Проект "Метеостанция"
проект по окружающему миру

Михайлова Лариса Александровна

Проект направлен на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное образование Тайшетский район

                               Муниципальное казённое дошкольное

                  образовательное учреждение детский сад «Белочка»

                      Познавательно – исследовательский проект

                                        «Метеостанция»

                                               

                                               

                                                    Автор: Михайлова Лариса Александровн  

                                                    г. Тайшет

                                              Иркутская область

                                                         2021г.

                                   

                                      Паспорт проекта

Название проекта

« Метеостанция»

Разработчик и руководитель проекта

Михайлова Лариса Александровна, воспитатель МКДОУ « Белочка»

Участники проекта

Дети подготовительной группы комбинированной направленности № 6, родители, воспитатели

Эксперт проекта

Заместитель заведующего по УВР

Тип проекта

Экологический, информационно- творческий

Сроки реализации

13.11.2021-30.05.2022

Назначение проекта

 Проект направлен на создание условий развития детской любознательности; на обучение действовать по определенному алгоритму; на формирование потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; будет способствовать развитию умения у дошкольников ориентироваться в окружающем мире,        способствовать развитию познавательных навыков.

Актуальность проекта

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Цель проекта

Создать условия для формирования предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников, представлений о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Познакомить с профессией метеоролог, различными метео-приборами, а также работой с ними. Создать предметно-пространственную среду для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи проекта

  1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией.
  3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
  4. Знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
  5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды
  6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
  7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  8. Воспитывать основы экологической культуры.
  9. Познакомить детей с профессией метеоролога.

Ресурсное обеспечение

Мультимедийное оснащение для проведения презентаций, показов фильмов познавательного характера; наличие демонстрационного материала.

Результаты проекта

Изготовление метеостанции, ежедневные наблюдения во время прогулки

Перспективы дальнейшего развития проекта

Ежегодная проектная деятельность на метеостанции.

                               

                             

                                     План реализации проекта

этап

мероприятия

сроки

ответственные

I.Подготовительный

Определение позиций по трем направлениям:

 1. Что дети знают?

 2. Что хотят узнать?

3. Что нужно сделать, чтобы -узнать?

Составление перспективного плана работы; Распределение задач между педагогами

 Составление анкеты, анкетирование родителей на тему: «Природа и мы»

С 14.11 – 17.11

18.11-22.11

23.11- 30.11

воспитатели

руководитель проекта

воспитатели

II.Практический

Изготовление приборов – помощников.

Работа на метеостанции с приборами.

Установка метеоприборов на метеоплощадке.

Наблюдения, опыты и эксперименты.

С 1.12-23.12

С 26.12.21-30.05. 22

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, дети

      III.Заключительный

Презентация метеоплощадки для родителей.

Подготовка материалов проекта для открытого занятия и представления опыта работы на районном методическом семинаре.

Открытое педагогическое мероприятие

1.02.

2.02-7.02

март

Воспитатели, дети

Руководитель проекта

Руководитель проекта

                     

              Перспективное планирование реализации проекта

месяц

        Тема

Работа с детьми

Совершенствование ПРС

Работа с родителями

                  Ноябрь

Вхождение в  проект, постановка проблемы. Создание проблемно – мотивационной ситуации.

Беседа: Что мы знаем о природе?»;

«Кто предсказывает погоду?

д/игра: «Явления природы».

Вечер загадок о природе.

Прослушивание муз.произведений

Чайковского  «Времена года»

Внесение в уголок природы «Реки времени».

Внесение картинок для рассматривания

по теме.

Внесение музыкального центра для прослушивания музыки.

Анкетирование родителей на тему: «Природа и мы»

                 Декабрь

«Узнавайка»

Опыт: «День-ночь»

Опыт: «Вода – лёд»

Знакомство с термометром.

Д/игра «Что будет если…?»

Разучивание стихов о природе.

Пополнение экспериментального уголка материалами для проведения  опытов с водой и светом

Внесение схем смены дня и ночи,

Времён года.

Подбор литературы для домашнего прочтения по теме.

Найти и подготовить эксперимент по теме, чтобы дети могли показать его в группе

                Январь

«Ветер, ветер, ветерок»

Беседа: «можно ли узнать направление ветра?

Знакомство с ветряным рукавом и флюгером.

Применение их во время прогулки.

День детских экспериментов.

Изготовление ветряного рукава и флюгера.

Пополнение уголка книги энциклопедичес-ким материалом

Помощь в изготовлении метеоприборов

Изготовление метео ящика, установка приборов.

