Проект "Метеостанция"
проект по окружающему миру
Проект направлен на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteostantsiya.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тайшетский район
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Познавательно – исследовательский проект
«Метеостанция»
Автор: Михайлова Лариса Александровн
г. Тайшет
Иркутская область
2021г.
Паспорт проекта
Название проекта | « Метеостанция» |
Разработчик и руководитель проекта | Михайлова Лариса Александровна, воспитатель МКДОУ « Белочка» |
Участники проекта | Дети подготовительной группы комбинированной направленности № 6, родители, воспитатели |
Эксперт проекта | Заместитель заведующего по УВР |
Тип проекта | Экологический, информационно- творческий |
Сроки реализации | 13.11.2021-30.05.2022 |
Назначение проекта | Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире, способствовать развитию познавательных навыков. |
Актуальность проекта | Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. |
Цель проекта | Создать условия для формирования предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников, представлений о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Познакомить с профессией метеоролог, различными метео-приборами, а также работой с ними. Создать предметно-пространственную среду для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников. |
Задачи проекта |
|
Ресурсное обеспечение | Мультимедийное оснащение для проведения презентаций, показов фильмов познавательного характера; наличие демонстрационного материала. |
Результаты проекта | Изготовление метеостанции, ежедневные наблюдения во время прогулки |
Перспективы дальнейшего развития проекта | Ежегодная проектная деятельность на метеостанции. |
План реализации проекта
этап | мероприятия | сроки | ответственные |
I.Подготовительный | Определение позиций по трем направлениям: 1. Что дети знают? 2. Что хотят узнать? 3. Что нужно сделать, чтобы -узнать? Составление перспективного плана работы; Распределение задач между педагогами Составление анкеты, анкетирование родителей на тему: «Природа и мы» | С 14.11 – 17.11 18.11-22.11 23.11- 30.11 | воспитатели руководитель проекта воспитатели |
II.Практический | Изготовление приборов – помощников. Работа на метеостанции с приборами. Установка метеоприборов на метеоплощадке. Наблюдения, опыты и эксперименты. | С 1.12-23.12 С 26.12.21-30.05. 22 | Воспитатели, родители, дети Воспитатели, дети |
III.Заключительный | Презентация метеоплощадки для родителей. Подготовка материалов проекта для открытого занятия и представления опыта работы на районном методическом семинаре. Открытое педагогическое мероприятие | 1.02. 2.02-7.02 март | Воспитатели, дети Руководитель проекта Руководитель проекта |
Перспективное планирование реализации проекта
месяц | Тема | Работа с детьми | Совершенствование ПРС | Работа с родителями |
Ноябрь | Вхождение в проект, постановка проблемы. Создание проблемно – мотивационной ситуации. | Беседа: Что мы знаем о природе?»; «Кто предсказывает погоду? д/игра: «Явления природы». Вечер загадок о природе. Прослушивание муз.произведений Чайковского «Времена года» | Внесение в уголок природы «Реки времени». Внесение картинок для рассматривания по теме. Внесение музыкального центра для прослушивания музыки. | Анкетирование родителей на тему: «Природа и мы» |
Декабрь | «Узнавайка» | Опыт: «День-ночь» Опыт: «Вода – лёд» Знакомство с термометром. Д/игра «Что будет если…?» Разучивание стихов о природе. | Пополнение экспериментального уголка материалами для проведения опытов с водой и светом Внесение схем смены дня и ночи, Времён года. | Подбор литературы для домашнего прочтения по теме. Найти и подготовить эксперимент по теме, чтобы дети могли показать его в группе |
Январь | «Ветер, ветер, ветерок» | Беседа: «можно ли узнать направление ветра? Знакомство с ветряным рукавом и флюгером. Применение их во время прогулки. День детских экспериментов. | Изготовление ветряного рукава и флюгера. Пополнение уголка книги энциклопедичес-ким материалом | Помощь в изготовлении метеоприборов Изготовление метео ящика, установка приборов. |
