Проект "Что такое Родина?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта:
Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории, природе и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к Отечеству.
Задачи:
- формирование у детей системы знаний о России, содержащей:
- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран.
- продолжать знакомить детей с историей и современностью Санкт-Петербурга, а также города Колпино;
- дать некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц);
- воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество с детьми и детским садом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_takoe_rodina.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект
В подготовительной группе «В»
по теме
«Что такое Родина?»
Подготовил воспитатель:
Петрова Эльвира Александровна
2023год
Родина-одно из самых главных слов в жизни каждого человека. Так мы называем место, в котором родились и выросли, которое любим и всегда готовы защищать. Родной край, город или село, где находится твой дом и живут твои самые близкие люди — это твоя малая родина. А наша большая, общая Родина — это вся страна, Россия. |
Актуальность
Что такое Родина?
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формирует в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников –процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Выбор темы продиктован актуальностью решения вопросов нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников через тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса - детей, членов их семей, педагогов в единую, целостную систему по реализации проекта.
Цель проекта:
Формировать представление об окружающем мире, его многообразии, разных странах и месте России, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории, природе и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к Отечеству.
Задачи:
- формирование у детей системы знаний о России, содержащей:
- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран.
- продолжать знакомить детей с историей и современностью Санкт-Петербурга, а также города Колпино;
- дать некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц);
- воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество с детьми и детским садом.
Вид проекта:
информационный, исследовательский, игровой, творческий.
Длительность проекта: февраль-май
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Основные формы проекта:
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, спортивные мероприятия занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Проект охватывает следующие темы лексического цикла:
-история Российского государства,
-современная Россия,
-гордость России,
-чудеса России.
Проект предполагает развитие познавательных и поисково-творческих способностей детей.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей нравственно-патриотического сознания, гуманного мировоззрения к окружающей жизни, через различные виды деятельности;
Приобретение детьми знаний об истории страны ее символике, достопримечательностях, о личностях (в том числе из своей семьи), оставивших след в ее истории;
Проявление интереса к событиям общественной жизни, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности;
Вовлечение детей и родителей в мероприятия развивающего и поискового характера, в качестве активных участников, проявляющих инициативу и креативность мышления.
Этапы реализации проекта
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, мастер-класс совместный.
1этап (подготовительный):
- подбор иллюстраций, картин, фотографий, презентаций, аудиозаписей и других материалов по темам занятий;
- подбор произведений детской литературы по тематике проекта;
- подготовка материалов для изобразительной деятельности.
2этап:
- создание развивающей среды, отвечающей требованиям проекта;
- проведение образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организация, совместной с родителями, поисково-творческой деятельности в рамках проектов: «Что такое Родина?»;
- организация творческой деятельности детей: игры, рисование, аппликация, музыкальная деятельность и т.д.
3 этап (реализация проекта)
Примерный план мероприятий проекта на 2023 учебный год:
М-ц | Познавательное развитие детей | Взаимодействие с родителями | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | |
