Методическая разработка "Учимся,играя"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный комплекс познавательных бесед с использованием информационно- коммуникативных технологий разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения их игрового опыта, расширения представлений о многообразии окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Учимся, играя»
Актуальность
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих реальных взрослых.
А сюжетно - ролевая игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Предварительная работа в организации сюжетно - ролевой игры имеет решающее и первостепенное значение. Недостаточно просто научить детей играть или распределить роли и заучить с детьми слова и фразы из сценария игры. Важно сформировать представление о том, во что и как дети будут играть, инициировать желание играть именно в эту игру. Поэтому, педагогам при подготовке к сюжетно - ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Цель методических рекомендаций - оказать практическую помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения по подготовке к сюжетно-ролевой игре, разработать комплекс познавательных бесед по подготовке к сюжетно-ролевым играм с использованием информационно- коммуникативных технологий.
Описание: данный комплекс познавательных бесед с использованием информационно- коммуникативных технологий разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения их игрового опыта, расширения представлений о многообразии окружающего мира.
К данной методической разработке прилагается диск с презентациями.
Беседа: «Космос- это интересно!»
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
-развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос»,
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета , скафандр, невесомость, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихотворения о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Ход беседы:
На экран проецируется картинка с названием занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)
Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)
Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ воспитателя, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13 )
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.
Она - одна из планет Солнечной системы.
Солнечная система -это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг самой яркой звезды - Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля - это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.
Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.
Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.
На самом деле каждая звезда - это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.
Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Воспитатель: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. В скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №14)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Воспитатель: А вы, ребята, смелые, решительные, собранные? Давайте, мы тоже с вами поиграем, отправимся в космическое путешествие!
Тема: Знакомство с профессией парикмахер.
Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.
Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.
Ход беседы:
- Загадка
То, что я спрошу сейчас,
Отгадать не сложно.
Кто в одном лице у нас
Скульптор и художник?
Люди, шапки перед кем
С радостью снимают?
У кого в одной руке
Два ножа сверкают –
Над чужою головой
Вьются словно птахи
Все вы знаете его Это…
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о профессии «парикмахер». (слайд 2) Кто такой парикмахер? (Парикмахер делает разные виды стрижек, окраску, химическую завивку и укладку, занимается лечением волос, исправляет форму усов и бороды. Хороший мастер должен своей работой подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки лица посетителя.) Парикмахер - простая, на первый взгляд, профессия. Но так ли она проста на самом деле?
История профессии:
Начнём с того, что профессия парикмахера существует довольно давно, только в разные времена и в разных странах она именовалась по-другому: специалистов по причёскам называли брадобреями, цирюльниками, стригунами; помимо стрижек и укладки волос парикмахеры занимались бритьём, маникюром, а нередко и выполняли обязанности врачей, подвергая своих клиентов нехитрым медицинским процедурам. И только в наше время парикмахеры занимаются только причёсками. В профессии парикмахера существует определённая специализация: некоторые мастера занимаются только мужскими причёсками, другие наоборот- только женскими. Есть и другая категория специалистов, которая работает только с детьми - их называют детскими парикмахерами. Конечно же, существуют и парикмахеры-универсалы, которые могут постричь кого угодно. А есть ещё парикмахеры для животных, которые могут сделать привлекательную стрижку собаке или кошке. Но мы с вами будем говорить о парикмахерах, которые подстригают людей. - Где работает парикмахер? (в парикмахерской, в салоне красоты, доме мод) Слайд 3
А кто из вас посещал парикмахерскую?
С какой целью? –
Что вы испытывали, когда вам делали стрижку? –
Что вы чувствуете, когда выходите из парикмахерской с новой стрижкой?
Когда вы видите новую стрижку у ваших близких или друзей?
- Что изображено на слайде ? - Какая мебель есть в парикмахерской? (слайд 4) Есть ли у парикмахера специальная одежда? - Какими предметами-помощниками пользуется парикмахер? Слайд 5
Что делает парикмахер, изображенный на картинке? Слайд 6
- Какие женские и мужские стрижки вам больше всего нравятся, и почему? - Как вы выбираете себе прическу? (можно посоветоваться с парикмахером, выбрать прическу в журнале, альбоме с образцами причесок) - Как необходимо ухаживать за своими волосами, чтобы они украшали лицо? - Как вы ухаживаете за своими волосами? - Должен ли парикмахер уметь лечить волосы, или он должен уметь только делать прически?
