"Голубые реки и озёра Тувы"
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство детей с водными ресурсами Тувы поможет расширить кругозор, познакомить с обычаями и традициями тувинского народа. Побудит интерес к изучению родного края, к любознательности, к наблюдательности, улучшит память и мышление, связную речь, умение вести диалог и слушать собеседника, а также отвечать на вопросы полным ответом.Вместе с этим поможет воспитать любовь и бережное отношение к земле, на которой живем. Научить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого. Сформирет у детей уважительное отношение друг к другу научит работать в коллективе и воспитает патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_golubye_reki.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Золотой ключик» города Кызыла Республики Тыва
Занятие по тувинскому языку
«Голубые реки и озера Тувы»
Составила: Учитель тувинского языка
Петросян Каринэ Николаевна
«Голубые реки и озера Тувы»
Цели и задачи:
- ознакомить детей с водными ресурсами Тувы; расширить кругозор
детей о Туве; познакомить с обычаями и традициями тувинского народа.
- развивать интерес к изучению родного края; развивать
любознательность, наблюдательность, память и мышление; развивать
связную речь, умение вести диалог и слушать собеседника; умение
внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом.
- воспитывать любовь и бережное отношение к земле, на которой живем;
учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого;
формировать уважительное отношение друг к другу; учить работать в
коллективе.Воспитывать патриотические чувства.
Материально – дидактическое оснащение:
Выставка картин о Тыве, карта Тывы, цветной телевизор,
видеомагнитофон, DVD, музыкальный центр, видеоматериал о природе
Тывы, чайник с водой из аржана, листы бумаги белого цвета, квадратные,
ленты разноцветные, дерево или куст, ковер-самолет, ножницы, тувинский
халат, указка, фонограмма «звуки природы – птицы», «хоомей – горловое
пение», документальный фильм «Путешествие по Туве».
Раздаточный материал: Листы бумаги белого цвета, квадратные,
ножницы.
Словарьная работа: рыба- балык, озеро- хол
Ход занятия
В. - Экии уруглар!
Д. - Экии!
В. - Давайте поздороваемся с гостями.
Д. - Доброе утро.
В. - Ребята, давайте поздороваемся с нашими частями тела и солнышком.
Чтобы они хорошо помогали на занятии.
С добрым утром, глазки.
С добрым утром ушки.
С добрым утром ручки, ножки.
С добрым утром солнышко!
Молодцы ребята. Тихо садитесь.
Ребята, посмотрите это карта нашей малой родины республики Тыва.
Наша республика расположена в центре Азии, поэтому ее называют
«Сердцем Азии».
В Кызыле, на берегу Енисея, стоит обелиск «Центр Азии», являющийся
гордостью и символом нашей республики.
Природа горной республики неповторима. Здесь находятся почти все
природно-климатические зоны Северного полушария – от высокогорной
тундры до знойной пустыни.
И недаром олень и верблюд, эти два представителя животного мира, так
близко соседствуют только у нас. Ведь олень – представитель тундры, а
верблюд – пустыни.
Давайте отправимся в путешествие по нашему краю.
Ребята, а на чем можно путешествовать по нашему краю?
Д. - На теплоходе, самолете, на машине, верхом на лошади, на верблюде,
на олене, и на волшебном ширтеке – ковре-самолете.
В. - Давайте сядем, на ковер-самолет. Полетели! Воздух какой чистый,
свежий, давайте подышим им. Сделайте глубокий вдох, носом. Расправьте
плечи, грудь. Выдох ртом. Выдохните больше свежего воздуха. (Звучит
тувинское горловое пение – хоомей, по телевизору показ диска
«Путешествие по Тыве»). Тыва – это речной и озерный край.
Первая остановка: Река Енисей – это одна из жемчужин Тувы.
Енисей – одна из величайших рек нашей страны и планеты. А родина
Енисея – Тыва. И поэтому Енисей является одной из жемчужиной Тувы.
