Проект "Космос"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Цель проекта: приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx195.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад № 174 «Сказка»

Проект «Этот загадочный космос»

 

http://www.wallpaperhd.pk/wp-content/uploads/2015/09/the-solar-system-wallpaper.jpg

Автор:

Расторгуева О. А,

воспитатель 1 кв. категория

г. Новосибирск 2021 год.

Содержание

Паспорт проекта_____________________________________________3 стр.

Цель, задачи проекта _________________________________________4 стр.

Ожидаемые результаты _______________________________________5 стр.

План мероприятий по проекту__________________________________5 стр.

Результаты проекта___________________________________________8 стр.

Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях) ___________________________10 стр.

Используемая литература и сайты ______________________________10 стр.

Приложения_________________________________________________12 стр.

Паспорт проекта

Образовательные области: Познавательное, художественно – эстетическое, познавательное, социально – коммуникативное, речевое развитие.

Тип проекта:

информационно-исследовательский проект

Сроки реализации:

март 2022г.-апрель 2022г.

Участники проекта: воспитанники средней группы их родители, педагоги ДОУ

Проблема

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, о других советских космонавтах, и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи проекта

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

Этап подготовительный:

- анализ предметной среды группы;

- беседа с детьми и родителями;

- формулирование целей и задач проекта;

- подбор и изучение литературы по теме проекта.

Основной этап:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта;

Итоговый этап:

- презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Планируемый результат со стороны детей:

 ¬ сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;

¬ сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире

¬ умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т.д.

¬ умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;

¬ овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Планируемый результат со стороны педагога:

 ¬ активизировалась поисковая деятельность;

¬ установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;

¬ создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

¬ повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;

¬ повышение педагогической культуры родителей.

План мероприятий по проекту

Работа  педагогов

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

- создание развивающей предметно -пространственной среды;

Беседы:

 «Голубая планета – Земля»

 «Что такое космос»?

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Оформление мини-музея в группе «Человек и космос»:  модели Солнечной системы, телескоп, космическую ракету

- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;

- атрибутов к сюжетно-ролевой игры

- Создание мини музея

- Выставка совместных работ детей и родителей на тему.  Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.

Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.

Подбор мультфильмов на тему космоса.

Подбор фонотеки.

Наблюдение за солнечным затмением.

Разработка конспектов ООД.

Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.

Подготовка спортивного развлечения.

«Планеты Солнечной системы»

Ознакомление с окружающим миром

 «Все мы – жители Земли»

 «Увлекательное путешествие в космос»

 «Одежда космонавтов»

 «Вселенная – наш общий дом»

. ФЭМП «Полет к звездам»

       Рисование» Полет в космос»

. Лепка «Космические фантазии – инопланетные существа»

Конструирование «Дома для инопланетян»

Аппликация «Полет на луну»

Просмотр презентации «Земля в ладонях». Космонавтике посвящается.

 Рисование 

 «Космос»

 «Весёлые инопланетяне»

 «Космонавты»

 «Ракета в полёте»

Выставка детских работ в группе «Этот удивительный космос».

Чтение рассказа                   В. Бородина «Звездолетчики»

Подвижные игры (приложение):

«Ждут нас быстрые ракеты»

«Космическая эстафета»

«Невесомость»

«Космонавты»

«Солнце – чемпион»

Сюжетно-ролевые игры:

«Космонавты»

«Путешествие на Луну»

«Строители» сюжет «Строим космодром»

Дидактические игры (приложение ):

«Восстанови порядок в солнечной системе»

«Найди лишнее»

«Подбери созвездие»

«Найди недостающую ракету»

«Добавь словечко»

«Куда летят ракеты»

Конструктивные игры:

  • Складывание созвездий из мозаики.
  • Из деревянного конструктора - «Космодром».
  • Из лего - «Роботы».
  • Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
  • Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке.

Чтение художественной литературы:

Я.К. Голованов «Дорога на космодром»

В. Кащенко «Созвездие драконов»

О.А. Скоролупова «Покорение космоса»

Н.Носов «Незнайка на луне»

Стихи о космосе, Ю. Гагарине

Чтение составленных с родителями рассказов «Полет на Луну», «Полет в Космос». Беседа по содержанию.

Загадки о космосе

Экскурсия в библиотеку.

Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему «Космические фантазии».

Составление рассказов с детьми «Полет в Космос», «Полет на Луну»

Совместная подготовка к спортивному празднику.

Слушание космической музыки.

  • Музыкальные произведения группы Зодиак.

Старые советские песни:

«Мы в космос улетаем на работу»

  • «Я-Земля!».
  • «Знаете, каким он парнем был!».
  • "На пыльных тропинках далёких планет...".
  • "Мы в космос улетаем на работу...".
  • "И на Марсе будут яблони цвести".
  • Саундтреки: Тайм-ат - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной").
  • Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».

