

• воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы. Разгадывание загадок о космосе. Просмотр презентаций «История развития космоса».

Ход деятельности:

Организационный момент

Педагог: «Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, Свет! (руки- в стороны)

Здравствуй, добрый Человек! (протягивают руки вперед)

Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображены Белка и Стрелка

Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?

(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)

 Письмо для вас?  (Читает письмо)

«Здравствуйте! Пишут вам знакомые космонавты Белка и Стрелка. Мы обращаемся к вам за помощью. Злой Метеорит отправил нас на незнакомую планету. Помогите вернуться на Землю! Найти нас можно выполнив задания, которые скрыты на некоторых планетах Солнечной системы»

 Ну что, поможем?  Найдем Белку и Стрелку и вернем их домой?  

На некоторое время представим себя исследователями космоса? Сейчас мы с вами отправляемся в космическое путешествие, но вот одна незадача, на чем нам лететь в космос?(на ракете)

Ребята вспомним что мы знаем о космосе.

- ЗАДАНИЕ  

1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)

2. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)

3. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)

4. Какое состояние испытывают космонавты в космосе (невесомость)

5. Специальный костюм космонавта (скафандр)

6. На чем космонавты летают в космос? (На ракете.)

7. А кто из вас помнит откуда совершает взлет ракет? (С космодрома.)

Чтобы вы могли легко дышать, в космосе нужно поработать над нашим дыхательным аппаратом. Вы готовы?

Артикуляционная гимнастика«Космонавты»

– Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

– Им – им – им, на ракете полетим.

– Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

– Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

А теперь нас ждут быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

А теперь слушайте мою команду: «Надеть скафандры! Занять всем свои места! Начинаю отсчет 5,4,3,2,1 - старт!» 

 Ребята, посмотрите в иллюминатор, что это такое?

1 слайд:На экране появляется звёздное небо. Ребята скажите, что вы видите в иллюминатор? (мы видим звёздное небо)

 Посмотрите, ребята, а почему звёзды все разного цвета?

(есть звёзды белые и голубые – они самые горячие, если звёзды менее горячие, то они жёлтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звёзды – красного цвета)

2 слайд: СОЛНЦЕ

Что это?   Солнце - это центр нашей Солнечной системы.

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

 

 3 слайд: Меркурий

Какая это планета? Ребята, что вы знаете о планете? (Меркурий — самая близкая к Солнцу планета, на планете нет ни воды, ни воздуха, на этой планете нет жизни)

ФИЗМИНУТКА  «Ракета»

Приготовимся, ребята

Нас уже ракета ждёт!

встать смирно

руки над головой «домиком»

Отправляемся сегодня
мы в космический полёт.

шагаем на месте

Проверяем снаряженье,

Тренировку проведем.

руки вперёд, вверх, в стороны

Сквозь космические дали

Вокруг Земли мы «поплывем»

Повороты в стороны, руки поочередно ко лбу - смотрим

Быстро мчимся мы в ракете,

Невесомость в корабле.

Руки в стороны, имитация движений, присесть

Перегрузки знаем эти
машем мы рукой Земле!

Встать и помахать руками

4 слайд: Венера

Ребята,  какая это планета? Что вы знаете о планете? (она покрыта толстыми слоями облаков, здесь царит жара)

5 слайд:Земля

Какая это планета?

Что обозначает голубой цвет на глобусе? (реки, озера, моря и океаны)

Коричневый – это суша: земля, песчаные пустыни, горы.

Зеленый – это растения: деревья, кустарники, травы.

Какую она имеет форму? (Шара)

На Земле есть жизнь?  (люди, животные и растения)

Планета земля какая? (планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом)

Землю надо беречь? Как ее надо беречь? (не мусорить, не жечь костры, не загрязнять водоемы и т. д.)

6 слайд:Луна

Что это? Ребята вы видели вечером на небе луну? Какой она формы? (правильно, луна имеет форму шара)

А теперь подумайте, луна по размеру больше Земли или меньше?  (луна меньше земли в четыре раза)

Как вы думаете поверхность Луны какая? (холодная и темная) 

На каменистой поверхности много впадин и глубоких ям.

Вам интересно узнать, как они образовались?

Ребята будьте осторожны мы с вами в невесомости.

 Я прошу вас пройти в исследовательское бюро.

1) Эксперимент «Метеориты и метеоритные кратеры» 

Повторение правил поведения при проведении опыта.

- Внимательно слушать.

- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

-Представьте, что это поверхность Луны (манка), а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. Почему это произошло (ответы детей.)

-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?

-Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? (Ответы детей.)

- Что же такое метеоритный кратер? (Это углубление на месте падения метеорита.)

Вывод: Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

7 слайд: Кратер

Воспитатель показывает изображение кратера. Ребята как вы думаете , что это?(кратер)

Правильно, их называют кратерами. Кратеры появляются когда? (тогда, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты)

8 слайд: Марс

Ребята, какая это планета? Что вы знаете о планете? (Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие реки)

9 слайд: Вулканы

Как только вулкан просыпается, начинает извергаться лава. Такие вулканы называются действующими.

 У вулкана есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер.

А хотите, чтобы и наш вулкан ожил?

Ребята будьте осторожны мы с вами в невесомости.

Я прошу вас пройти в исследовательское бюро.

Повторение правил поведения при проведении опыта.

- Внимательно слушать.

- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

2)Эксперимент. «Вулкан»

Смешиваем лимонную кислоту с водой с мылом жидким и гуашью.

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер" соду

Вулкан просыпается

Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь

Вывод: Почему произошло извержение нашего вулкана?

Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой.

сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки, красная краска -1 чайная ложка (гуашь,  жидкое мыло -1 столовая ложка,- вода – 150 мл. воды.

10 слайд: Юпитер

Какая это планета? Кто знает, какая она? (это самая большая планета Солнечной системы, Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа)

 11 слайд:Сатурн

Какая это планета, кто знает? Чем известна эта планета? (планета известна своими великолепными кольцами) Из чего состоят кольца? (каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка)

Ребята будьте осторожны мы с вами в невесомости.

Игра: Передай мяч. «Каким должен быть космонавт?»

Ребята, какими качествами должны обладать космонавты, как вы думаете?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным, здоровыми, крепкими.

12 слайд:Уран

Какая это планета? Какие особенности у планеты? (у Урана необычный синий цвет)

13 слайд:Нептун

Какая это планета? Что вы знаете о планете Нептун? (она холодная и синяя, находится далеко от солнца, на ней дуют сильные ветра)

14 слайд:

Ребята посмотрите Белка и Стрелка находятся на планете Нептун. Мы нашли их и вернем на Землю!

15 лайд:

Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий, два - Венера, три - Земля, четыре – Марс, пять - Юпитер,

шесть - Сатурн, семь - Уран, за ним - Нептун.

Воспитатель: Наша ракета заканчивает свой космический полет и нам уже пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!5,4,3,2,1. Посадка. Снимаем скафандры.

Белка и стрелка благодарят вас за то, что вы их вернули на Землю и в знак благодарности передали космический сундук. Что же в сундуке?

Это осколки метеоритов. В каждом метеорите кусочки солнечной системы. Ребята отыщем неземные сокровища?

Пальчиковая гимнастика.

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Приступаем к работе. Будьте внимательны и аккуратны.

Аккуратно постукиваем по метеоритам молотком, чтобы их размягчить. При помощи зубила и молотка откалывай куски метеоритов. Удаляй осколки и пыль при помощи кисти.

- Дети, вам понравилось наше космическое путешествие?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?

Что было самое трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...