Конспект занятия «Земля – наш общий дом»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Закрепить представления детей о планете «Земля», о природном окружении.
Задачи:
Образовательные: Расширять объем словаря, диалогическую речь, речемыслительную деятельность. Закреплять знания о птицах и о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года, знания о деревьях, цветах, насекомых, домашних животных, овощах и фруктах, знания детей об экологии Земли, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, мышление, речь, восприятие, навыки совместной деятельности. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; уважение к ровесникам. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайщем окружении.
ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приемы:
Словесный: Игровая ситуация, вопросно-ответная беседа, игра «Времена года», игра «Летает, едет, плавает», игра «Да- нет», загадки, игра «Что не так», индивидуальная работа с перфокартами, игра «Береги природу». самоанализ, итог.
Наглядный: работа с карточками и перфокартами.
Практический: рисование планеты «Земля», самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использования ТСО.
Используемые формы организации познавательной и продуктивной деятельности детей: на занятии используется подгрупповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: логово, хатка, земной шар, глобус.
Индивидуальная работа:
ОО «Речевое развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, беседы о планете Земля.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: закрепление выполнения правил дидактических игр, представлений о растениях и животных ближайщего окружения: «Кто где живет?», «С какого дерева лист?» и др.
ОО «Познавательное развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, целевые прогулки вокруг детского сада и в парк.
ОО «Физическое развитие»: проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастике.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстрации «Времена года», закрепление навыков работы с гуашью и мятой бумагой, рассматривание глобуса.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства и качество предметов. Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными. Чтение произведений А.С.Пушкина, А.К.Толстого, заучивание пословиц о природе, отгадывание загадок, разучивание стихов, беседа о животных.
ОО «Социально- коммуникативное»: организация дидактических игр, закрепление умений выполнять правила игры. Воспитание творческой самостоятельности. Развлечение «В гостях у леса», «Лесной концерт».
ОО «Познавательное развитие»: наблюдение за природой, животными и насекомыми на прогулках. Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры- «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:.Развитие чувства формы, цвета, пропорции, развитие декоративного творчества детей. Рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о природе и планете Земля. Прослушивание музыкальных произведений.
ОО «Физическое развитие»: проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный: карточки из альбома «Береги живое», карточки из альбома «Времена года», картинки диких животных, птиц; картинки воздушного, наземного и водного транспорта; песня «Голубой вагон», фонограмма «Птичьи голоса»; модель автобуса, елки и деревья (для интерьера, магнитная доска, медали.
Раздаточный: перфокарты «Перелётные и зимующие птицы», карточки «Дикие животные», фуражка машиниста, карточки «Правила поведения в природе», листы бумаги , гуашь.
Место проведения: Групповое помещение.
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.
- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Игра «Времена года» (в кругу с мячом)
- Какое сейчас время года? (весна, лето, осень, зима)
- С какого месяца начинается весна?
- Какой сейчас месяц?
-Игра «Кто знает, тот дальше называет» (с мячом).
(Воспитатель начинает игру: я знаю 5 названий деревьев, насекомых, домашних животных, фруктов, овощей. По очереди бросает мяч детям, они продолжают называть).
- Молодцы, справились все.
Нас сегодня ждет увлекательное путешествие. А чтобы узнать на чём мы поедем отгадайте загадку:
Он по рельсам быстро мчал-
Шпалы все пересчитал (поезд)
- Молодцы
- Мы поедем на поезде в лес. (Дети идут по кругу с движением рук и звукопроизношением «Чух- чух». Дети садятся на стулья.)
Воспитатель: мы приехали в лес.
- Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Игра «Да - нет» (карточки «Правила поведения в лесу)
- Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме.
-Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Работа со знаками. (Надо кормить птиц. Запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить. Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.)
- А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
-Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
-Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
-Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
-В одежде богатой, а сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
Воспитатель: Молодцы. Правильно все отгадали.
-Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)
- А почему они так называются? (живут в лесу)
- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.
- У волка – лисята. Они живут в логове.
- У лисы – медвежата. Они живут в норе.
- У ежа – бельчата. Они живут в норке.
- Молодцы, вот мы с вами и справились. Медведи просыпаются после зимней спячки, появляется потомство, прилетают птицы. Откуда они прилетают? (из теплых стран)
- Как называют этих птиц? (перелетные птицы)
Индивидуальна работа с перфокартами.
Задание: зимующих птиц посадить на кормушки, а перелётных - в скворечник.
Дети выполняют задание самостоятельно, а воспитатель контролирует.
Игра «Береги природу»
На доске предметные картинки: лес, вода, солнце, муха, медведь, скворец, луна.
Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.
