"Голубые реки и озёра Тувы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Петросян Каринэ Николаевна

Знакомство детей с водными ресурсами Тувы поможет расширить кругозор, познакомить с обычаями и традициями тувинского народа. Побудит интерес к изучению родного края, к любознательности, к наблюдательности, улучшит память и мышление, связную речь, умение вести диалог и слушать собеседника, а также отвечать на вопросы полным ответом.Вместе с этим поможет воспитать любовь и бережное отношение к земле, на которой живем. Научить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого. Сформирет у детей уважительное отношение друг к другу научит работать в коллективе и воспитает патриотические чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_golubye_reki.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Золотой ключик»  города Кызыла Республики Тыва

Занятие по тувинскому языку

«Голубые реки и озера Тувы»

Составила: Учитель тувинского языка

Петросян Каринэ Николаевна

«Голубые реки и озера Тувы»

Цели и задачи:

ознакомить детей с водными ресурсами Тувы; расширить кругозор

детей о Туве; познакомить с обычаями и традициями тувинского народа.

- развивать интерес к изучению родного края; развивать

любознательность, наблюдательность, память и мышление; развивать

связную речь, умение вести диалог и слушать собеседника; умение

внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом.

- воспитывать любовь и бережное отношение к земле, на которой живем;

учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого;

формировать уважительное отношение друг к другу; учить работать в

коллективе.Воспитывать патриотические чувства.

Материально – дидактическое оснащение:

Выставка картин о Тыве, карта Тывы, цветной телевизор,

видеомагнитофон, DVD, музыкальный центр, видеоматериал о природе

Тывы, чайник с водой из аржана, листы бумаги белого цвета, квадратные,

ленты разноцветные, дерево или куст, ковер-самолет, ножницы, тувинский

халат, указка, фонограмма «звуки природы – птицы», «хоомей – горловое

пение», документальный фильм «Путешествие по Туве».

Раздаточный материал: Листы бумаги белого цвета, квадратные,

ножницы.

Словарьная работа: рыба- балык, озеро- хол

 Ход занятия

В. - Экии уруглар!

Д. - Экии!

В. - Давайте поздороваемся с гостями.

Д. - Доброе утро.

В. - Ребята, давайте поздороваемся с нашими частями тела и солнышком.

Чтобы они хорошо помогали на занятии.

С добрым утром, глазки.

С добрым утром ушки.

С добрым утром ручки, ножки.

С добрым утром солнышко!

Молодцы ребята. Тихо садитесь.

Ребята, посмотрите это карта нашей малой родины республики Тыва.

Наша республика расположена в центре Азии, поэтому ее называют

«Сердцем Азии».

В Кызыле, на берегу Енисея, стоит обелиск «Центр Азии», являющийся

гордостью и символом нашей республики.

Природа горной республики неповторима. Здесь находятся почти все

природно-климатические зоны Северного полушария – от высокогорной

тундры до знойной пустыни.

И недаром олень и верблюд, эти два представителя животного мира, так

близко соседствуют только у нас. Ведь олень – представитель тундры, а

верблюд – пустыни.

Давайте отправимся в путешествие по нашему краю.

Ребята, а на чем можно путешествовать по нашему краю?

Д. - На теплоходе, самолете, на машине, верхом на лошади, на верблюде,

на олене, и на волшебном ширтеке – ковре-самолете.

В. - Давайте сядем, на ковер-самолет. Полетели! Воздух какой чистый,

свежий, давайте подышим им. Сделайте глубокий вдох, носом. Расправьте

плечи, грудь. Выдох ртом. Выдохните больше свежего воздуха. (Звучит

тувинское горловое пение – хоомей, по телевизору показ диска

«Путешествие по Тыве»). Тыва – это речной и озерный край.

Первая остановка: Река Енисей – это одна из жемчужин Тувы.

Енисей – одна из величайших рек нашей страны и планеты. А родина

Енисея – Тыва. И поэтому Енисей является одной из жемчужиной Тувы.

