НОД по познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности (рисование) по теме: "Мой знакомый, незнакомый апельсин".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре).

Задачи

Обучающие:

 Расширить представления детей о фруктах; закреплять умение группировать фрукты по разным признакам; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Учить рисовать фантастический апельсин.

Развивающие:

 Развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов  ТРИЗ;   свободное речевое общение, внимание; мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 Воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Мой знакомый, незнакомый Апельсин»

Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре).

Задачи

Обучающие:

 Расширить представления детей о фруктах; закреплять умение группировать фрукты по разным признакам; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Учить рисовать фантастический апельсин.

Развивающие:

 Развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов  ТРИЗ;   свободное речевое общение, внимание; мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 Воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь.

 

Используемые технологии: здоровье сберегающие (физкультминутка) технология – ситуация.

Методы и приёмы: наглядные, беседа-разговор,  игровые приёмы,   словесные приёмы  (повторное проговаривание  проблемные ситуации – побуждение детей к мотивации, метод триз).

Форма мероприятия: фронтальная

Возраст участников:  старшая группа

Продолжительность мероприятия: 25минут

Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры,  емкость с водой, доска,  лупы. « Волшебный поясок» (с изображением фруктов), муляжи фруктов. Для рефлексии дерево апельсиновое нарисованное на ватмане, смайлика в виде апельсин с разным настроением.

              Ход   НОД  деятельности

                                        I Вводная часть

                   Организационный момент 3 минуты

(Дети вместе с воспитателем встают в круг)

 К солнышку потянулись

Лучик взяли

К сердцу прижали

 друг другу отдали

И улыбнулись!

Воспитатель: Мы подарили другу улыбку и хорошее настроение.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь ( Степашке - игрушка).

  (Ребята проходят и садятся на стульчики)

Воспитатель:  Ребята вы любите   фрукты?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)

- А что он любит кушать больше всего? (морковь)

- Морковь это что? (овощ)

- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к  вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?

Дети: (ответы)

2. Актуализация.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина; тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

Воспитатель: Перед Вами фрукты (на подносе).

По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

- Сколько групп получилось? (2)

- Какие? (сладкие и кислые), группируем.

- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

 Воспитатель:  Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой?

Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» и отгадывает фрукт по описанию до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин).

Дети:  Например: Вы любите кислые фрукты? (нет). Вы любите сладкие фрукты? (да).

Оно растет на дереве, зелёное, кислое (яблоко) ……..

Молодцы, догадались. Это апельсин.

      (Показ апельсина детям)

 (Становитесь в кружок   и давайте назовем признаки апельсина.   

 Воспитатель  отдает апельсин детям, они называют признаки).

Спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый.

 Воспитатель:  А давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек.

Игра «Подбери   слова – характеристики к слову «птица». Какая она? определение  (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)

                                       (Картинки птиц)

 Воспитатель: А теперь вместо птиц, поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

 Воспитатель: Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины

Дети: (они стали как живые)

- А что плохого?

Дети: (нельзя кушать)

 Воспитатель: Хотите сделать апельсины необыкновенными 

Дети: (да)

  (дети садятся за 2 стола и рисуют апельсин и дорисовывают фломастером)

Воспитатель:  Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).

Фотографируем выставку для Степашки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины

тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь

 Воспитатель: Посмотрите, какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

А Степашке то, как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?» (За столами 2 емкости с водой и апельсины на разносе по количеству детей 17)

 Воспитатель: Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)

- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)

- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:  Сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.  Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

(Кожура, очищенная от апельсина, и очищенные апельсины)

 Воспитатель: Берём очищенный апельсин и бросаем его в воду. Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

                  (Бросаем кожуру от апельсина)

 Воспитатель: Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

                          (за столом лупы и кожура)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…

- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)

-Вот, понятно теперь тебе, Степашка?

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи: расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Уточнение воспитателя, почему такое случилось?

 6. Осмысление. Итог:

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии

(Воспитатель собирает около себя детей) Вопросы:

 1.Чем мы сегодня занимались?

2.Кому сегодня помогали?

 3. Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах

 4.А что для вас было нового?

5.О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.

Рефлексия.

Посмотрите, у нас тут растёт апельсиновое дерево, но на нем нет плодов. Давайте каждый из вас выразит своё настроение, выбрав свой смайлик (апельсин).

Ребята: Кому всё понравилось, все понял, было интересно, прикрепляем  на дерево смайлик (апельсин)  с очень веселым настроением».

Кому понравилось, но не всё поняли, прикрепляем  веселый смайлик (апельсин) на дерево.

Кому не понравилось, и ничего не понял, нужна помощь, прикрепляем  смайлик (апельсин) с грустным настроением.  Какое весёлое дерево получилось! Я вижу, что вам было очень интересно. Всем спасибо.

 Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем и угостим Степашку.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)

       Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...

Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира

Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...