Ребенок. Бий-Хем и Каа-Хем, сливаясь у Кызыла, образуют Улуг-Хем
(«Великая река», который после впадения в него Хемчика называется
Енисеем.
В. - Правильно, молодец, поэтому именно по берегам рек всегда селилсь
люди, ведь человек не может жить без воды. Реки очень помогают человеку,
они являются главным источником пресной воды.
Реки – это речной путь. По рекам плавают пассажирские теплоходы
грузовые баржи, рыболовецкие суда.
Но не только красотой и величием манит к себе Енисей. Людей издавна
привлекали и привлекают неисчерпаемые богатства самой «реки и ее
бассейна».
Давайте продолжим свое путешествие. (Звуки природы – птиц).
Слышите, кто это? (Дети называют).
Дятел, гуси, ворона, утки и т. д.
В. - Ребята, что это мы слышали?
Д. - Мы слышали звуки природы.
В. - Ребята, мы с вами произносим звуки голосом: АОУЭИЫ (произносят
вместе с детьми). А птицы поют горлом. А теперь давайте попробуем с вами
горлом пропеть, будем подражать птицам: АОУЭИЫ (произносят вместе с
детьми).
В. - Чем вы пели?
Д. - Пели горлом.
Тувинцы, издревле любили и слушали природу, они подражали голосам
животных, птиц и звукам окружающей природы.
Физминутка
В. - Ребята, покажите, как ходят журавли высоко поднимая ноги, машут
крыльями.
А как ходят утки переваливаясь с боку на бок.
Вторая остановка. Давайте посмотрим, куда же мы с вами прибыли?
Ребята, у нас глазки устали, сейчас сделаем гимнастику для глаз. Голова
неподвижна только глазками посмотрим на лево, на право, вверх, вниз.
Молодцы, сделали гимнастику для глаз.
А теперь оглядитесь вокруг, оглянитесь.
В. - Что это?
Д. - Это озеро.
В. - Правильно. Из-за обилия озер Тоджу называют второй Швейцарией.
Одно из самых красивых озер Тоджи – это Азас. Тоджа и Азас не отделимы.
Озеро Азас по праву называют жемчужиной Тувы. Вода в озере Азас самая
чистая и прозрачная.
Здесь первозданная красота. Вид на озеро чудесный, можно часами
любоваться его удивительными пейзажами. По берегам Азаса стеной стоит
высокий лес, это тайга. Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге,
назовите.
Д. - Кедр, пихта, сосна, ель, лиственница.
В. - Кто живет в тайге?
Д. - Волки, медведи, зайцы, лисы, куницы, соболи, белки, рыси.
В. - Азас – излюбленное место рыбаков. Какие рыбы водятся в озере
Азас?
Д. - Сиг, щука, окунь, хариус, ленок, таймень, сорога, язь, налим – чего
только нет.
В. - Продолжим путешествие, садимся на ковер-самолет
Третья остановка.
В. - Ребята, где мы оказались? Что это?
Д. - Это озеро. В. - Ребята, здесь написано, что озеро Чедер. А озеро Чедер находится в каком кожууне?
Д. - Кызылском кожууне.
В. - Правильно. Мы можно сказать у себя дома. Это озеро ребята, не
простое, здесь есть аржаан – лечебный источник, святая и целебная вода.
Здесь это целебное озеро. О целебных свойствах этого озера Чедер ходят
легенды: приехал на костылях, а уехал на своих ногах. Это озеро соленое,
берега и дно сложены целебной грязью.
Грязями озера лечат заболевания позвоночника костей, нервную
систему, кровеносные сосуды. После холодной зимы, организм наш устает и
поэтому каждое лето лечиться на аржаанах – это традиция народа Тыва.
Аржааны почитают и бережно хранят. Каждый аржаан имел своего духа
– женщину или мужчину.
Люди, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, про
себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя,
родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам
деревьев кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые
ленточки – чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой
прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в
серебряную посуду – чайник, ковшик и разливала всем присутствующим.