Ребенок. Бий-Хем и Каа-Хем, сливаясь у Кызыла, образуют Улуг-Хем

(«Великая река»который после впадения в него Хемчика называется

Енисеем.

В. - Правильно, молодец, поэтому именно по берегам рек всегда селилсь

люди, ведь человек не может жить без воды. Реки очень помогают человеку,

они являются главным источником пресной воды.

Реки – это речной путь. По рекам плавают пассажирские теплоходы

грузовые баржи, рыболовецкие суда.

Но не только красотой и величием манит к себе Енисей. Людей издавна

привлекали и привлекают неисчерпаемые богатства самой «реки и ее

бассейна».

Давайте продолжим свое путешествие. (Звуки природы – птиц).

Слышите, кто это? (Дети называют).

Дятел, гуси, ворона, утки и т. д.

В. - Ребята, что это мы слышали?

Д. - Мы слышали звуки природы.

В. - Ребята, мы с вами произносим звуки голосом: АОУЭИЫ (произносят

вместе с детьми). А птицы поют горлом. А теперь давайте попробуем с вами

горлом пропеть, будем подражать птицам: АОУЭИЫ (произносят вместе с

детьми).

В. - Чем вы пели?

Д. - Пели горлом.

Тувинцы, издревле любили и слушали природу, они подражали голосам

животных, птиц и звукам окружающей природы.

Физминутка

В. - Ребята, покажите, как ходят журавли высоко поднимая ноги, машут

крыльями.

А как ходят утки переваливаясь с боку на бок.

Вторая остановка. Давайте посмотрим, куда же мы с вами прибыли?

Ребята, у нас глазки устали, сейчас сделаем гимнастику для глаз. Голова

неподвижна только глазками посмотрим на лево, на право, вверх, вниз.

Молодцы, сделали гимнастику для глаз.

А теперь оглядитесь вокруг, оглянитесь.

В. - Что это?

Д. - Это озеро.

В. - Правильно. Из-за обилия озер Тоджу называют второй Швейцарией.

Одно из самых красивых озер Тоджи – это Азас. Тоджа и Азас не отделимы.

Озеро Азас по праву называют жемчужиной Тувы. Вода в озере Азас самая

чистая и прозрачная.

Здесь первозданная красота. Вид на озеро чудесный, можно часами

любоваться его удивительными пейзажами. По берегам Азаса стеной стоит

высокий лес, это тайга. Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге,

назовите.

Д. - Кедр, пихта, сосна, ель, лиственница.

В. - Кто живет в тайге?

Д. - Волки, медведи, зайцы, лисы, куницы, соболи, белки, рыси.

В. - Азас – излюбленное место рыбаков. Какие рыбы водятся в озере

Азас?

Д. - Сиг, щука, окунь, хариус, ленок, таймень, сорога, язь, налим – чего

только нет.

В. - Продолжим путешествие, садимся на ковер-самолет

Третья остановка.

В. - Ребята, где мы оказались? Что это?

Д. - Это озеро. В. - Ребята, здесь написано, что озеро Чедер. А озеро Чедер находится в каком кожууне?

Д. - Кызылском кожууне.

В. - Правильно. Мы можно сказать у себя дома. Это озеро ребята, не

простое, здесь есть аржаан – лечебный источник, святая и целебная вода.

Здесь это целебное озеро. О целебных свойствах этого озера Чедер ходят

легенды: приехал на костылях, а уехал на своих ногах. Это озеро соленое,

берега и дно сложены целебной грязью.

Грязями озера лечат заболевания позвоночника костей, нервную

систему, кровеносные сосуды. После холодной зимы, организм наш устает и

поэтому каждое лето лечиться на аржаанах – это традиция народа Тыва.

Аржааны почитают и бережно хранят. Каждый аржаан имел своего духа

– женщину или мужчину.

Люди, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, про

себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя,

родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам

деревьев кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые

ленточки – чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой

прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в

серебряную посуду – чайник, ковшик и разливала всем присутствующим.

