Экологическое воспитание детей в условиях ДОО
статья по окружающему миру

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_usloviyah_doo.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО

Введение

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть.

Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, деятельности человека на Земле.

Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО

Экологическое воспитание дошкольников реализуется согласно программе «От рождения до школы», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде.

Задачи:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- развитие знаний о восприятии себя как части природы.

Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

Успех реализации задач экологического воспитания дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты:

- построение экологически развивающей среды в дошкольной организации;

- создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей;

- постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;

- активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Благодаря такой системе и возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

1.Построение экологической развивающей среды

Важным элементом воспитания экологической культуры дошкольников является правильно построенная эколого – развивающая среда в ДОО. В соответствии с ФГОС среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной, безопасной и здоровьесберегающей.

Традиционные формы эколого-развивающей предметной среды:

· живой уголок (уголок природы),

· оформленные коридоры и холлы,

· сад, огород.

Широко применяются и нетрадиционные формы организации эколого-развивающей среды, такие как:

· экологическая комната,

· лаборатория,

· экологическая библиотека,

· зимний сад,

· фитобар,

· экологическая тропинка,

· альпийская горка,

· мини-ферма,

· двор-парк.

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует обеспечению оптимальных условий экологического развития детей в различных видах детской деятельности, формированию у детей потребности в общении с природой, интересов к познанию ее законов и явлений, расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников и родителей и возможности их участия в практической деятельности по изучению и охране объектов природы, создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей в доступных природоохранных мероприятиях.

Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения. В уголке природы дети отмечают свои наблюдения за погодой и природными явлениями.

 

В уголке экспериментирования должно быть собрано оборудование, с которым дети старшего дошкольного возраста могли проводить различные опыты как с педагогом, так и самостоятельно.

Участок ДОО - территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фито огород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичье дерево. Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей в условиях ДОУ

консультация для воспитателей...

Экологическое воспитание детей в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассказано о мероприятиях, которые можно организовать совместно с родителями по экологическому воспитанию....

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО...

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО

Экологическое воспитание детей в условиях ДОО...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...

Презентация «Создание психолого-педагогических условий в процессе воспитания через предметно-развивающую среду по экологическому воспитанию детей ДО»

Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная...