НОД по познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности (рисование) по теме: "Мой знакомый, незнакомый апельсин".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре).
Задачи
Обучающие:
Расширить представления детей о фруктах; закреплять умение группировать фрукты по разным признакам; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Учить рисовать фантастический апельсин.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов ТРИЗ; свободное речевое общение, внимание; мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: « Мой знакомый, незнакомый Апельсин»
Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре).
Задачи
Обучающие:
Расширить представления детей о фруктах; закреплять умение группировать фрукты по разным признакам; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Учить рисовать фантастический апельсин.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов ТРИЗ; свободное речевое общение, внимание; мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь.
Используемые технологии: здоровье сберегающие (физкультминутка) технология – ситуация.
Методы и приёмы: наглядные, беседа-разговор, игровые приёмы, словесные приёмы (повторное проговаривание проблемные ситуации – побуждение детей к мотивации, метод триз).
Форма мероприятия: фронтальная
Возраст участников: старшая группа
Продолжительность мероприятия: 25минут
Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, емкость с водой, доска, лупы. « Волшебный поясок» (с изображением фруктов), муляжи фруктов. Для рефлексии дерево апельсиновое нарисованное на ватмане, смайлика в виде апельсин с разным настроением.
Ход НОД деятельности
I Вводная часть
Организационный момент 3 минуты
(Дети вместе с воспитателем встают в круг)
К солнышку потянулись
Лучик взяли
К сердцу прижали
друг другу отдали
И улыбнулись!
Воспитатель: Мы подарили другу улыбку и хорошее настроение.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь ( Степашке - игрушка).
(Ребята проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята вы любите фрукты?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)
- А что он любит кушать больше всего? (морковь)
- Морковь это что? (овощ)
- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?
Дети: (ответы)
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина; тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.
Воспитатель: Перед Вами фрукты (на подносе).
По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)
- Сколько групп получилось? (2)
- Какие? (сладкие и кислые), группируем.
- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)
- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)
Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.
Воспитатель: Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.
- Хотите узнать какой?
Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» и отгадывает фрукт по описанию до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин).
Дети: Например: Вы любите кислые фрукты? (нет). Вы любите сладкие фрукты? (да).
Оно растет на дереве, зелёное, кислое (яблоко) ……..
Молодцы, догадались. Это апельсин.
(Показ апельсина детям)
(Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина.
Воспитатель отдает апельсин детям, они называют признаки).
Спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый.
Воспитатель: А давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек.
Игра «Подбери слова – характеристики к слову «птица». Какая она? определение (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)
(Картинки птиц)
Воспитатель: А теперь вместо птиц, поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)
Воспитатель: Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины
Дети: (они стали как живые)
- А что плохого?
Дети: (нельзя кушать)
Воспитатель: Хотите сделать апельсины необыкновенными
Дети: (да)
(дети садятся за 2 стола и рисуют апельсин и дорисовывают фломастером)
Воспитатель: Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).
Фотографируем выставку для Степашки.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины
тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.
А Степашке то, как интересно.
Опыт «Почему апельсин не тонет?» (За столами 2 емкости с водой и апельсины на разносе по количеству детей 17)
Воспитатель: Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)
- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)
- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)
- Что вас удивило? (апельсин не утонул)
- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: Сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
(Кожура, очищенная от апельсина, и очищенные апельсины)
Воспитатель: Берём очищенный апельсин и бросаем его в воду. Что произошло? (он утонул)
- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)
- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)
(Бросаем кожуру от апельсина)
Воспитатель: Что произошло? (кожура не утонула)
- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)
(за столом лупы и кожура)
-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…
- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)
-Вот, понятно теперь тебе, Степашка?
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Дидактические задачи: расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.
- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)
- Как проверить? (бросить в воду)
Уточнение воспитателя, почему такое случилось?
6. Осмысление. Итог:
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии
(Воспитатель собирает около себя детей) Вопросы:
1.Чем мы сегодня занимались?
2.Кому сегодня помогали?
3. Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах
4.А что для вас было нового?
5.О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)
- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.
Рефлексия.
Посмотрите, у нас тут растёт апельсиновое дерево, но на нем нет плодов. Давайте каждый из вас выразит своё настроение, выбрав свой смайлик (апельсин).
Ребята: Кому всё понравилось, все понял, было интересно, прикрепляем на дерево смайлик (апельсин) с очень веселым настроением».
Кому понравилось, но не всё поняли, прикрепляем веселый смайлик (апельсин) на дерево.
Кому не понравилось, и ничего не понял, нужна помощь, прикрепляем смайлик (апельсин) с грустным настроением. Какое весёлое дерево получилось! Я вижу, что вам было очень интересно. Всем спасибо.
Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем и угостим Степашку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира
Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Конспект познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности с детьми на тему: "Путешествие в мир насекомых". С использованием материалов "Детского календаря" программы "Миры детства: конструирование возможностей".
Занятие проводится с целью ознакомления с миром насекомых, с их классификацией....
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...