ктп
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я
по ознакомлению с окружающим
в старшей группе
«Знакомство с животными жарких и холодных стран»
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран.
- уточнять и расширять словарь по теме.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: мерзлота, баобаб, пустыня, климат.
- ввести в активный словарь: Арктика, Северный Ледовитый океан,
Африка, тропический лес, тундра.
Материал:
- демонстрационные картины: «Тундра», «Бурый медведь»,
«Пустыня»
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, расположенных как в салоне самолёта. Перед ними – три демонстрационные картины, накрытые тканью. Педагог предлагает отправиться в дальнее путешествие и говорит, что сначала самолёт пролетит над холодными странами, потом сделает посадку в Африке и, наконец, вернётся домой.
Педагог. Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Взлёт !... Наш самолёт набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы.
Педагог открывает первую картину и предлагает детям описать природу, изображённую на ней.
Педагог. Внизу под нами серая, унылая и седая равнина. И небо над ней серое, скучное, седое. Мох, кочки – всё плоско и бесконечно. Если и встретишь лес – то высотой по колено. Как называется эта земля, над которой мы летим?
Дети. Тундра.
Далее дети рассматривают изображённых на картине оленей. Педагог читает стихотворение:
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
( Б. Заходер)
(Дети обсуждают, как приспособился олень к жизни в суровых условиях тундры, что помогает ему выжить и как олень служит человеку.)
Педагог. Услышали олени гул нашего самолёта, испугались, побежали далеко в тундру. Давайте не будем им мешать. Наш самолёт продолжает полёт! … Мы подлетаем к Арктике. Это большая часть земного шара, в центре которой находится северный Ледовитый океан, покрытый льдами.
Здесь царит вечная мерзлота. Как вы думаете, каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?
Дети. Белых медведей.
Педагог открывает вторую картину, на которой изображены бурый и белый медведи. Далее идёт обсуждение и сравнение бурого и белого медведей по следующим вопросам:
- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?
- Что общего между бурым и белым медведями?
Обсуждение сопровождается выкладыванием на наборное полотно соответствующих моделей.
- Какие между этими зверями различия?
(Бурый медведь – всеядный зверь, а белый – хищник. У них разное строение лап, у белого – когти короткие, а у бурого – длинные. Различается у них и строение головы: у бурого – большая круглая голова на короткой шее с круглыми торчащими ушами, а у белого – голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.)
Педагог. Теперь наш самолёт берёт курс на юг. Путь у нас длинный, есть время поиграть. В Петербургский зоопарк поступили новые звери. Придумайте и загадайте, какие это звери.
(Ребёнок – ведущий изображает позой и движением задуманного зверя, остальные дети отгадывают.)
Педагог открывает третью картину и предлагает детям рассмотреть её и догадаться, где сейчас летит самолёт. В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что это Африка.
Педагог. Разнообразна природа Африки. Здесь и сплошная стена тропического леса с буйной зеленью, и травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, и огромные пространства пустынь, где нет никакой зелени. А каких животных можно встретить в Африке? (Дети называют слонов и верблюдов и обсуждают, как эти животные приспособились к жаркому климату Африки.)
Педагог. У нас с вами было долгое путешествие, а сейчас мы возвращаемся домой. Путь неблизкий , и пока мы летим обратно, я загадаю вам загадки о животных, а вы отгадаете и скажите, где они живут.
Загадки
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Вот это случай очень редкий –
На голове растут две ветки.
(Олень) Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест …(Верблюд)
С копытами, а не лошадь,
С рогами, а не козлик,
Высокий, как подъёмный кран. (Жираф)
Педагог. Уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается. Самолёт прибывает в В детский сад. Экипаж самолёта благодарит и прощается с вами. Всего вам доброго!