Уж небо осенью дышало
проект по окружающему миру (старшая группа)
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучении природных явлений необходимо обращать внимание детей на многие признаки различных времен года, учить прослеживать связь между ними, а воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №14»
Проект
«Уж небо осенью дышало»
Тип проекта – информационный
Старшая группа «Колокольчик»
Сроки реализации 05.09.20-16.09.20
Воспитатель
Чеботарева О.В.
Лазарева Н.Н.
Актуальность:
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучении природных явлений необходимо обращать внимание детей на многие признаки различных времен года, учить прослеживать связь между ними, а воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта:
1.Развивать познавательную активность детей в процессе систематизации представлений детей об осени, овощах, фруктах, грибах и хлебе.
2. Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
3.Продолжать знакомить детей с лесом, рекой, как с экосистемой, систематизировать представления об изменениях, происходящих осенью.
4. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
5.Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, умение отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.
7.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.
Срок реализации: 2 недели.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
2.Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4.Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей,
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Деятельность по реализации проекта |
Подготовительный (обсуждение цели и задач с участниками проекта; изучение соответствующей литературы по теме проекта; сбор сведений о времени года осень) | 1. Планирование проекта. 2. Определение темы проекта, задач. 3. Подбор методической литературы по теме. 4. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий. НОД «Уж небо осенью дышало» Рассматривание изображений об осени на иллюстрациях, в книгах и журналах. Отгадывание загадок об осени. |
Основной этап - практический | Интеграция НОД. Художественно - эстетическое развитие. Рисование: «Осенняя береза», «Ветка рябины» (техника пальчикового рисования). Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов». Познавательное развитие. «Уж небо осенью дышало» «Откуда хлеб пришел». Речевое развитие: Пересказ «Грибы» В.Катаев. Составление описательных рассказов о осени и ее дарах. Совместная деятельность Рассматривание сюжетных картинок». Составление рассказа « Осень в моем городе» Беседы: «Труд в природе осенью» «Погода и здоровье» «Краски осени» «Осень в лесу» «Осень в городе» «Подарки осени» «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?» «За грибами в лес пойдем» «Почему исчезли насекомые?» «Осень на реке» Чтение художественной литературы. Чтение: Н. Сладков « Осень под водой». Познавательный рассказ «Рост растений осенью». В. Шульжика «Листопад». З. Федоровская « Осень на опушке краски разводила». К.Ушинский «Осень». Н. Нищева «Осень». П. Воронко « Ветер». Чтение рассказа «Осень в лесу» (по А.Шаховской). Даль «Война грибов с ягодами». Я. Тайц «Грибы». Е. Трутнева «Осень» - заучивание А. Толстой «Осень». Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность. Дидактические игры: « Нарисуй столько же» по теме «В осеннем лесу» «С какого дерева листок» «Что бывает осенью» « Раздели на группы» « Закончи предложение» по теме «Осень в лесу» « Закончи предложение» по теме «Осень в поле» « Когда это бывает» «Скажи со словом «осенний» «Лето или осень?» (игра с мячом) «Поезд полезных продуктов» «Ящик ощущений» (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь) «Вершки и корешки» «Съедобные – ядовитые грибы» «Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы) «Составь предложение» «Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка) Сюжетно ролевые игры: Магазин «Овощи и фрукты». «Семья» сюжет «На осенней прогулке». «Семья» сюжет «Работаем на огороде». «Библиотека» сюжет «Готовим выставку книг о лесе». Кукольный театр «Осенний листок» Наблюдение. Наблюдение за осенними явлениями. Наблюдение за листопадом. Наблюдение за дождем. Сравнение осеннего дождя с летним. Наблюдение: ветер осенью. Растения осенью. «Небо осенью» Наблюдение за трудом взрослых. Подготовка цветника к зиме. Погода и одежда прохожих. Наблюдения за продолжительностью светового дня. Наблюдение за деревьями на участке детского сада. Экскурсия на огород и в сад. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада». Трудовая деятельность. Совместное украшение группы к осеннему празднику. Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала. Уборка опавшей листвы на участке своей группы. Сбор природного материала для поделок. Художественно – эстетическое развитие. Рассматривание: Рассматривание репродукции картины И.Бродского «Опавшие листья». Фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов), грибов. Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу). Загадки о фруктах и овощах, грибах Разучивание примет и поговорок об осени. Составление из опавших листьев на асфальте узора. Рисование: «Осенний пейзаж» «Осенний лес» (техника предложенная педагогом на выбор детей: рисование мелом на асфальте, палочкой на мокром песке, на земле). Рисование на асфальте «Листопад». «Осень на реке» рисование по сырому. Работа с раскрасками. Работа с трафаретами и шаблонами. Музыка. Разучивание песен: «Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой Музыкальные игры: «Что ты осень принесла?» «Собираем урожай». Физическое развитие. Подвижные игры: «Медведь и пчелы». «Кто скорее соберет». Русская народная игра «Волк». Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая осень». «Бездомный заяц». «Гуси – лебеди». |
Итоговый | Беседа, подведение итогов. |
Работа с родителями:
1. Выставка поделок «Краски осени».
4. Сбор природного материала (листья, желуди, веточки, шишки и т.п.)
5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы и заучивании стихотворений об осени.
7.Рекомендовать экскурсию с детьми в городской парк (лес)
9. Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
11. Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Анализ проделанной работы:
В сентябре 2022 года была проведена работа по проекту «Уж небо осенью дышало» с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.
Вид проекта был представлен как творческий.
Продолжительность проекта две недели.
Участниками проекта стали дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
В процессе работы над данным проектом были проведены беседы с детьми: «Труд в природе осенью», «Погода и здоровье», «Краски осени»,
«Осень в лесу», «Осень в городе», «Подарки осени», «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?», «За грибами в лес пойдем»
«Почему исчезли насекомые?», «Осень на реке» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад» на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
В группе ДОУ был проведен конкурс поделок из природного материала: «Краски Осени», где наши дети и родители приняли активное участие.
Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием творческих способностей, поисковой деятельности, связной речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
- осенние приметы и явления:
- пословицы, поговорки об осени;
В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.
Итогом проекта стал осенний праздник: « Приключение в королевстве овощей», где дети показали свои знания и умения, полученные во время проведения проекта.
Родители так же проявляли интерес к проекту. У них появилось желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Таким образом нам удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Список литературы.
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
2. А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошольников – М.:» Баласс» 1999
3. Д. Колдина«Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет». Изд. Мозаика синтез 2012 г.
4. Д. Н. Колдина« Рисование с детьми 6 – 7 лет» Изд. Мозаика синтез 2012 г.
5. О. А. Скоролупова« Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Осень» 1 и 2 части. ООО Издательство Скрипторий 3003», 2006г.
6. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Подготовительная к школе группа» М: Просвещение 2015 г.
7.Г. С. Швайко« Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уж небо осенью дышало
Почетные грамоты...
Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)
Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)...
Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".
Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира), чтение художественно...
"Уж небо осенью дышало..."
Интегрированное занятие в подготовительной группе по обобщающей теме "Осень"...
" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).
Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....
беседа- уж небо осенью дышало
Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь 2021год. . Тема: « Осень: уж небо осенью дышало» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ «...