самоанализ НОД «Путешествие в Азию" по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чепурная Елена Эдуардовна

Представлен самоаналих занятия по окружа.щему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа "Перспектива".  Дошкольное отделение.

 

Самоанализ  занятия Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Тема: «Путешествие в Азию" по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы»

 

 

 

 

 

                        Подготовила: Воспитатель первой

квалификационной категории

Чепурная Елена Эдуардовна

 

 

 

 

 

Г. Сургут 2018

Программные задачи: 

Образовательная область: «Познание»

-  формировать у детей представление об особенностях природы в Азии,

-  продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные гор),

-  закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон Образовательная область: «Речевое развитие»

- Словарная работа:

Активизация: Европа, Азия, тайга, тундра, пустыня, степь, верблюд, осел,

Обогащение: снежный барс, панда, мангуст, бамбук.

-Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

-Формировать умение вести диалог между воспитателем и  детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

-Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в коллективе, не мешая друг другу.

-Закрепить умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой. 

Образовательная область: «Физическое  развитие»

-Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

-

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

-Формировать  гендерные  принадлежности.

Предварительная работа:

1.     Просмотр  сказки «Рикки – тикки - тави»;

2.    Чтение сказки  «Золотая антилопа»,

3.     Беседа  о дружбе, и дружеских отношений друг к другу;

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе.  Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

           В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (физическая карта Евразии, эмблемы с изображением животных, цветов, глобусов,  макеты Азии, картинки животных, растений, видео фильм «Животные Азии», фонограмма «Шум реки», канат или скакалка);

3. Практический (заселение животных на материк Азии, распределение растений на карте материка Азия, сбор пазлов  карты Азии);

4. Игровой (сюрпризный момент  раздача «билетов» для путешествия в Азию,  игры  «Контролёр», «Верёвочка», )

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ,  художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

 Образовательные технологии: ТРИЗ, моделирование.

           Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

 

Анализ образовательной деятельности.

           В начале занятия использовала сюрпризный момент. Приход «Контролёра» вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания, чтобы совершить путешествие в Азию.  На протяжении всего занятия дети знакомились с природой материка, животными, выполняли задания.

Игра   проводились под музыкальное сопровождение.  В ходе занятия воспитанникам задавались наводящие вопросы  - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

      Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»  которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

       Занятие  состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельноразвивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

 Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания познавательного  характера (заселение животных и растений на материк Азия). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия команды воспитанников обменялись всоими заданиями и проведены анализы, о правильном расселении животных и растений». Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД - открытие нового знания
по теме: «Лесные обитатели - звери»
разработан на основании технологии
системно - деятельностного метода обучения
для детей средней  группы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа «Перспектива» города   Сургута

Автор –Чепурная Елена Эдуардовна,

 воспитатель 1 категории

 МБОУ НШ «Перспектива»

2020 - 2021 учебный год

Тип ситуации: «Системно-деятельный подход».

Цель: формирование умения работать в паре.

Задачи:

Образовательные задачи:

•        формировать элементарные представления о выполнении одного задания в паре.

-        закрепить знания о жизни зверей зимой в лесу.

-        закреплять умения детей пользоваться способом моделирования для отражения процесса работы в паре.

•        содействовать развитию

-        зрительного внимания и восприятия;

-        мыслительных операций: сравнения, анализа;

-        качеств личности: любознательности, настойчивости.

-        мелкой моторики;

•        формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы;

•        содействовать воспитанию умения детей взаимодействовать со сверстником в паре;

•        содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности, чувства удовлетворения от результатов совместной работы в паре.

Материалы к занятию:

Рабочие тетради, карандаши.

Пазлы, образцы.

Предварительная работа

1.Рассматривание игрушек диких животных.

2. Чтение рассказов Т.А.Шорыгиной «Какие звери в лесу?», «Зайчата».

3. Загадывание загадок.

4. Рассматривание книг и картинок.

5. Создание макета «Зимний лес».

6. Рассматривание энциклопедий, иллюстрации, презентации, видеофильмы.

 

1.        Введение в ситуацию

Ребята, в прошлый раз мы гуляли с вами по парку, а сегодня добрый старичок Лесовичок  приглашает нас отправится в  зимний   лес.

Сядем на пенечки и посмотрим, что происходит.

2.        Актуализация знаний

(Слайд 2)

Воспитатель: Тихо. Снег по пояс. Смотрите, чьи-то следы (дети рассматривают изображения заячьих следов). Остановился косой у дерева,  кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда. Вдруг насторожился заяц, да наутек.  Что помогло зайцу заметить опасность?

Дети: большие чуткие уши.

Воспитатель: Кого испугался заяц?

Дети: лису.

 Воспитатель: Любит лиса полакомиться зайцами, ходит по лесу, высматривает заячьи следы. Заяц, ребята, днем спит глубоко в снегу, а ночью бегает, ищет себе еду. Только услышит шорох – быстро убегает.

Воспитатель: Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать?

Рассказ ребенка:

«Задние ноги у зайца длинные и сильные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног оказались впереди. Бежит заяц, петляет. Но если враг его догонит, то заяц ловко отбивается своими  сильными лапами и может даже поранить врага».

Воспитатель: Скажите, дети, кто знает, почему зайца в народе называют косой?

Дети: У зайца глаза расположены на голове по бокам, поэтому ему хорошо видно любую опасность.

Воспитатель: Заяц убежал от лисы, но не осталась она без обеда. Под снегом мышей себе отыскивает. Что ей помогает это делать?

Дети: Лисе помогают нос и уши.

Воспитатель: Правильно, ребята. У лисы слух хороший и нюх тоже отменный. Они-то ей и помогают отыскать в глубоком снегу мышей. Бывает, что не может она найти мышку, тогда хоть и боится человека, но идет в деревню. Чем может полакомиться лиса в деревне? 

Дети: Лиса идет кур да уток воровать.

Воспитатель: Где спит лиса зимой?

Дети: Лиса спит зимой в норе, под корнями пеньков и деревьев.

Воспитатель: Кого еще боится заяц?

Дети: волка.

Воспитатель: Правильно, волк то же охотится на зайца. Тяжело зайцу в лесу. Волк какой, чем питается?

Воспитатель: Я вам расскажу, что не только зайцами питается волк. Нападают они и на более крупных зверей – оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями (слайд 3), обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.

В: Кто знает, что значит – рыщут? (ищут, ходят). Долго может стая волков гнаться за своей добычей. Но лоси и олени бегают очень быстро, у них ноги длиннее и быстрее. Защищаться им помогают острые рога и сильные копыта.

Ребята. Лиса и волк питаются мясом – они хищники.

3.        Затруднение

А сейчас я предлагаю вам поделиться на пары и  выбрать животных из предложенных, которые живут зимой в лесу и заселить.

-У вас получилось выбрать животное?

-Нет. У нас затруднение.

-Почему?

-Мы не знаем, как работать в паре?

-Как же быть? Как выйти из затруднения?

-Спросить у кого-нибудь или попробовать разобраться самим.

-Давайте попробуем разобраться сами.

4.        Открытие нового знания

-Для того, чтобы работа у вашей пары ладилась, необходимо, что бы каждый понимал друг друга? - Что для этого надо делать?

-        Спрашивать, ты что можешь делать? (вывесить обозначение)

-        Процесс изготовления различных операций разный по длительности! Это надо знать. Что делает второй если первый выполняет работу?

-        Ждёт или помогает! (вывесить обозначение).

-        По окончании выполнения операции каждым, что потом происходит?

-Работники меняются. (вывесить обозначение)

-        Посмотрите, у нас получилось правило работы в парах. Теперь, когда вы обладаете таким знанием, вы сможете выполнить работу?

-Да, сможем.

-Тогда за работу.

5.        Включение нового знания в систему знаний

-У вас получилось выбрать животное?

-Да, получилось.

-Почему?

-Мы знали правило работы в паре.

-Я горжусь вами. Теперь, когда работать в паре вы умеете, предлагаю вам задание для каждого из вас. На этом столе лежат конверты. Посмотрите, что там и выполните задание. (Дети выполняют задание в рабочих тетрадях).

Вы правильно выполнили задание. Теперь пора собираться обратно в детский сад.

6.        Рефлексия

-Скажите, где вы сегодня были.

-Мы были в зимнем лесу.

-А для чего вы туда ездили?

-Мы ездили были в гостях у  Лесовичка и посмотрели, что происходит зимой в лесу.

А сейчас я предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «ЗИМНИЕ СВЯТКИ»

Конспект  Нод по ознакомлению с окружающим миром для детей  подготовительной группы«ЗИМНИЕ СВЯТКИ»Программное содержание:-Познакомить и закрепить знания  детей о традиционном русском на...

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «Что такое Красная книга?»...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?»...

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Путешествие в город Веселых человечков»

Материал этого мероприятия поможет педагогам  решать   задачи по приобщению дошкольников  к здоровому образу жизни. В игровой форме дети постигают секреты  сохранения и укрепл...