Беседа «Путешествие в аэропорт»
Цель: формирование знаний детей о транспортных средствах передвижения, о роли его в жизни человека, развитие любознательности.
Задачи:
1.Познакомить детей с элементарным назначением и устройством самолёта.
2.Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук.
3.Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитателя, друг друга.
4.Активизировать словарь детей по теме «Транспорт».
Ход беседы:
1.Организационный момент:
Слайд 2 Мы сегодня с вами отправляемся на экскурсию в аэропорт.
Слайд 3 На каком транспорте можно доехать до аэропорта ?( на машине, на автобусе)
Слайд 4 Чтобы получить входной билет, нам с вами нужно назвать, кто управляет самолетом и кто ему помогает? А поможет нам в этом игра с клубком: Клубок кати, клубок лови, кто помогает пилоту управлять самолетом мне назови .(дети садятся на коврик ,кидают клубок и называют : помощник командира, штурман, механик, бортинженер, стюардесса)
Слайд 5 Для управления самолетом недостаточно одного пилота. Пилоту помогает целая команда или экипаж. Экипаж должен работать слаженно, четко выполнять указания командира, от этого зависит безопасность пассажиров . (дети повторяют новое слово)
2.Основная часть:
Слайд 6.
1 терминал: Наша экскурсия начинается, приглашаю пройти к 1 терминалу. Здесь мы должны сказать, для чего человеку необходим самолет? Какое его главное дело?( перемещать людей и грузы по воздуху)
Слайд 7
2терминал: Из чего состоит объект? Для чего нужны части? Какая главная часть? ( дети отвечают: корпус, крылья, система управления, система питания, хвост, шасси, трап, баки для топлива, кабина пилота, пассажирский салон, двигатель – главная часть самолета)
Слайд 8
3терминал: Переходим к третьему терминалу. Здесь мы должны назвать друзей самолета. Какие еще бывают самолеты? (пассажирские, грузовые, военные, спортивные, специальные самолеты, которые используются для спасения людей, тушения пожаров, распыление удобрений, личные самолеты, принадлежащие одному человеку, игрушечные).
Слайд 10
4терминал: На этом терминале происходят чудеса. Самолет получает разные подарки. Солнце подарило самолету свечение. Каким будет теперь самолет ? (светящимся) Для чего нам нужен такой самолет? (самолет в темноте хорошо будет видно, но плохо будет мешать другим самолетам, может сбиться с курса, будет нагреваться пассажирам будет жарко).
Ветер подарил скорость, каким стал самолет? (скоростным). Для чего нам это нужно? (быстро будут перемещаться люди и грузы, плохо очень шумно, большие перегрузки).
Слайд 11
Куда приземляется самолет? ( на взлетную полосу)
Ребята, а кто управляет самолетом? Стать летчиком может далеко не каждый, пилот должен долго учиться и знать хорошо летное дело. А какими качествами должен обладать пилот ? ( умным, здоровым, выдержанным, опытным, сильным, хладнокровным, спокойным, крепким, внимательным Да, ребята, управлять самолетом очень сложно. Пилот должен закончить летную академию и налетать большое количество часов и быстро находить решения в сложившихся ситуациях.
Слайд 12
Что есть в здании аэропорта? (магазины, сувенирные лавки, аптечный пункт, кафе, справочное, комната для матери и ребенка, зал ожидания, телефоны, багажные ленты и т.д).
Как нужно вести себя в самолете?
Вот мы с вами сели в самолет, самолет набрал скорость , поднялся вверх и мы уже в небе. Что мы можем увидеть в окно иллюминатора ? (город, дома, крыло самолета, речку, горы, облака, солнце, луну, звезды и т.д)
«Наш самолет заходит на посадку, просим занять свои места, пристегнуть ремни безопасности. Счастливого пути !» (Звуки самолета)
Тема: «Знакомство с профессией продавец»
Цель: познакомить детей с профессией продавца.
Задачи:
- Обучающие: обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы продавцу, познакомить с содержанием его трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.
- Развивающие: развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас, закрепить знание цифр и счета до 5.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к разным видам профессий.
Ход беседы:
Показ детям презентации. Дети называют профессии людей, показанных на слайдах (повар, врач, шофер, строитель, пожарный, полицейский).Слайд 2
Воспитатель: А теперь предлагаю вам отгадать загадку и сказать, кто изображён на следующем слайде:
В магазине папа с Настей
Покупали к чаю сласти:
Шоколадный торт «Причуда»
Очень любит тётя Люба,
Три эклера, пять колец
Завернул им ….(продавец) (Дети отгадывают загадку).