Мы тоже долго путешествовали и устали давайте восстановим свои силы

напьемся святой целебной воды.

Есть у нас стаканы?

Д. - Нет.

В. - А из чего можно сделать стаканы?

Д. - Из бумаги.

В. - Давайте сделаем.

В. - Ребята, в какой республике мы с вами находимся?

Д. - Республика Тыва.

В. - Ребята, какие реки Тувы вы знаете?

Д. - Енисей, Хемчик.

В. - Какие озера вы знаете?

Д. - Хадын, Чагытай, Азас, Сватиково, Чедер. В. - Наша природа богата, что мы получаем от природы?

Д. - Топливо, полезные ископаемые, строительный материал, ягоды,

грибы, лекарственные растения.

В. - А реки озера?

Д. - Воду и рыбу.

В. - А животные?

Д. - Мясо, жир, мед, мех пушнину.

В. - И даже лечит нас природа своими целительными источниками. Вода

какая бывает?

Д. - Вода бывает соленая, сладкая, вкусная, горькая, кислая, пресная,

талая, ключевая, минеральная, целебная, дождевая, родниковая, морская,

речная, болотная, мутная, прозрачная, грязная, холодная, теплая, горячая,

живая, мертвая, волшебная…

В. - А что мы можем дать природе, что можем сделать для природы?

Д. - Мы должны охранять природу, бережно относиться к ней, беречь ее,

дорожить чтобы и наши дети любовались и лечились им. Нельзя в лесу

разводить огонь.

Нельзя мусорить.

Нельзя шуметь.

Нельзя рубить деревья.

Вам хочется жить в нашей республике Тыва?

Д. - Да!

В. - Я горжусь, что родилась и живу в нашей республике.

НОД в старшей группе по Познанию

На тему «Моя малая Родина- мой город Кызыл»

.

Тема: Моя малая Родина - мой город Кызыл  

Цели:  Воспитание  любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями  родного города;  активизировать мышление, воображение, любознательность, самостоятельность; развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; выявить знания детей о городе Кызыле;  слушать песню «Кызыл своей мы Родиной зовем».

Методические приемы: Объявление темы, прослушивание гимна Тувы, просмотр флага. Беседа с детьми (вопросы), ответы детей. Использование слайдов в презентации о достопримечательностях города, памятников, художественное слово.

 Словарная работа: Столица, достопримечательности, памятники, малая Родина.

Материал:

Проектор, магнитофон, фотографии достопримечательных мест г.Кызыла (развешаны на доске), рисунки и поделки детей и родителей на тему: «Моя малая Родина- мой город Кызыл»

Предварительная работа:

 1.Экскурции к памятникам архитектуры родного города и в краеведческий музей.

2. Беседы о городе; об известных людях.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Большая Родина начинается с малой: это семья, города, где мы родились и живем.                  

Обойдя хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелик наш городок,

А дороже нету!

 ( Звучит гимн Республики Тыва, дети внимательно слушают)

Воспитатель: Это звучит гимн нашей республики. А как называется наша республика?   (Тыва) (выставляется флаг республики)

Воспитатель:  А как называется столица нашей республики?  (Кызыл)

- Что означает слово «Кызыл» в переводе? ( Красный)

- Какие главные улицы вы знаете? ( Ленина, Кочетова, Тувинских добровольцев, Дружба)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему городу. А какие интересные, красивые  места в нашем городе вы знаете?

Дети: Музей, Театр, Хурээ, парк, спорткомплекс и т.д.

2. Путешествие по городу Кызылу.

Воспитатель: В нашем городе есть много достопримечательностей, красивых памятников.

 И наше путешествие начнем с просмотра на проекторе «Моя малая Родина- мой Кызыл»

(Воспитатель на каждом слайде знакомит детей  достопримечательностями и памятниками города)

 Обратите внимание на гору «Догээ» – (ежегодно выпускники  г. Кызыла восходят на вершину г. Догээ) , а также на замки развешенные на ограждении. Их оставляют молодожёны во время церемонии своей свадьбы в знак крепкой любви.