февраль | История Российского государства Беседы: 1. «Древние времена» (Откуда произошла Россия? Как Русь стала Россией?) 2.«Новое время», (Петр 1, Великий Русский император, 3.От Москвы до самых до окраин) 4.«Легендарные изобретения» (Первая железная дорога, Русский свет) | 1.Рекомендации родителям по чтению русских народных сказок 2. Консультация для родителей «С чего начинается Родина?» | 1. Рассматривание альбомов о России. Экскурсия в библиотеку. 2.Чтение художественной литературы. Современная энциклопедия «Россия» «Как жили на Руси» Мария Евсеева. Беседы, ситуативные разговоры. 3.Слушание музыки. «Во поле березка стояла» 4.Чтение произведений о русских богатырях. | 1.Д. и. «Герб России», «Найди среди гербов разных стран, герб России» 2.Конструирование «Строим город». Цель: поощрять дружеские взаимоотношения, умение увлечь друзей своей идеей, развить знакомый сюжет, внести творчество. | 1.Создание альбома: «Самые Древние Города России» 2.Рисование «Нарисуй узор» Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям. | |
март | Современная Россия Беседы: 1.«Руководство страны-символы России», 2.«Природные ресурсы», 3.«Крупнейшие города», 4. «Образование в России», «Русская культура» | 1.Анкета для родителей «Родной свой край мы любим и знаем» 2. Консультация для родителей «Семья – главный воспитатель высоконравственного ребёнка» | 1.Чтение художественной литературы. «Детям о Санкт-Петербурге», «Петербургская Азбука» А. Флоренский. Римма Алдонина: Исаакиевский собор. Олег Жданов «Я покажу вам Кремль» 2.Развивающая – игра «Найти и покажи» Россия 3. «Активити задания» Россия (развивающая книга-игра) | Наст. игра мемо «Санкт-Петербург» Интерактивная игра по Санкт-Петербургу "Прогулка по Санкт-Петербургу -Закрепление знаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Дидактическая игра-лото для детей дошкольного возраста 4-7 лет | Изготовление Дидактической игры-лото для детей дошкольного возраста 4-7 лет Рисование «Обведи по трафарету и раскрась» Цель: Формирование графо моторных навыков, закрепление названий цветов. | |
апрель | Гордость России Беседы: «Герои мирного времени» «Герои труда» «Герои космоса» «Герои науки» | Фото вернисаж «Мое Отечество – великая Россия» (фото детей в различный городах России, кто где родился, живёт, путешествовал). Создание альбома: «Санкт-Петербург» | Чтение: Ю. Иванова «Чижик-Пыжик и сокровища Петербурга», Хельга Патаки: Мосты Петербурга. Юлия Иванова: Чижик-Пыжик и тайна петербургского моста.-Просмотр познавательных мультфильмов «Есть ли жизнь на марсе», «Герои спорта», «Известные полководцы и военачальники «В. Клименко, Ю. Сигорская «Вперед, В космос!» открытия и достижения. | Наст. игра мемо: «космос» С. Р. и. «Библиотека» сюжет Выставка книг на тему «Россия – Родина моя». Цель: Развитие умения применять в игре знания о работнике библиотекаря. Развивать сюжет на основе полученных знаний из литературных произведений, выставок. Создание условий для творческого самовыражения. С.р.и. «экскурсия по городу» Развивать речевую активность в игре, умение говорить спокойно, чётко, грамматически правильно, учить монологической и диалогической речи. | Изготовление домино «Санкт-Петербург» | |
май | Чудеса России Беседы: Беседа: «Как велика моя земля, как широки ее просторы» Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе. «Семь чудес России» «Чудеса природы» «Удивительная архитектура» «Чудеса науки и техники» | Участие в выставке рисунков Анкета для родителей «Моя малая Родина» | Чтение Дина Арсеньева: пешком по Невскому Д. Игра «Что рассказывает карта» закрепить умения детей «читать» карту, знания детей о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.) -Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля. -Рассказы из личного опыта (кто где путешествовал, что видел и запомнил) -достопримечательности, сувениры. -развиваем связную монологическую речь. | Наст. игра мемо «Чудеса России» Д. Игра «Сложи из букв название нашей страны» Дидактическая игра "Реки Санкт-Петербурга (Угадай реку)" Игра направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о реках Санкт-Петербурга. | Создание: макета «Глобус» Альбомы «Чудеса России» и «Чудеса природы» |
Библиографический список:
1. «Концепция дошкольного воспитания», Под ред. В.В. Давыдова. М., 2010.;
2.Периодическое издание «Моя страна. Собери карту России», изд. Hachette коллекция, 2018;
3.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», 2009;
4.Белая, К.Ю., «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ», М.: Творческий центр «Сфера», 2012;
5.Виноградова, Н.А., Панкова Е.П., «Образовательные проекты в детском саду», М., «Айрис-пресс», 2008;
6.Запорожец, А.В., Я.З. Неверович , «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста», М.,«Просвещение», 1986;
7.Новиков, Л.И. «Государственная символика и патриотическое воспитание молодёжи», «Народный вестник», 2005, №
8.Новицкая, М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Ю., М, « LINKA-PRESS», 2012.
9. Современная детская энциклопедия Россия. Гриценко Е. Н. ИД «Владис» 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...