Рабочая программа кружка "Профессор Почемушкин"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.doc | 544.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка "Профессор Почемушкин" Содержание:
|
1.Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
2. Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Обучающие: - Познакомить детей с понятиями: отражение, вес, прозрачность,
теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость.
-Формировать умение следовать устным инструкциям.
-Знакомить детей с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый,
сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;
-Расширять развитие поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в
мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Развивающие: -Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- Мелкую моторику рук и глазомер.
- Творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают причины возникновения звука, свойства воды, представления о плывучести предметов, свойства воздуха, свойства глины, способности магнита притягивать предметы, причину возникновения солнечных зайчиков, свойствами стекла, свойствами металла, свойствами резины, свойствами пластмассы.
3. Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 2 занятию в неделю, длительностью 20 минут.
Численность детей в кружке – ___ человека, делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6- 7 лет
4. Формы и методы
Формы проведения занятий: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах, тройками и т.д.).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий необходимо иметь: предметные картинки, пластмассовые, деревянные , резиновые шарики, шишки, дощечки, кусочки мыла, воздушные шарики, различные камешки, прозрачные емкости
( подробнее см. в «Перспективном плане»).
6. Учебный план работы кружка Октябрь
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Бубен, стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 10 |
2 неделя | Прозрачная вода. Вода принимает форму. | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита. | Две непрозрачные банки ( одна заполнена водой ), ложки, маленький ковшик, предметные картинки, резиновые перчатки, надувной шарик, таз , цветные карандаши. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 11 -12. О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 27. |
3неделя | Какие предметы могут плавать? | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Таз с водой пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 13 |
4 неделя | Кто живет в воде. | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде. | Аквариум с рыбками, таз с водой, иллюстрации животных. | О.В.Дыбина« Неизведанное рядом» Стр 26. |
Ноябрь
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя |
Свет повсюду | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Иллюстрации событий, происходящие в разное время суток; картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 35. Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 20. |
2 неделя | Делаем мыльные пузыри. | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. | О.В.Дыбина« Неизведанное рядом» Стр31 Тугушева Г.П « Экспериментальная деятельность» стр.13
|
3неделя | Воздух повсюду. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. | Воздушный шарик, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, лист бумаги. | О.В.Дыбина« Неизведанное рядом» Стр 31,32. Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 15 |
4 неделя | Воздух работает | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы: парусные суда, воздушные шары и т.д. | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 15. |
Декабрь
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Каждому камешку свой домик. | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Различные камешки, четыре коробочки подносики с песком, модель обследования предмета, картинки схемы, дорожки из камней. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 16 |
2 неделя | Можно ли менять форму камня и глины. | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части. | Дощечка для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 18. О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр.34. |
3неделя | Изготовление цветных льдинок.
| Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). |
Емкость с окрашенной водой. Разнообразные формочки, веревочки. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 28. Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 13 |
4 неделя | Тающий лед | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться. | Тарелка , миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 23
|
Январь
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Где вода? | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 27
|
2 неделя | Что растворяется в воде. | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Мука, сахар, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, картинки с изображением представленных веществ. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 34
|
3неделя | Угадайка | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы, и размеров из разных материалов. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 30
|
4 неделя | Ловись , рыбка и мала и велика. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная « Рыбка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 31 Педкопилка. |
Февраль
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Фокусы с магнитами | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами | Магниты, миска с водой. деревянные палочки, гусь вырезанный из пенопласта. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 32 |
2 неделя | Солнечные зайчики | Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков. | Зеркала | Тугушева Г.П.« Экспериментальная деятельность» Стр 34
|
3неделя | Что отражается в зеркале. | Познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушные шары, сковорода. | Тугушева Г.П « Экспериментальная деятельность» Стр 35
|
4 неделя | Волшебное сито | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, миски крупа манная, рис. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 36
|
Март
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление теплопроводность. | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 47. |
2 неделя | Металл, его качества и свойства | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички. Алгоритм описания свойств материала. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 48. |
3неделя | Резина, ее качества и свойства | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 48 |
4 неделя | Пластмасса, ее качества и свойства. | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спички, алгоритм свойств материала. | О.В.Дыбина « Неизведанное рядом» Стр 49. |
Апрель
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Природные часы. | Познакомить, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов. Развивать творческую инициативу, интерес. | Аппликация солнышка, петуха. | Педкопилка. |
2 неделя | Часы которые изобрел человек. | Познакомить с историей часов; провести практическое занятие с песочными и механическими часами, изготовление песочных часов. | 2 пустые маленькие пластиковые бутылки, песок, наручные часы, будильник. | Н.М. Зубков « Воз и маленькая тележка чудес». Педкопилка. |
3неделя | Календарь | Помочь детям понять, как измеряются более длинные временные отрезки; сформировать понятие о взаимосвязи календарного и фенологического (природного) времени | Календари, иллюстрации времен года, спил дерева – своеобразный природный календарь. | Педкопилка. |
4 неделя | Что такое микроскоп | Познакомить детей с микроскопом, его устройством, значением, областями применения, развивать интерес, наблюдательность. | Микроскоп | Педкопилка. |
Май
| Тема | Цели | Оборудование | Используемый источник |
1неделя | Песочная страна | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомиться со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лист плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 27.
|
2 неделя | Цветной песок | Познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешать его с цветным мелом) научиться пользоваться теркой. | Цветные мелки, песок, мелкая терка. Небольшие баночки с крышками. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 38
|
3неделя | Игры с песком | Закреплять представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Игрушки животных, грабли, лейка. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 39.
|
4 неделя | Фонтанчики | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Пластиковые бутылки, спички, вода. | Тугушева Г.П. « Экспериментальная деятельность» Стр 40.
|
7. Предполагаемые результаты
В результате кружковых занятий:
1. Дети познакомятся:
-с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость;
-с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;
2. Научаться следовать устным инструкциям, даваемым взрослыми;
3. Возникнет желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности;
4. Будет более развита поисково – познавательная деятельность;
5. Будет более развиты мыслительный операции и познавательные процессы;
6. Дети будут радоваться успехам своих товарищей, и стремиться помочь нуждающимся в помощи.
8.Литература:
1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
2. О.В. Дыбина « Неизведанное рядом».
3. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...