Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_kartoteka_opytov.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18
Картотека экологических опытов и экспериментов старшей группе
Выполнила воспитатель
высшей квалификационной
категории Ганина М.В.
П. Юганец
2021-2022уч. г.
Почва
«Из чего сделана Земля»
Цель: выявить состав почвы (камни, песок, глина).
Материал. Лопатка, пакет, белая бумага, лупа, банка с водой
Описание. Возьмем на прогулку лопатку и пакет. Накопаем немного почвы из – под дерева, положим в пакетик и принесём у группу. Если дело происходит зимой, то почву можно взять из цветочного горшка. Выложим щепотку почвы на белый лист бумаги и рассмотрим её с помощью лупы. Что мы видим? Какие – то корешки, песчинки, комочки глины, мелкие камешки…
Возьмём чистую стеклянную банку, нальём в неё чистую воду и бросим в воду немного почвы. Всё перемешаем палочкой. Чистая вода сразу перестанет быть чистой. Всплывут всякие корешки, а камешки и песочек осядут на дно банки. Комочки глины растворятся, и вода от этого помутнеет. Аккуратно соберём весь всплывший мусор и выбросим его. Мутную глиняную воду перельём в другую баночку и подождём, когда глина осядет на дно.
Аккуратно сольём из баночки воду, на дне останется тонкий слой глины. Что же у нас получилось? В одной банке – песочек и камушки, а в другой – глина. Вот, оказывается, из чего сделана Земля! Из камней, песка, глины. Но песок и глина – тоже камни, Крошечные обломки минералов. Мы это можем увидеть, если посмотрим на них через лупу или в микроскоп.
Вывод. Почва состоит из песка, глины и камней.
«Как передвигается вода в почве»
Цель: показать, как передвигается вода в почве.
Описание. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Вывод. Вода поднимается из более глубоких слоев почвы.
«В почве есть воздух?»
Цель опыта: показать, что в почве есть воздух.
Описание. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Вывод. В почве есть воздух.
«Осадочные породы»
Цель: показать, как образуются осадочные породы.
Материал: песок, сухая глина, почва, мелкие камушки и ракушки, вода, большая пластиковая бутылка, клейкая лента.
Описание. На донышке пластиковой бутылки сделать два небольших надреза и заклеить их клейкой лентой. Зачем нужны надрезы, мы пока не скажем. Просто нам надо помнить о заклеенных клейкой лентой надрезах. Наша бутылка будет древним морем. В которое дожди смывали песок, почву, мелкие камушки, глину. Поэтому мы будем работать дождём и начнём насыпать слоями в бутылку песок, почву, мелкие камушки, глину. Мы не забудем добавить в сухую смесь немного мелких ракушек – будто это обитатели древнего моря уронили на дно свои домики. Бутылка должна быть заполнена слоистой смесью до половины. Но что же это у нас за море – без воды! И мы осторожно наливаем воду в бутылку, до самого горлышка. Потом хорошенечко перемешиваем содержимое бутылки. Это – древний шторм. Мы не забыли о заклеенных клейкой лентой надрезах, но пока их время не пришло. На всякий случай мы всё - таки поставим бутылку в мисочку. Вдруг вода просочится через надрезы. Теперь мы можем забыть о бутылке на два – три дня. Пусть себе стоит в тихом месте, где её никто не будет трогать, трясти и передвигать. Но вот приходит пора высохнуть нашему древнему морю. Мы аккуратно, так, чтобы не взбаламутить осадок, не двигая бутылку, через трубочку, сливаем воду. Всё – море высохло. И вот теперь – то мы снимаем с надрезов клейкую ленту! Остатки воды из древнего моря благополучно вытекут из бутылки. Нам снова придётся подождать несколько дней, чтобы глина как следует, склеила наши осадочные породы. Наконец – то мы можем посмотреть, что же у нас получилось. Можно даже разрезать бутылку и аккуратно вынуть столбик осадочных пород, взять лупу и пристально их изучить.
Вывод. Осадочные породы состоят из песка, глины, камушек, ракушек.
«Вытаптывание почвы»
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Описание. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Описание. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
После проведения опыта задайте вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Моя задача - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
«Зависимость состояния почвы от погодных условий»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Описание. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Загрязнение почвы»
Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.
Материал :два таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластмассовых бутылок), палочку, цветные карандаши.
Описание. Вспомните, что необходимо почве для хорошего роста растений.
Накройте почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положите землю. Полейте эту землю водой. Проверьте, вся ли почва увлажнилась.
Теперь на эту же почву выкиньте мусор и всё перемешайте. Проверьте, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткните палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую. Сделайте выводы.
Нарисуйте цветок в горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо.
Вывод: загрязнение почвы представляет серьезную опасность для растений и живых организмов.
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена)
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажу о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.
«Сортируем мусор»
Цель: научить детей сортировать мусор, распределять отходы по подходящим контейнерам.
Описание. Детям раздаются деревянные карточки с изображением мусора … смотри АЛМА стр.11-16
Воздух
«Воздух повсюду. Свойства воздуха»
Цель: убедиться, что воздух есть везде. познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха, он прозрачный и невидимый.
Материал. Стакан, емкость с водой.
Описание. Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Описание. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Описание. Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Ветер – это движение воздуха»
Цель: Определить поток воздуха в помещении, показать, как образуется ветер.
Материал. Две свечи.