Февраль | «Эх, снег, снежок» | Знакомство с компасом. Беседа: «Осадки – что это? Как их измерить?» Использование снегомера во время прогулок. Опыт: «Как грязную воду сделать чистой?» | Пополнение театрализованного уголка масками для инсценировки авторских сказок «Путешествие листочка». Внесение компаса в уголок природы. Изготовление снегомера. | Поиск интересных фактов о природных явлениях. Оформить сообщение На листе А4 |
Март | «Мы метеорологи» | Наблюдение на метео- площадке. Как измерить влажность воздуха? Экспериментальная деятельность с сосновой шишкой. Наблюдения на метеостанции. Открытое занятие «Работа на метеостанции» | Изготовление книжки: «Народные приметы» своими руками. Внесение дневника наблюдений. | Помощь в подборе материала для изготовления книжки. |
Апрель | «Белогривые лошадки» | С/разговор: «Что такое облака?» Экспериментальная деятельность «Куда исчезает вода?» Знакомство с «облачной рамкой» Д/игра «Назови облако» Наблюдение на метеостанции с внесением результатов в дневник наблюдения. | Пополнение уголка творчества природным материалом для изготовления поделок и аппликаций. Просмотр фильма «Как образуются облака». | Нарисовать совместно с ребёнком рисунок – иллюстрацию к книжке «Народные приметы» |
Май | Итоговый месяц | Опыт «Как питается цветок?» Прослушивание муз. произведения Чайковского «Вальс цветов» Подготовка к презентации для родителей. | Подготовка материалов для проведения опытов. Внесение муз. центра для прослушивания музыки | Презентация для родителей. |
Реализация проекта
В процессе осуществления проекта у детей возникало множество вопросов, на которые они пытались ответить с помощью наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности. Например, «Можно ли из семечек вырастить подсолнух?», «Как питается цветок?», «Куда исчезает вода из стакана?», «Почему в лесу лучше ходить по тропинкам?», «Как грязную воду сделать чистой?» Ребята наблюдали за сезонными изменениями в природе, за деревьями, снегом, солнцем, тенью, лужами и т.д.
Были рассмотрены фабричные метеоприборы, а некоторые изготовлены своими руками: флюгер, ветряной рукав, снегомер. Вместо гигрометра использовали сосновую шишку, т.к. выяснили опытным путем, что во влажной среде шишка сжимается, а в сухой раскрывается. Все приборы были установлены в специальный короб, в котором были проделаны отверстия т.к. температура внутри короба должна соответствовать температуре воздуха снаружи. Для измерения температуры воздуха был установлен термометр. Ребята учились снимать показания с приборов, записывать их в дневник наблюдений.
В процессе исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
В возрасте 6-7 лет у детей преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому данная форма работы пришлась ребятам по душе. Ведь наблюдать за явлениями природы с помощью приборов, гораздо интереснее. С появлением метеостанции в ДОУ обычные наблюдения превратились для детей в увлекательное путешествие в мир природы.
Работа на метеостанции учит детей не просто наблюдать, а делать это последовательно:
- Сначала дети с помощью специальной рамки находили на небе облака и определяли, как они называются.
- Следующим шагом было измерение снега с помощью снегомера. В теплое время года – это измерение осадков с помощью дождемера.
- Затем ветряным рукавом определяли силу ветра.
- Далее выявляли направление ветра, температуры воздуха, влажности.
В работе с детьми на метеостанции были использованы следующие формы:
-Беседы;
-Чтение литературы;
-Наблюдения;
-Опыты и эксперименты;
-Дидактические и сюжетно-ролевые игры;
-Слушанье музыки;
-Работа с родителями.
Работой на метеостанции заинтересовались не только наши дети, но и ребята из других групп, а также воспитатели и родители. Дети приводили родителей на метеостанцию и рассказывали, о том, как работают приборы.
Родители принимали активное участие: помогали в создании книги «Приметы о погоде», изготавливали некоторые метеоприборы.
За время проектной деятельности дети научились самостоятельно находить объяснение явлениям природы, пользоваться метеоприборами и фиксировать данные в дневнике наблюдений.
Ребятам понравилось быть в роли ученых, метеорологов. Чувствовали, что их труд важен для других. А значит, что проект был интересен и полезен детям.
Данный проект помог развитию интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы у детей.