ОД ознакомление с окружающим миром с воспитанниками подготовительной группа "Письмо Марьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В вданном конспекте представлена работа по закреплению у старших дошкольников знаний о Гжели и Хохломе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkina_konspekt.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Щёлковская гимназия №6» городского округа Щёлково
Структурное подразделение Детский сад «Сказка»
ОД ознакомление с окружающим миром с воспитанниками
подготовительной группы
«Письмо Марьи»
Подготовила воспитатель:
Пушкина Юлия Андреевна
г. Щёлково, 2023 г.
Цель: Расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах гжель и хохлома.
Задачи:
Развивающие: Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
Обучающие: Продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских и гжельских мастеров.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Обогащение словаря: ремесло, ремесленник, орнамент
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов гжели и хохломы, пазлы с изображением гжели и хохломы, платки, письмо,
Ребята, нам сегодня пришло письмо. Давайте его откроем?
«Ребята, меня зовут Марья. Наступает прекрасная пора – весна: птицы поют, капает капель, и светит и пригревает солнышко. Сейчас живу я в деревушке, где люди создают своими руками разную расписную посуду, игрушки, мебель и многое другое. Меня посетила идея поделиться с вами историей о том, откуда пришли все промыслы, которые делали, делают и будут делать люди. Прикрепляю к этому письму корзинку с разнообразными народными промыслами и историю происхождения. Приятного вам изучения, ваша Марья.»
Ребята, а что такое народные промыслы?
Ксюша: это то, что мастерили русские люди.
Воспитатель: Да, верно. Русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев.
Как вы думаете какими материалами люди из Древней Руси не могли пользоваться и почему?
Дети: Раньше люди не могли пользоваться пластиком и резиной, потому что их еще не придумали.
Воспитатель: Верно. Диана, скажи, пожалуйста, а из чего тогда делали всю посуду, мебель, игрушки?
Диана: посуду, мебель и игрушки делали с того, что было под рукой: глина, дерево и солома.
Воспитатель: правильно! Прежде чем мы посмотрим нашу первую выставку, послушайте стихотворение.
Дети читают стихотворения
1-й ребенок:
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела –
Голубыми, синими,
Нежными красивыми.
2-й ребенок:
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
Дети: Гжель!
Воспитатель убирает платок с первой выставки на которой представлены гжельские изделия.
Воспитатель: Однажды в городе Гжель нашли особенную белую глину и присвоили ей одноимённое название «гжельская глина» и стали использовать её для изготовления посуды, предметов быта, статуэток. Именно благодаря ремесленникам, то есть мастерам, обладающим определенным ремеслом, а значит профессией, удалось сделать свои работы отличительными от всех. Давайте вместе скажем ремесленник (дети повторяют), и закрепим с вами, что же значит это слово? (ответы детей) и вместе скажем ремесло (дети повторяют), а оно что значит? Молодцы, вы усвоили для себя новые слова.
Ваня, скажи, что сделали ремесленники, чтобы выделить свои работы среди остальных?
Ваня: Ремесленники создали свои отличительные узоры и красили только голубой и синей краской.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите и пощупайте гжельское произведение искусства. Обратите внимание, насколько в то же время индивидуален и схож гжельский узор. Каждый орнамент сделан аккуратно и красиво. Орнамент - (элементы узора, которые повторяются). Давайте, вместе повторим (повторение)
Воспитатель: Арсений, как ты думаешь, для чего создавались эти изделия?
Арсений: эти изделия создавались раньше для быта.
Воспитатель: Верно, вы молодцы! Скажите, все ли выставки мы сегодня обсудили?
Дети: мы обсудили не все выставки, одна ещё закрыта платком.
Воспитатель: Правильно, вы очень внимательны. Послушайте стихотворение и сами назовите мне народный промысел, который нам прислали и спрятали под платком?
3-й ребенок:
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша …
Дети: хохлома!
(Воспитатель открывает выставку с хохломой).
Воспитатель: Точно. Посмотрите на нашу выставку хохломских изделий. Как вы думаете, почему этот народный промысел называется именно «Хохлома»?
Дети: (варианты ответов детей по очереди)
Воспитатель: Все варианты хороши. На самом деле, ремесленники создавали посуду, игрушки, статуэтки и везли их в город Хохлома и там продавали на ярмарке. Вика, а что же такое ярмарка?
Вика: ярмарка -это место, где люди с разных городов приезжают и продают свои товары.
Воспитатель: верно. Мы тоже побываем с вами на ярмарке.
Воспитатель с детьми встают и отходят от стульчиков
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Как здорово мы сходили с вами на ярмарку. Макар, а всё ли мы обсудили про хохломскую роспись?
Макар: Нет, мы не обсудили орнамент.
Воспитаель: Точно! А из каких элементов состоит хохломской узор?
Дети: Хохломской узор состоит из ягодок, листиков и травки на черном или золотом фоне.
Воспитатель: Правильно, именно так в уменьшительно-ласкательной форме называли элементы орнамента (узор, украшение состоящий из повторения его элементов) хохломской росписи. Вы знаете, что для деревянной хохломы есть исключения? Хохлома остаётся такой же красивой, но уже не в деревянном виде, а в металлическом.
Вова, всегда ли эти изделия изготавливались для выставки?
Вова: Нет. Раньше мастера создавали всё для быта.
Воспитатель: Верно. И даже стулья, на которых вы сидите сделаны с этой же росписью.
Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и сыграть в игру «Собери промысел». Перед вами набор карточек – это пазлы. Вам нужно как можно быстрее и правильно собрать пазлы и назвать, что за промысел и предмет у вас получился. Кто быстрее, тот и выиграл.
Дети собирают пазлы, по окончанию выясняется победившая команда.
Вика, скажи, пожалуйста, что же мы сегодня делали? (Мы сегодня беседовали о народных промыслах «Гжель» и «Хохлома», которые нам прислала Марья.) Верно, Артём, какие новые слова мы сегодня узнали? Объясни, пожалуйста. (ремесло, ремесленник и орнамент). Всё верно, молодец! Саша, как мы можем отблагодарить Марью? (варианты ответов) Замечательные идеи! А давайте, мы сделаем для Марьи рисунки «Гжели или «Хохломы» и отправим ей. Я уверена, ей понравится. Присаживайтесь за стол, начнём рисовать.
__________________________________________________________________
На этом у меня всё, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема: "Природа дарит чудеса"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы . Тема:"Весна"
Составление описательных расскаов о весне с опорой на картинку...
"Почему мы спим" занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы
предназначено для детей дошкольного возраста...
«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы
Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы
Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...