Февраль

«Эх, снег, снежок»

Знакомство с компасом.

Беседа: «Осадки – что это? Как их измерить?»

Использование снегомера во время прогулок.

Опыт: «Как грязную воду сделать чистой?»

Пополнение театрализованного уголка масками для инсценировки  авторских сказок «Путешествие листочка».

Внесение компаса в уголок природы.

Изготовление снегомера.

Поиск интересных фактов о природных явлениях.

Оформить сообщение

На листе А4

              Март

«Мы метеорологи»

Наблюдение на метео-

площадке.

Как измерить влажность воздуха?

Экспериментальная деятельность с сосновой шишкой.

Наблюдения на метеостанции.

Открытое занятие

«Работа на метеостанции»

Изготовление книжки: «Народные приметы» своими руками.

Внесение дневника наблюдений.

Помощь в подборе материала для изготовления книжки.

              Апрель

«Белогривые лошадки»

С/разговор: «Что такое облака?»

Экспериментальная деятельность

«Куда исчезает вода?»

Знакомство с «облачной рамкой»

Д/игра «Назови облако»

Наблюдение на метеостанции с внесением результатов в дневник наблюдения.

Пополнение уголка творчества природным материалом для изготовления поделок и аппликаций.

Просмотр фильма «Как образуются облака».

Нарисовать совместно с ребёнком рисунок – иллюстрацию к книжке

«Народные приметы»

          Май

Итоговый месяц

Опыт «Как питается цветок?»

Прослушивание муз. произведения Чайковского «Вальс цветов»

Подготовка к презентации для родителей.

Подготовка материалов для проведения опытов.

Внесение муз. центра для прослушивания музыки

Презентация для родителей.

                                       Реализация проекта

В процессе осуществления проекта у детей возникало множество вопросов, на которые они пытались ответить с помощью наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности. Например, «Можно ли из семечек вырастить подсолнух?», «Как питается цветок?», «Куда исчезает вода из стакана?», «Почему в лесу лучше ходить по тропинкам?», «Как грязную воду сделать чистой?» Ребята наблюдали за сезонными изменениями в природе, за деревьями, снегом, солнцем, тенью, лужами и т.д.

Были рассмотрены фабричные метеоприборы, а некоторые изготовлены своими руками: флюгер, ветряной рукав, снегомер. Вместо гигрометра использовали сосновую шишку, т.к.  выяснили опытным путем, что во влажной среде шишка сжимается, а в сухой раскрывается. Все приборы были установлены в специальный короб, в котором были проделаны отверстия т.к. температура внутри короба должна соответствовать температуре воздуха снаружи. Для измерения температуры воздуха был установлен термометр. Ребята учились снимать показания с приборов, записывать их в дневник наблюдений.

В процессе исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

В возрасте 6-7 лет у детей преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому данная форма работы пришлась ребятам по душе. Ведь наблюдать за явлениями природы с помощью приборов, гораздо интереснее. С появлением метеостанции в ДОУ обычные наблюдения превратились для детей в увлекательное путешествие в мир природы.

Работа на метеостанции учит детей не просто наблюдать, а делать это последовательно:

  1. Сначала дети с помощью специальной рамки находили на небе облака и определяли, как они называются.
  2. Следующим шагом было измерение снега с помощью снегомера. В теплое время года – это измерение осадков с помощью дождемера.
  3. Затем ветряным рукавом определяли силу ветра.
  4. Далее выявляли направление ветра, температуры воздуха, влажности.

В работе с детьми на метеостанции были использованы следующие формы:

-Беседы;

-Чтение литературы;

-Наблюдения;

-Опыты и эксперименты;

-Дидактические и сюжетно-ролевые игры;

-Слушанье музыки;

-Работа с родителями.

Работой на метеостанции заинтересовались не только наши дети, но и ребята из других групп, а также воспитатели и родители. Дети приводили родителей на метеостанцию и рассказывали, о том, как работают приборы.

Родители принимали активное участие: помогали в создании книги «Приметы о погоде», изготавливали некоторые метеоприборы.

За время проектной деятельности дети научились самостоятельно находить объяснение явлениям природы, пользоваться метеоприборами и фиксировать данные в дневнике наблюдений.

Ребятам понравилось быть в роли ученых, метеорологов. Чувствовали, что их труд важен для других. А значит, что проект был интересен и полезен детям.  

Данный проект помог развитию интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы у детей.