Проект "Сосна"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Золушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Принято: Утверждаю на заседании совета педагогов от «_____» ___________2020г. Протокол № ______ | Утверждаю Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» _________________ Н.В.Ворожцова Приказ № 52 от «31 » августа 2020г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
экологического проекта в средней группе
«Сосна»
Составила:
Воспитатель
структурного образовательного
подразделения «Детский сад
комбинированного вида «Золушка»
Ермолаева Т.С.
пгт. Чамзинка
Содержание
- Пояснительная записка
- Информационная карта
- Содержание программы
- Учебно-тематический план
- Методическое обеспечение программы
- Список использованной литературы
- Приложение
1.Пояснительная записка
Как дышится легко в бору сосновом!
Он кажется смолистым срубом новым:
По гладким веткам белки скачут ловко,
Стволы, как медь горят по вечерам.
И дятел ярко-красная головка
Мелькает в сосняке то здесь, то там.
Шорыгина Т.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Сосна» имеет экологическую направленность.
В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Если ребенок хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность его не угаснет и в дальнейшем. А современные информационно-коммуникативные технологии помогут расширить знания. С помощью ИКТ можно просмотреть красочные познавательные иллюстрации, экологические фильмы о природе.
Данная программа реализуется в структурном подразделении «Детский сад комбинированного вида «Золушка». Содержание программы проекта составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-5 лет, реализуется она проектную деятельность и выставку работ. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 25 мин.
2. Информационная карта проекта.
Полное название проекта: «Сосна»
Автор проекта: Ермолаева Татьяна Сергеевна
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: экологический, познавательный, творческий
По составу участников: дети, родители, педагог.
Место проведения: дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка»
Сроки проведения: среднесрочный 2,5 месяца.
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность проекта: В период дошкольного детства начинается формирование экологической культуры, поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, желание изучать, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней, и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Цель проекта: Познакомить детей с хвойным деревом – сосна, расширить кругозор детей и обогащать их внутренний мир, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Задачи:
- Дать понятия: хвойное дерево, сосна, иголки, шишки. Учить узнавать сосну по внешнему виду.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, интерес к объектам природы.
- Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения.
Формы реализации проекта:
Экологические занятия.
Наблюдения и виртуальные экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Подвижные, дидактические игры.
Тематические беседы.
Опыты
Ожидаемы результаты проекта:
Сформировать бережное отношение к деревьям, как к живым существам. Заинтересовать и задействовать детей в разных видах деятельности, научить анализировать, сравнивать, делать выводы совместно с воспитателями.
Обогатить словарь, развить наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Перспективы – продолжать знакомить детей с деревьями ближайшего окружения.
3. Содержание программы | ||
№ | Образовательные области | Вид деятельности |
1. | Познавательное развитие | Опытно - экспериментальная деятельность: Знакомство с сосной: изучение кроны, иголок, шишек, коры, ствола Исследовательская деятельность: рассматривание хвои, семян. Опыты: «Где прячутся семена?», Познавательное видео для детей: - «Природоведение. Выпуск 56. Хвойные деревья» , - «Ми-ми-мишки. Как лечить деревья» |
2. | Речевое развитие | Рассказ воспитателя «Кто живет в сосновом бору?» Беседы: - «Для чего нужны семена?», - «Целебные свойства сосны» (сосновый мед, хвойные ванны и т. д.). Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?» Чтение стихотворений: С. Погореловский «Здравствуй, лес»; М. Садовский «Посади сосну», Т. Шорыгина «Сосновый бор » , Т. Денисовой «Сосновый лес», Сказка: «Почему сосна всегда зеленая». Дидактические игры: «С какого дерева иголка?», «Собери сосну», «Узнай по описанию», «Один - много» , |
3. | Физическое развитие | Подвижные игры: «Если бы я был деревом…», «Кто больше соберет шишек»,«Мы по лесу ходили и деревья находили». Массаж рук с использованием сосновых шишек. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Просмотр презентации «Хвойные деревья». Художественное творчество: лепка « Ежики из шишек»; рисование сосны с использованием нетрадиционной техники «рисование солью» Рассматривание репродукций картин: И. И. Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», «Молодые сосны» Слушание: русская народная песня «Елочки - сосеночки». |
5. | 5. Социально-коммуникативное развитие | Беседы по тематике, игры |
6. | Трудовая деятельность | Изготовление поделок для сосновых шишек |
7. | Взаимодействие с родителями | Консультации, подбор литературы для домашнего чтения, информационные стенды |
4. Учебно - тематический план
Этапы проведения и реализации проекта: |
1 этап – Подготовительный (2 недели) |
- Изучение методической литературы по данной теме. - Пополнение развивающей среды: подбор иллюстраций, картин, аудиозаписей, презентации, энциклопедической, детской художественной литературы, информационный материал для родителей - Подбор дидактических, словесных, подвижных игр. |
2 этап – Основной (1,5 месяца) |
- Проведение мероприятий. - Взаимодействие с родителями |
3 этап – Заключительный (2 недели) |
- Изготовление поделок из сосновых шишек, - Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал?». - Подведение итогов. - Презентация проекта. |
Этап | Наименование темы | Количество часов | |
Теоритические занятия | Практические занятия | ||
2 этап | 1.«Здравствуй, лес» | 0,5 | |
2.«Знакомство с сосной» | 0,5 | ||
3.«Сосна - дом и столовая для животных» | 0,5 | ||
4.«Польза сосны для человека» | 0,5 | ||
5.«От семечка до деревца» | 0,5 | ||
6. «Сохраним лес». | 0,5 | ||
| 7.«Рисуем сосну» | 0,5 | |
8. «Наши умелые ручки» | 0,5 | ||
Общее количество часов: 4 |
5. Методическое обеспечение программы
1.Методы реализации проекта:
К наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:
1. Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, иллюстраций. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
2. Практические методы. Проведение элементарных опытов, игры. Это позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
3. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
2. Дидактический материал:
Методические разработки,
Учебные и методические пособия
Тематические презентации.
Картотека дидактических и подвижных игр, физкультминуток.
3.Техническое оснащение
Занятия проводятся в группе детского сада с хорошим освещением. Для занятий имеются столы и стулья, соответствующие росту детей.
В группе имеются ноутбук, мультимедийный проектор, экран, игровые тематические уголки. Часть площади свободна для подвижных игр.
В уголке экологии имеются:
Подборка из природного материала (шишки, семена, веточки, и др.)
В творческом уголке:
пластилин, стеки, клеенки для лепки
альбомы, краски, кисточки, емкости для воды, влажные салфетки
6. Список литературы
- Аксенова, З.Ф. Войду в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
- Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду.-2011.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- Москва: ВАКО, 2005.
- Дмитриев Ю. Книга природы / Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. – Москва: Детская литература, 1990.
- Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика.- 2009.- № 6
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.- 2-е издание.-Москва: Амрита-Русь, 2008.
- Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды// Дошкольное воспитание.- 2012.
- Рыжова, Н. А. Деревья: от Акации до Ясеня. Наш дом – природа. - Карапуз, 2006.
- Шустова И. Б. Азбука. Растения России / И. Шустова. - Москва: Дрофа, 2008. (Дошкольник. Мир природы).
- Что необыкновенного в обычных соснах?// Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – Москва: АСТ, 1995