Мы тоже долго путешествовали и устали давайте восстановим свои силы
напьемся святой целебной воды.
Есть у нас стаканы?
Д. - Нет.
В. - А из чего можно сделать стаканы?
Д. - Из бумаги.
В. - Давайте сделаем.
В. - Ребята, в какой республике мы с вами находимся?
Д. - Республика Тыва.
В. - Ребята, какие реки Тувы вы знаете?
Д. - Енисей, Хемчик.
В. - Какие озера вы знаете?
Д. - Хадын, Чагытай, Азас, Сватиково, Чедер. В. - Наша природа богата, что мы получаем от природы?
Д. - Топливо, полезные ископаемые, строительный материал, ягоды,
грибы, лекарственные растения.
В. - А реки озера?
Д. - Воду и рыбу.
В. - А животные?
Д. - Мясо, жир, мед, мех пушнину.
В. - И даже лечит нас природа своими целительными источниками. Вода
какая бывает?
Д. - Вода бывает соленая, сладкая, вкусная, горькая, кислая, пресная,
талая, ключевая, минеральная, целебная, дождевая, родниковая, морская,
речная, болотная, мутная, прозрачная, грязная, холодная, теплая, горячая,
живая, мертвая, волшебная…
В. - А что мы можем дать природе, что можем сделать для природы?
Д. - Мы должны охранять природу, бережно относиться к ней, беречь ее,
дорожить чтобы и наши дети любовались и лечились им. Нельзя в лесу
разводить огонь.
Нельзя мусорить.
Нельзя шуметь.
Нельзя рубить деревья.
Вам хочется жить в нашей республике Тыва?
Д. - Да!
В. - Я горжусь, что родилась и живу в нашей республике.
НОД в старшей группе по Познанию
На тему «Моя малая Родина- мой город Кызыл»
.
Тема: Моя малая Родина - мой город Кызыл
Цели: Воспитание любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями родного города; активизировать мышление, воображение, любознательность, самостоятельность; развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; выявить знания детей о городе Кызыле; слушать песню «Кызыл своей мы Родиной зовем».
Методические приемы: Объявление темы, прослушивание гимна Тувы, просмотр флага. Беседа с детьми (вопросы), ответы детей. Использование слайдов в презентации о достопримечательностях города, памятников, художественное слово.
Словарная работа: Столица, достопримечательности, памятники, малая Родина.
Материал:
Проектор, магнитофон, фотографии достопримечательных мест г.Кызыла (развешаны на доске), рисунки и поделки детей и родителей на тему: «Моя малая Родина- мой город Кызыл»
Предварительная работа:
1.Экскурции к памятникам архитектуры родного города и в краеведческий музей.
2. Беседы о городе; об известных людях.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Большая Родина начинается с малой: это семья, города, где мы родились и живем.
Обойдя хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету!
( Звучит гимн Республики Тыва, дети внимательно слушают)
Воспитатель: Это звучит гимн нашей республики. А как называется наша республика? (Тыва) (выставляется флаг республики)
Воспитатель: А как называется столица нашей республики? (Кызыл)
- Что означает слово «Кызыл» в переводе? ( Красный)
- Какие главные улицы вы знаете? ( Ленина, Кочетова, Тувинских добровольцев, Дружба)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему городу. А какие интересные, красивые места в нашем городе вы знаете?
Дети: Музей, Театр, Хурээ, парк, спорткомплекс и т.д.
2. Путешествие по городу Кызылу.
Воспитатель: В нашем городе есть много достопримечательностей, красивых памятников.
И наше путешествие начнем с просмотра на проекторе «Моя малая Родина- мой Кызыл»
(Воспитатель на каждом слайде знакомит детей достопримечательностями и памятниками города)
Обратите внимание на гору «Догээ» – (ежегодно выпускники г. Кызыла восходят на вершину г. Догээ) , а также на замки развешенные на ограждении. Их оставляют молодожёны во время церемонии своей свадьбы в знак крепкой любви.
Достопримечательности города
Обелиск Центр Азии.
Самая главная достопримечательность г. Кызыла – это обелиск «Центр Азии» - он является символом Республики Тыва. Символизирует географический центр Азии - континента Евразии. Внешний вид обелиска представляет собой двухметровое мраморное основание, на котором расположен земной шар, от которого в небо поднимается 10 метровый трёхгранный шпиль. На постаменте на трёх языках ( русском, тувинском, английском) золотыми буквами написано: «Центр Азии»
Памятник монумент сооружён 1964 году к 50-летию создания города Кызыл и к 20-ой годовщине вхождения Тувинской Народной республики в состав СССР, т. е. нашей республики в состав России. Авторы проекта художник В. Ф. Дёмин и архитекторы В .И. Бажин и В. П. Ветчинов.
Памятник Красным партизанам.
Самая старая из улиц г. Кызыла - улица Красных партизан, названа в честь боя, который произошёл в августе 1919 года между партизанской армией под командованием А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина и белогвардейским отрядом есаула Болотова. Бой завершился разгромом белогвардейцев.
37 погибших партизан участников Белоцарского боя были похоронены в трёх братских могилах с воинскими почестями на берегу Улуг - Хема. На месте их захоронения в 1954 году был воздвигнут памятный обелиск. Автор – скульптор И. И. Шейдевант. Высокий монумент увенчан красной звездой. На лицевой стороне барельеф конного всадника на фоне красного знамени. На плите: «Вечная память красным партизанам, героически погибшим за дело социалистической революции».
Улица Щетинкина – Кравченко
Первая школа города. На улице Щетинкина – Кравченко д.54 расположена самая первая школа, построенная в 1915 году. На боковом фасаде здания висят две мемориальные доски, которые свидетельствуют, что здесь учились Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и Герой России Сергей Кужугетович Шойгу.
Филармония. На этой улице расположена бывший музыкально – драматический театр. Отсюда в 1943 году состоялись проводы на фронт тувинских добровольцев. 20 мая – добровольцев танкистов и 20 сентября – добровольческого кавалерийского эскадрона.
Дом народного творчества, где находятся Министерство культуры и кино, Международный центр «Хоомей», филиал Восточно- Сибирской государственной академии культуры искусств (Улан – Удэ) и зрительный зал на 300 мест.
Улица Красных партизан
На этой улице расположены дома бывшей партийной номенклатуры, престижные гостиницы «Одуген», молодёжные кафе «Хаан-клуб».
Шаманская клиника «Девять небес». На этой улице находится ул. Красных партизан 18 - Шаманская клиника «Тосдээр», в переводе «Девять небес». Здесь расположеныоваа с многочисленными ленточками – чалама. Люди идут на приём к семи шаманам.
Дом Салчак Тока. В доме № 11 по ул. Красных партизан жил Салчак Тока, видный партийный государственный деятель, писатель, написавший автобиографическую трилогию «Слово Арата». Он жил в этом доме с 1929 по 1973 год. Его произведение было переведено на 23 языка и удостоено Сталинской премии. Сейчас там находится художественная школа Нади Рушевой.
Памятник «Непокорённый» установлен жертвам политических репрессий. За памятником в доме №5 по ул. Комсомольской размещается Музей истории политических репрессий. Автор – скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич- скульптор, заслуженный художник России. Закончил скульптурный факультет Московского государственного художественного института им. В. Л. Сурикова. Он автор «Кадарчы», установленный у городского аэропорта, автор бюста С. К. Тока в сквере возле театра, бюсты героев Советского Союза Ч. Л. Хомушку, М. А. Бухтуева, Т. Б. Кечил-оола.
Стадион «Хуреш», спортивный комплекс и стадион «5-летия Тувы» находятся вблизи друг от друга и с каждым годом они становятся краше, от того, что их благоустраивают и ремонтируют в современном стиле.
