ОД ознакомление с окружающим миром с воспитанниками подготовительной группа "Письмо Марьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

JuliaPush13

В вданном конспекте представлена работа по закреплению у старших дошкольников знаний о Гжели и Хохломе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkina_konspekt.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Щёлковская гимназия №6» городского округа Щёлково
Структурное подразделение Детский сад «Сказка»

ОД ознакомление с окружающим миром с воспитанниками

подготовительной группы

«Письмо Марьи»

Подготовила воспитатель:

Пушкина Юлия Андреевна

г. Щёлково, 2023 г.

Цель: Расширение и закрепление представлений детей о русских народных промыслах гжель и хохлома.

Задачи:

Развивающие: Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.

Обучающие: Продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских и гжельских мастеров.

Воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного. 

Обогащение словаря: ремесло, ремесленник, орнамент

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов гжели и хохломы, пазлы с изображением гжели и хохломы, платки, письмо,

Ребята, нам сегодня пришло письмо. Давайте его откроем?

«Ребята, меня зовут Марья. Наступает прекрасная пора – весна: птицы поют, капает капель, и светит и пригревает солнышко. Сейчас живу я в деревушке, где люди создают своими руками разную расписную посуду, игрушки, мебель и многое другое. Меня посетила идея поделиться с вами историей о том, откуда пришли все промыслы, которые делали, делают и будут делать люди. Прикрепляю к этому письму корзинку с разнообразными народными промыслами и историю происхождения. Приятного вам изучения, ваша Марья.»


Ребята, а что такое народные промыслы? 

Ксюша: это то, что мастерили  русские  люди.

Воспитатель: Да, верно.  Русские люди – удивительный  народ. Они всегда стремились  к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  осенних  листьев.

Как вы думаете какими материалами люди из Древней Руси не могли пользоваться и почему?

Дети: Раньше люди не могли пользоваться пластиком и резиной, потому что  их еще не придумали.

Воспитатель: Верно. Диана, скажи, пожалуйста, а из чего тогда делали всю посуду, мебель, игрушки?

Диана: посуду, мебель и игрушки делали с того, что было под рукой: глина, дерево и солома.

Воспитатель: правильно! Прежде чем мы посмотрим нашу первую выставку, послушайте стихотворение.

Дети читают стихотворения

1-й ребенок:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела –

Голубыми, синими,

Нежными красивыми.

2-й ребенок:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись…

Дети: Гжель!

Воспитатель убирает платок с первой выставки на которой представлены гжельские изделия.

Воспитатель: Однажды в городе Гжель нашли особенную белую глину и присвоили ей одноимённое название «гжельская глина» и стали использовать её для изготовления посуды, предметов быта, статуэток. Именно благодаря ремесленникам, то есть мастерам, обладающим определенным ремеслом, а значит профессией, удалось сделать свои работы отличительными от всех. Давайте вместе скажем ремесленник (дети повторяют), и закрепим с вами, что же значит это слово? (ответы детей) и вместе скажем ремесло (дети повторяют), а оно что значит? Молодцы, вы усвоили для себя новые слова.

Ваня, скажи, что сделали ремесленники, чтобы выделить свои работы среди остальных?

Ваня: Ремесленники создали свои отличительные узоры и красили только голубой и синей краской.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите и пощупайте гжельское произведение искусства. Обратите внимание, насколько в то же время индивидуален и схож гжельский узор. Каждый орнамент сделан аккуратно и красиво. Орнамент - (элементы узора, которые повторяются). Давайте, вместе повторим (повторение)

Воспитатель: Арсений, как ты думаешь, для чего создавались эти изделия?

Арсений: эти изделия создавались раньше для быта.

Воспитатель: Верно, вы молодцы! Скажите, все ли выставки мы сегодня обсудили?

Дети: мы обсудили не все выставки, одна ещё закрыта платком.

Воспитатель: Правильно, вы очень внимательны. Послушайте стихотворение и сами назовите мне народный промысел, который нам прислали и спрятали под платком?

3-й ребенок:

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша …

Дети: хохлома!

(Воспитатель открывает выставку с хохломой). 

Воспитатель: Точно. Посмотрите на нашу выставку хохломских изделий. Как вы думаете, почему этот народный промысел называется именно «Хохлома»?

Дети: (варианты ответов детей по очереди)

Воспитатель: Все варианты хороши. На самом деле, ремесленники создавали посуду, игрушки, статуэтки и везли их в город Хохлома и там продавали на ярмарке. Вика, а что же такое ярмарка?

Вика: ярмарка -это место, где люди с разных городов приезжают и продают свои товары.

Воспитатель: верно. Мы тоже побываем с вами на ярмарке.

Воспитатель с детьми встают и отходят от стульчиков 

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Как здорово мы сходили с вами на ярмарку. Макар, а всё ли мы обсудили про хохломскую роспись?

Макар: Нет, мы не обсудили орнамент.

Воспитаель: Точно! А из каких элементов состоит хохломской узор?

Дети: Хохломской узор состоит из ягодок, листиков и травки на черном или золотом фоне.

Воспитатель: Правильно, именно так в уменьшительно-ласкательной форме называли элементы орнамента (узор, украшение состоящий из повторения его элементов) хохломской росписи. Вы знаете, что для деревянной хохломы есть исключения? Хохлома остаётся такой же красивой, но уже не в деревянном виде, а в металлическом.

Вова, всегда ли эти изделия изготавливались для выставки?

Вова: Нет. Раньше мастера создавали всё для быта.

Воспитатель: Верно. И даже стулья, на которых вы сидите сделаны с этой же росписью.

Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и сыграть в игру «Собери промысел». Перед вами набор карточек – это пазлы. Вам нужно как можно быстрее и правильно собрать пазлы и назвать, что за промысел и предмет у вас получился. Кто быстрее, тот и выиграл.

Дети собирают пазлы, по окончанию выясняется победившая команда.

Вика, скажи, пожалуйста, что же мы сегодня делали? (Мы сегодня беседовали о народных промыслах «Гжель» и «Хохлома», которые нам прислала Марья.) Верно, Артём, какие новые слова мы сегодня узнали? Объясни, пожалуйста. (ремесло, ремесленник и орнамент). Всё верно, молодец! Саша, как мы можем отблагодарить Марью? (варианты ответов) Замечательные идеи! А давайте, мы сделаем для Марьи рисунки «Гжели или «Хохломы» и отправим ей. Я уверена, ей понравится. Присаживайтесь за стол, начнём рисовать.

__________________________________________________________________

На этом у меня всё, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы

Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы

Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников подготовительной к школе группы «Это День Победы»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромдля воспитанников подготовительной к школе группы«Это День Победы»...