Достопримечательности города

            Обелиск Центр Азии.

Самая главная достопримечательность г. Кызыла – это обелиск   «Центр Азии» - он является символом Республики Тыва. Символизирует географический центр  Азии - континента Евразии.  Внешний вид обелиска представляет собой двухметровое мраморное основание, на котором расположен земной шар, от которого в небо поднимается 10 метровый трёхгранный шпиль. На постаменте на трёх языках   ( русском, тувинском, английском) золотыми буквами написано: «Центр Азии»

            Памятник монумент сооружён 1964 году к 50-летию создания города Кызыл и к 20-ой годовщине вхождения Тувинской Народной республики        в состав СССР, т. е. нашей республики в состав России. Авторы проекта художник В. Ф. Дёмин и архитекторы В .И. Бажин и В. П. Ветчинов.

            Памятник Красным партизанам.

Самая старая из улиц г. Кызыла - улица Красных партизан, названа в честь боя, который произошёл в августе 1919 года между партизанской армией под командованием А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина и белогвардейским отрядом есаула Болотова. Бой завершился разгромом белогвардейцев.

            37 погибших партизан участников Белоцарского боя   были похоронены   в трёх братских могилах с воинскими почестями на берегу Улуг - Хема. На месте их захоронения в 1954 году был воздвигнут памятный обелиск. Автор – скульптор И. И. Шейдевант. Высокий монумент увенчан красной звездой.    На лицевой стороне барельеф конного всадника на фоне красного знамени.  На плите: «Вечная память красным партизанам, героически погибшим за дело социалистической революции».

Улица Щетинкина – Кравченко

Первая школа города. На улице Щетинкина – Кравченко д.54 расположена самая первая школа, построенная в 1915 году. На боковом фасаде здания висят две мемориальные доски, которые свидетельствуют, что здесь учились Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и Герой России Сергей Кужугетович Шойгу.

            Филармония. На этой улице расположена    бывший музыкально – драматический театр. Отсюда в 1943 году состоялись проводы на фронт тувинских добровольцев. 20 мая – добровольцев танкистов и 20 сентября – добровольческого кавалерийского эскадрона.     

            Дом народного творчества, где находятся Министерство культуры и кино, Международный центр «Хоомей», филиал Восточно- Сибирской государственной академии  культуры искусств (Улан – Удэ) и зрительный зал  на 300 мест.  

Улица Красных партизан

            На этой улице расположены  дома бывшей партийной номенклатуры, престижные гостиницы «Одуген», молодёжные кафе «Хаан-клуб».

            Шаманская клиника «Девять небес». На этой улице находится ул. Красных партизан 18 - Шаманская клиника «Тосдээр», в переводе «Девять небес». Здесь расположеныоваа  с многочисленными ленточками – чалама.   Люди идут на приём к семи шаманам.

            Дом Салчак Тока. В доме № 11 по ул. Красных партизан жил Салчак Тока,  видный партийный государственный деятель, писатель, написавший автобиографическую трилогию «Слово Арата». Он жил в этом доме с 1929 по 1973 год. Его произведение было переведено на 23 языка и удостоено Сталинской премии. Сейчас там находится художественная школа Нади Рушевой.

            Памятник «Непокорённый» установлен жертвам политических репрессий. За памятником в доме №5 по ул. Комсомольской размещается Музей истории политических репрессий. Автор – скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич- скульптор, заслуженный художник России. Закончил скульптурный  факультет Московского государственного художественного института им. В. Л. Сурикова. Он автор «Кадарчы», установленный у городского аэропорта, автор бюста С. К. Тока в сквере возле театра, бюсты героев Советского Союза Ч. Л. Хомушку, М. А. Бухтуева, Т. Б. Кечил-оола.

            Стадион «Хуреш», спортивный комплекс и стадион «5-летия Тувы» находятся вблизи друг от друга и с каждым годом они становятся краше, от того, что их благоустраивают и ремонтируют в современном стиле.     