Буддийский храм Цеченлингосвящён 09 декабря 1999 году (12 лет)его святейшеством БогдоГэгэном IX. Храм был построен в течение всего 20 месяцев – 1 год и 8 месяцев. Архитектор Фа Че Ир. Свой вклад в строительство храма внёс министр МЧС Сергей Шойгу. На 1 этаже находится резиденция представителей Далай- Ламы XIV, на втором молельный зал.
Памятник участникам Великой Отечественной войны. Находится в небольшом скверике у парка культуры и отдыха имени Николая Гастелло. Авторы скульптуры Ю Д. Деева и Ю. С. Кондратенко, архитектор В. Д. Деев. Он был установлен 08 мая 1975 года к 30-летнему юбилею Дня Победы и был реставрирован к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и дополнительно установлены стелы с именами воинов погибших в Великой Отечественной войне.
Для увековечения памяти о совместном участии советского и тувинского народов в Великой Отечественной войне, в память о воинах земляках , павших в боях против фашистких захватчиков установлены бронзовые бюсты Героев Советского Союза Ч. Н. Хомушку – танкисту, М. А. Бухтуеву, Т. Б. Кечил – оолу. Автор-скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич.
Улица Ленина
Расположены школы №2 и №7 г. Кызыла,
Кызылское училище искусств им.А.Б.Чыргал-оола,
Аграрный университет,
Бывшее здание республиканского краеведческого музея богатырей;
Детская поликлиника г.Кызыла;
Государственный лицей;
Министерство внутренних дел;
Самый первый дом г. Кызыла, построенный в 1914 году одноэтажное деревянное здание в котором в 1925 году состоялся первый съезд Тувинского революционного союза молодёжи. Это здание охраняется Государством и является памятником зодчества.
Республиканская библиотека им.А.С.Пушкина;
Площадь Арата, на котором расположен памятник В.И.Ленину, который был построен в 1970 году авторы проекта- скульптор Б.Дюжев и архитекторы А.Заварзин и В.Ровного
Дом Правительства Тывы, в народе его называют «Белый дом», в котором расположены все Министерства Тывы и где работает сам Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол.
Здание Верховного Хурала, где заседает парламент Тывы.
Тувинский Музыкально-драматический театр, построенный в 1977 год,а прошлом году отремонтированный. Сейчас он в обновлённом виде принимает зрителей на концерты, спектакли и творческие вечера. Верх здания оформлен национальным орнаментом из дерева.
Напротив театра Фонтанный комплекс. Он был построен в 1984 году, выполнен в стиле народной резьбы талантливыми камнерезами. Разработчики авторы этого проекта С. Когел, Д. Дойбу-хаа, Б. Б. Байынды стали Лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры и искусства.
Вос: Говорить о нашем городе можно очень много. Здесь есть чем восхищаться и гордиться и удивляться. И каким город будет в будущем, зависит от вас. Любите, держите свой город в чистоте.
3. Подведение итога:
- Что такое Малая Родина?
- Что нового и интересного вы узнали о своем городе?
- Изменилось ли ваше отношение к г. Кызылу?
-Закончить занятие я хочу словами из стихотворения Сергея Пюрбю:
Всем городам любовь дарю,
Но город свой сильней люблю.
- Почему мы должны любить свой город больше всех?
- Потому, что это наша малая Родина!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Голубые реки России"
Конспект занятия "Голубые реки России"...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Голубые реки России».
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе "Голубые реки России"....
Голубые реки России
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе.Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. «Голубые реки России».Задачи:- расширять представления детей о природе России;- познакомить детей с названиями рек;- форми...
"Реки и озёра Алтайского края"
Конспект занятия по региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста "Реки и озёра Алтайского края"...
Реки и озёра.
Реки и озёра....
«Виртуальная экскурсия «Реки и озёра Кузбасса»»
Формирование чувства патриотизма у воспитанников дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями родного края, его природе и водных дост...