Описание. Для его проведения вам понадобятся две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Прикройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимется и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом, а внизу – холодным. Получается, что «один» воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
«Большие — маленькие»
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Описание. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
Вывод. Воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.
«Реактивный шарик»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал: Воздушные шары.
Описание. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод. Воздух обладает упругостью.
Надуть шарик, не завязывать его. «Горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдет? (воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузыри, слышится звук «ворчливого шарика».
Вывод. Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они легкие.
Вода
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Описание. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Описание. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Описание. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Есть ли кислород в воде?»
Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.
Описание. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
«Что растворяется в воде?»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.
Описание.
- Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
- Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)
- Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
- Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Вывод. Не все вещества растворяются в воде.
«Пресная и соленая вода»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Описание. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте. Дайте воде отстояться.
Вывод. В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Материалы: две одинаковые банки с водой, два яйца, поваренная соль, ложка.
Описание. Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Почему? Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит яйцо будет плавать на поверхности.
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
Вывод. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
«Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: три мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости – между оконными рамами, открытую – в тепло, на батарею.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Делают выводы, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде (потому что частички воды активнее и чаще поднимаются с поверхности воды). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
«Круговорот воды»
Цель: познакомить с круговоротом воды в природе.
Материал. Иллюстрация «Круговорот в природе».
Описание. Рассмотреть на картинке, как происходит круговорот воды в природе. Вода в морях и океанах под лучами солнца испаряется и превращается в кучевые облака. Затем под действием ветра они перемещаются на сушу и проливаются дождем. Снег и лед тают на солнце. Вода попадает в русла рек, где снова перетекает в море.
Вывод. Нагреваясь, вода превращается в пар; затем, охлаждаясь, пар превращается в воду.
«Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Описание.
- Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
- Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
- Если снег или лед принести в тепло, он растает, превратится в воду.
Вывод. Вода может находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Материал. Две емкости с водой.
Описание. Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Влияние окружающей среды на воду»
Цель: Формирование экологической культуры детей.
Описание. Какой снег? Что будет если его оставить в тепле?
Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.
Цель: Показать, как происходит загрязнение воды, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена), тазик с чистой водой-«озеро».
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, озером если их полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву и «озеро» сначала чистой водой, а потом - грязной. Что изменилось? Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота или рыбки, какую бы почву, воду вы выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле, воде?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили воду? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву, озеро, реку?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву и водоемы, подземным и подводным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю и в водоемы после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете вода загрязняется, "болеет" и уже не может поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой воде. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству и подводному царству, стараться сделать так, чтобы в них всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели.
«Фильтрование воды»
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Описание. Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
Вывод. Лучший фильтр – это промокательная бумага.
Растительный мир
«С водой и без воды»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Материал. два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Описание. Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?
Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели.
Делаем вывод….. Да, растения без воды жить не могут.
«Тепло в жизни растений»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Материал. зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.
Описание. Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.
Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло.
А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели).
Вывод: холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.
Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).
«На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал. лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Описание. Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).
«Лабиринт»
Цель. Установить, как растение ищет свет.
Материалы. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
Описание. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).
Вывод. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Описание. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;
г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Вывод. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Может ли растение дышать?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал. комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Описание. Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.
Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
«Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Описание. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод. Растения выделяют кислород.
«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Описание. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).
Вывод. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
«Для чего корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Описание. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
«Чудо деревья»
Цель: продолжать знакомить детей с деревом, вспомнить свойства деревянных изделий.
Описание. Обратить внимание детей на ствол березы, сосны, ели. Определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть - это сделать легко.
Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому деревья не падают.
Описание. «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ». Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду. Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?
Выводы: дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Нужно сажать и беречь деревья.
«Зависимость роста растительного мира от места обитания»
Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения, почвы в которой оно растет.
Материал. Растительный мир на территории детского сада.
Описание, Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.
Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.
«Кому лучше?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материал. два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Описание. Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве?
Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;
Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
«Как быстрее?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материал. веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.
Описание. Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно — поливайте обычной водой, другое — водой с удобрениями.
Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).
Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.
«Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Описание. Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).
«Хитрые семена»
«Зачем плодам крылышки?»
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материал. плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.
Описание. Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния).
«Зачем одуванчику «парашютики»?
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материал. семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.
Описание. Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
«Зачем репейнику крючки?»
Цель: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материал. плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Описание. Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань).
«Какое значение имеет размер семян?»
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Описание. Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.
«Опыление растений»
«Такие разные цветы»
Цель: установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материал. сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Описание.: Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
«Как пчелы переносят пыльцу?»
Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Оборудование: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа
Ход опыта: Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представьте, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).
«Опыление с помощью ветра»
Цель: установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.
Материал. два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.
Описание. Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления».
«Что потом»
Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материал. семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Описание. Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.
Итоговое: «Природа – наш дом».
Цель: Формирование экологической культуры.
Задачи:
• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.
• Формировать основы экологической культуры.
• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)
Картотека опытов для детей старшей группы....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...
Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего возраста...
Картотека сказочных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Один из критериев в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование формирует эту потребность через развитие познавательного инте...
Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Картотека занимательных опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека экологических опытов и экспериментов для детей старшего возраста.
Трудно переоценить значение экспериментальной деятельности в детском саду.Это интересно и поучительно. Здесь представлена картотека опытов и экспирементов. Этот материал будет полезен педагогам и роди...