Буддийский храм Цеченлингосвящён 09 декабря 1999 году (12 лет)его святейшеством БогдоГэгэном IX. Храм был построен в течение всего 20 месяцев – 1 год и 8 месяцев. Архитектор Фа Че Ир. Свой вклад в строительство храма внёс министр МЧС Сергей Шойгу. На 1 этаже находится резиденция представителей Далай- Ламы XIV, на втором молельный зал.

            Памятник участникам Великой Отечественной войны. Находится  в небольшом скверике у парка культуры и отдыха имени Николая Гастелло. Авторы скульптуры Ю Д. Деева и Ю. С. Кондратенко, архитектор В. Д. Деев.  Он был установлен 08 мая 1975 года к 30-летнему юбилею Дня Победы и был реставрирован к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне  и  дополнительно установлены стелы с именами воинов погибших в Великой Отечественной войне.

            Для увековечения памяти о совместном участии советского и тувинского народов в Великой Отечественной войне, в память о воинах земляках , павших в боях против фашистких захватчиков установлены бронзовые бюсты Героев Советского Союза Ч. Н. Хомушку – танкисту, М. А. Бухтуеву, Т. Б. Кечил – оолу.  Автор-скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич.

Улица Ленина

Расположены школы №2 и №7 г. Кызыла,

Кызылское училище искусств им.А.Б.Чыргал-оола,

Аграрный университет,

Бывшее здание республиканского краеведческого музея богатырей;

Детская поликлиника г.Кызыла;

Государственный лицей;

Министерство внутренних дел;

Самый первый дом г. Кызыла, построенный в 1914 году одноэтажное деревянное здание в котором в 1925 году состоялся  первый съезд Тувинского революционного союза молодёжи.                   Это здание охраняется Государством и является памятником зодчества.

Республиканская библиотека им.А.С.Пушкина;

Площадь Арата, на котором  расположен памятник В.И.Ленину, который был построен в 1970 году авторы проекта- скульптор Б.Дюжев и архитекторы А.Заварзин и   В.Ровного

Дом Правительства Тывы, в народе его называют «Белый дом»,  в котором расположены все Министерства Тывы и где работает сам Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол.

Здание Верховного Хурала, где заседает парламент Тывы.

Тувинский Музыкально-драматический театр, построенный в 1977 год,а прошлом году отремонтированный. Сейчас он в обновлённом виде принимает зрителей на концерты, спектакли и творческие вечера. Верх здания оформлен национальным орнаментом из дерева.

Напротив театра Фонтанный комплекс. Он был построен в 1984 году, выполнен в стиле народной резьбы талантливыми камнерезами. Разработчики авторы этого проекта С. Когел,  Д. Дойбу-хаа, Б. Б. Байынды стали Лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры и искусства.

Вос: Говорить о нашем городе можно очень много. Здесь есть чем восхищаться и гордиться и удивляться. И каким город будет в будущем, зависит от вас. Любите, держите свой город в чистоте.

3. Подведение итога:

- Что такое Малая Родина?

- Что нового и интересного вы узнали о своем городе?

- Изменилось ли ваше отношение к г. Кызылу?

-Закончить занятие я хочу словами из стихотворения Сергея Пюрбю:

Всем городам любовь дарю,

Но город свой сильней люблю.

- Почему мы должны любить свой город больше всех?

- Потому, что это наша малая Родина!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Голубые реки России"

Конспект занятия "Голубые реки России"...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Голубые реки России».

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе "Голубые реки России"....

Голубые реки России

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе.Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе...

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе России;- познакомить детей с названиями рек;- форми...

"Реки и озёра Алтайского края"

Конспект занятия по региональному компоненту  для детей старшего дошкольного возраста "Реки и озёра Алтайского края"...

Реки и озёра.

Реки и озёра....

«Виртуальная экскурсия «Реки и озёра Кузбасса»»

Формирование  чувства патриотизма  у воспитанников  дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного края,   его природе и водных дост...