С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».

 Просмотр электронных презентаций:

«Планеты Солнечной системы».

«Животные в космосе».

«Освоение космоса»

Просмотр фильмов:

«Юрий Гагарин».

«Первый полёт».

«Экскурсия по МКС».

Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций,

энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе

Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

  • «Тайна красной планеты».
  • «Загадочная планета».

«Незнайка на Луне».

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

  • Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
  • Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».

  • Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».

Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».

  • Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос».
  • Создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска.

Папка-передвижка для родителей

«КОСМОС» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома

Помощь в изготовлении атрибутов для игр

(элементы костюмов, бросовый материал).

образцы еды космонавтов, куклу-космонавта, макет первого спутника, космического корабля «Буран», изготовленные руками детей, родителей, воспитателей; альбомы, иллюстративный материал по теме: «Человек и космос», настольные игры по теме; дидактические игры; библиотеку книг по теме; фотографии «Наши космонавты» и «Основоположники космических полетов», карта звездного неба, результаты продуктивной деятельности детей.

Итоговый этап 

Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические фантазии»

Спортивный праздник «Мы космонавты».

Результаты проекта

 В результате организованных мероприятий совместно с родителями мы создали условия для развития свободного общения с детьми. Так совместными усилиями была создана развивающая среда (мини-музей «Человек и космос») способствовавшая свободному общению с детьми и взрослыми. Воспитателями были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности:

• Познавательно-трудовая деятельность

• Продуктивно-трудовая деятельность

• Коммуникативно-познавательная деятельность

• Литературно-коммуникативная деятельность

• Познавательно-игровая деятельность

• Коммуникативно-игровая деятельность

• Познавательно-двигательная деятельность

• Литературно-познавательная деятельность

 • Музыкально-познавательная деятельность

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Ресурсы (бюджет) проекта (в рублях)

          Стоимость проекта составляет 65 000,00 рублей. Запрашиваемая сумма

4 500,00 рублей.

Наименование

(статья расходов)

Всего

Требуемые средства

Имеющиеся средства

Канцелярские товары (бумага разных видов, ватманы, клей, краски, альбомы, картон, цветная бумага, фольга) для продуктивной деятельности детей.

2500,00

1500,00

экспонаты для мини-музея

3000,00

2000,00

1000,00

Аппарат для ламинирования,

пленка для ламинирования

3500,00

1000,00

-

1000,00

3500,00

1000,00

Проектор

Ноутбук

Экран

15000,00

35000,00

5000,00

-

-

-

15000,00

35000,00

5000,00

Всего

65000,00

4500,00

60500,00

Используемая литература и сайты:

  1. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
  2. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
  3. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
  4. Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
  5. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
  6. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
  7. Левитан Е.П. "Звёздные сказки".
  8. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  9. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  10. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
  11. Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.
  12. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
  13. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
  14. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
  15. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
  16. http://mults.spb.ru/mults/?id=230

Приложение 1.

Анкетирование для родителей «Что вы знаете о космосе?»

 Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос родителей с целью выявления знаний о космосе.

 Внимательно прочтите вопросы и ответьте на них. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.

 1. Ф.И.О. родителя________________________________________________________

2. Как называется самая большая звезда?_____________________________________

3. Сколько планет в солнечной системе?______________________________________

 4. Как называют нашу планету Земля?________________________________________

5.Какие вы знаете спутники планет?_________________________________________

6. Как зовут первого космонавта?____________________________________________

 7. Как зовут первую женщину космонавта?___________________________________

 8. Как называется последняя космическая станция?____________________________

9. Какие книги о космосе у вас есть дома?____

Приложение  2

Игры на тему «Космос»

 «Ждут нас быстрые ракеты».

По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.

Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.

Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех  пор, пока не останется один участник – победитель.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Невесомость».

Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.

«Солнце чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.                                                                                            

А за ним уже, потом,                                                                                            

И девятая планета                                                                                            

Под названием Плутон.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

«Космонавты».

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, 

- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.

Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.

Все планеты должны занять своё место в системе.

В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                    

По порядку все планеты                                                                                          

Назовёт любой из нас:                                                                                                 

Раз - Меркурий,                                                                                       

Два - Венера,                                                                                       
Три - Земля,                                                                                            

Четыре - Марс.                                                                                          

Пять - Юпитер,                                                                                       

Шесть - Сатурн,                                                                                          

Семь - Уран,                                                                                              

За ним - Нептун.                                                                                         
Он восьмым идёт по счёту.                                                                                            

А за ним уже, потом,                                                                                            

И девятая планета                                                                                            

Под названием Плутон.

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок.

4 картинки из одной группы, пятая лишняя.

Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.