- Правильно, это продавец.
Беседа о труде продавца ( слайд 3)
- Воспитатель: Ребята, скажите, как мы называем человека, который продает товар? Продавец.
-Воспитатель: А как мы назовем человека, который пришел в магазин за покупками? Покупатель.
-Воспитатель: Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, что где лежит. Для этого ему нужна хорошая память.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть продавец (отношение к людям, внешний вид? Рассматривают слайд, отвечают на вопрос. Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Он должен очень хорошо знать свой товар, помнить цены и его расположение. Значит продавцу необходима хорошая память. Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид. Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа - аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.
Воспитатель обращает внимание на слайды с изображением атрибутов профессии продавца (весы, кассовый аппарат, объясняет для чего они нужны. Слайд
Физкультминутка «Магазин»
В магазин мы все ходили и продукты там купили:
(идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,
(взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли,
(прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли.
(приседают)
Воспитатель: Молодцы, продукты закупили, идем дальше?
Упражнение "Что продается в магазине? Как называется магазин?"
Дети рассматривают прилавки магазинов с разными атрибутами и отвечают на вопросы воспитателя.
- Как называется магазин, в котором продают хлеб (хлебный, книги (книжный) обувь (обувной) и т. д.
Воспитатель: Ребята, назовите предметы, которые стоят на этом прилавке.
Дети называют: машина, катер, матрешка, кукла, игрушка Буратино.
Воспитатель: « Как вы думаете, что делают с этими предметами?»
Дети: играют
Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети: игрушки
Воспитатель: Значит, мы с вами находимся в каком магазине?
Дети: в магазине игрушек
Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего игрушек на прилавке.
Дети: всего 5 игрушек.
Воспитатель: Ира, какую игрушку ты хочешь купить?
Ира: матрешку.
Воспитатель: Сколько нужно заплатить рублей за матрешку.
Ира: 3 рубля
Воспитатель: Почему?
Ира: потому что написана цифра 3 (перед каждой игрушкой лежит цифра, обозначающая стоимость игрушки). Ребенок отсчитывает 3 кружочка (выполняющие функцию денег).
В ролях покупателей выступают несколько детей.
Заключительная часть
Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению.
- О какой профессии говорили?
- Каким должен быть продавец?
- Что хорошо должен знать?
- У кого мама работает продавцом?
Беседа: «Пожарный - смелая профессия»
Цель: знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям этой профессии.
Слайд 1 С давних времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Они поняли, что огонь - это тепло, свет, пища, защита от врагов.
Слайд 2 Но огонь бывает не только добрый, но и злой. Если человек будет неправильно обращаться с огнем, то произойдет пожар. Огонь уничтожит все на своем пути: и леса, и жилища людей.
Слайд 3 С силой бушующего огня очень трудно справиться. И вот тогда на помощь приходят люди, чья профессия - побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. И профессия эта называется - пожарный.
О тех сегодня будем говорить,
Кто людей спасает,
И по зову на пожар
Первым приезжает.
Пламя злое затушить –
Это их забота.
Жар бесстрашно погасить –
Вот у них работа.
Эти люди лучше всех!
Сильные и смелые,
Не боятся ничего
Мастера умелые!
Слайд 4
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
Слайд 5
В чем состоит работа пожарных?
(тушат пожары, спасая людей и животных из горящих помещений, и даже снимают кошек с деревьев и выручают других животных, попавших в беду, помогают людям в атокатастрофах).
Слайд6 Каким должен быть пожарный, чтобы он смог справиться со своей работой смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, здоровым, выносливым умным дисциплинированным; внимательным; быстро принимать решения; уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре. Пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах.
Слайд 7 Снаряжение пожарных
Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. Одежда не горит и не промокает.
Слайд 8 В пожарной части есть специальные машины
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
Слайд 9 Пожарные машины оборудованы рацией, складной лестницей, длинными шлангами-рукавами.
Слайд 10 Чем тушат пожар?(огнетушителем ,огнем, водой)
Слайд 11 Для того, чтобы попасть в горящее здание пожарным помогает складная лестница. Для тушения лесов и высоких зданий помогают пожарные вертолеты.
Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов. Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса .Чаще всего пожары случаются из-за неосторожного обращения с огнем.
Слайд 12 Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов.
Слайд 13 Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса .Чаще всего пожары случаются из-за неосторожного обращения с огнем.
Слайд 14 Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя!
Соблюдайте правила пожарной безопасности!
олжны быть привязаны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...