Практикум
методическая разработка по окружающему миру

Евдокимова Елена Александровна

Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Практикум на тему                                                                                    «Развитие интереса к природе и любознательности
у дошкольников с помощью дидактических игр
экологической направленности
»


Подготовила воспитатель:         
Евдокимова Елена Александровна        

с. Каскара, 2022        


Практикум

Цель: развитие  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; изучение и использование дидактических игр экологического назначения.                        
Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития любознательности и интереса к природе.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игр экологической направленности, направленных на развитие интереса к природе младших дошкольников.

Оснащение:

Контейнеры, корзинки, листья деревьев, гербарий, тарелки и стаканчики с изображением разных животных, фасоль, пуговицы.

Вступление.                                                                                                Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира  является одной из важнейших задач в развитии ребенка.                 Каждый ребенок в рамках непрерывной образовательной деятельности  должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».

Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.                                                 Для поддержания такого интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое.  Это подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира, множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать.

Одним из средств, на котором строится  формирование познавательного интереса к окружающему миру,  является занимательный материал, который является хорошим средством воспитания у детей интереса к окружающему миру, математике, к логике и доказательности рассуждений, желании проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.                                                                Вместе с тем окружающая природа -  источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. 

Основная часть:

Предлагаю подробнее рассмотреть некоторые игры.        

Игра «Осенние листья».                        
Цель: учить правильно определять листья разных деревьев и употреблять имена существительные.                
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена, рябины, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.                                                                 Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался:  «Это лист клена» и т.п.  Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую.  

Игра «Животные разных стран».        

Цель: различать животных родного края.         
Оборудование: тарелки, стаканчики с изображением животных.                                 Перед детьми расставляются тарелки и стаканчики с изображением животных. Воспитатель предлагает детям «помочь навести порядок», разложить животных, проживающих в нашем краю, в жарких или холодных странах.                                        Ребенок расставляет и узнает или рассказывает о месте проживания животного, чем он питается, где живет.

Дидактическое упражнение «Путешествие фасолинки»

Положите перед собой карту путешествия. Возьмите в руку одну фасолинку. Сейчас ваша фасолинка отправится в путешествие, а вы ей поможете. Сначала фасолинка сидела дома – положите её в домик. Из каких геометрических фигур состоит домик? Какого цвета домик? Проголодалась фасолинка, вспомнила она, что недалеко от дома растут яблоки и отправилась их собирать. В какую сторону нужно пойти фасолинке, чтобы попасть к фруктовым деревьям? Вот подошла фасолинка к деревьям и видит: одно дерево какое? – низкое, посмотрите какой урожай яблок? На одном дереве яблок, сколько? – много. А на другом дереве сколько? – мало. А яблоки на деревьях какой формы? – круглые. Какого цвета они? Сорвала фасолинка яблоко, подкрепилась и пошла дальше. Стало фасолинке жарко и решила она искупаться в бассейне. Подведите фасолинку к бассейну. Какой формы бассейн? Прыгнула фасолинка прямо в середину бассейна. Положите её в середину бассейна. И начала плавать. Сначала влево поплыла, потом вправо. Наплавалась фасолинка, вылезла из бассейна и пошла домой. Вот и закончилось её маленькое путешествие.

Игра «Фантазеры»        
Цель:
 знакомство с разными видами фасоли; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.                                                                                        Правила игры: подберите фасоль разного цвета. Сначала выложите рисунок сами, затем предложите детям сделать самим. После того, как дети научатся выполнять задание без помощи, предложите им придумывать свои варианты рисунков. Можно выложить геометрические фигуры, неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.

Работа с пуговицами         
Цель:
 развитие наблюдательности, внимания, фантазии.                        
Правила игры: подберите пуговицы с изображением цветов, насекомых, животных.        Предложите детям рассмотреть их. Что можно узнать в процессе? Сколько крыльев у бабочек? Какого цвета бывают цветы? Какой окраски становятся листья осенью? Каких вы знаете домашних и диких животных?

Анализ проведенного мероприятия:

С помощью этих игр у детей происходит эмоциональная зарядка, развивается воображение, внимание, проявляются навыки правил поведения в природе.                 В заключении хочется сказать, что такие игры позволяют детям сблизиться, учат проявлять заботу о других, формируют положительное отношение к природе, к себе и другим детям и повышают уверенность в себе.


Список рекомендуемой литературы и ссылки на полезные сайты

для педагогов и родителей:

1.Арюхова И.С., Белькович В. Ю. «Играем, дружим, растем» сборник развивающих игр, Москва: «Русское слово», 2015. – 32 с.                                                        
2.Нищева Н. В. «Волшебное дерево», Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2020. – 25 с.                                        
3.Ульева Е.А. 100 увлекательных игр, когда за окном дождь. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016        
4.Ульева Е.А. 100 увлекательных игр в дороге, на прогулке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016        
5.Ульева Е.Экологические сказки «Тима и Гриня спасают планету», Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2021. – 63 с.        
6.https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html        
7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/25/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...