- Мы с вами поняли, что «Земля» - это наш общий дом, который надо беречь и защищать, чтобы всем жилось в нем хорошо.
Рисование мятой бумагой планеты «Земля»
- Давайте нарисуем нашу планету Земля мятой бумагой, гуашью.
Предложить нарисовать круглый земной шар в виде глобуса, обозначая цветом океаны (синий), горы (коричневый), леса (зеленый)
Пальчиковая гимнастика.
- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).
(Дети начинают работу за столами).
- Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!
В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.
Самоанализ детьми полученных работ.
Итог:
- Наше путешествие подходит к концу, вам понравилась наша прогулка?
-Какие задания вы выполняли? Какое задание вам показалось сложным?
Рефлексия.
«Береза».
На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листья на березу: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение
«Сердечко».
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовал…
- Сегодня меня огорчил…
(Награждение медалями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Земля – наш общий дом» | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
КОНСПЕКТ
итоговой непосредственно
организованной образовательной деятельности
по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
(ознакомление с миром природы),
«Художественно – эстетическое развитие» (рисование)
«Земля – наш общий дом»
(для детей старшей группы)
Подготовила и провела: воспитатель
высшей квалификационной
категории Баева К.А.
Саранск- 2023
Цель: Закрепить представления детей о планете «Земля», о природном окружении.
Задачи:
Образовательные: Расширять объем словаря, диалогическую речь, речемыслительную деятельность. Закреплять знания о птицах и о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года, знания о деревьях, цветах, насекомых, домашних животных, овощах и фруктах, знания детей об экологии Земли, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, мышление, речь, восприятие, навыки совместной деятельности. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; уважение к ровесникам. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайщем окружении.
ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приемы:
Словесный: Игровая ситуация, вопросно-ответная беседа, игра «Времена года», игра «Летает, едет, плавает», игра «Да- нет», загадки, игра «Что не так», индивидуальная работа с перфокартами, игра «Береги природу». самоанализ, итог.
Наглядный: работа с карточками и перфокартами.
Практический: рисование планеты «Земля», самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использования ТСО.
Используемые формы организации познавательной и продуктивной деятельности детей: на занятии используется подгрупповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: логово, хатка, земной шар, глобус.
Индивидуальная работа:
ОО «Речевое развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, беседы о планете Земля.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: закрепление выполнения правил дидактических игр, представлений о растениях и животных ближайщего окружения: «Кто где живет?», «С какого дерева лист?» и др.
ОО «Познавательное развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, целевые прогулки вокруг детского сада и в парк.
ОО «Физическое развитие»: проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастике.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстрации «Времена года», закрепление навыков работы с гуашью и мятой бумагой, рассматривание глобуса.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства и качество предметов. Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными. Чтение произведений А.С.Пушкина, А.К.Толстого, заучивание пословиц о природе, отгадывание загадок, разучивание стихов, беседа о животных.
ОО «Социально- коммуникативное»: организация дидактических игр, закрепление умений выполнять правила игры. Воспитание творческой самостоятельности. Развлечение «В гостях у леса», «Лесной концерт».
ОО «Познавательное развитие»: наблюдение за природой, животными и насекомыми на прогулках. Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры- «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:.Развитие чувства формы, цвета, пропорции, развитие декоративного творчества детей. Рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о природе и планете Земля. Прослушивание музыкальных произведений.
ОО «Физическое развитие»: проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный: карточки из альбома «Береги живое», карточки из альбома «Времена года», картинки диких животных, птиц; картинки воздушного, наземного и водного транспорта; песня «Голубой вагон», фонограмма «Птичьи голоса»; модель автобуса, елки и деревья (для интерьера, магнитная доска, медали.
Раздаточный: перфокарты «Перелётные и зимующие птицы», карточки «Дикие животные», фуражка машиниста, карточки «Правила поведения в природе», листы бумаги , гуашь.
Место проведения: Групповое помещение.
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.
- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Игра «Времена года» (в кругу с мячом)
- Какое сейчас время года? (весна, лето, осень, зима)
- С какого месяца начинается весна?
- Какой сейчас месяц?
-Игра «Кто знает, тот дальше называет» (с мячом).
(Воспитатель начинает игру: я знаю 5 названий деревьев, насекомых, домашних животных, фруктов, овощей. По очереди бросает мяч детям, они продолжают называть).
- Молодцы, справились все.
Нас сегодня ждет увлекательное путешествие. А чтобы узнать на чём мы поедем отгадайте загадку:
Он по рельсам быстро мчал-
Шпалы все пересчитал (поезд)
- Молодцы
- Мы поедем на поезде в лес. (Дети идут по кругу с движением рук и звукопроизношением «Чух- чух». Дети садятся на стулья.)
Воспитатель: мы приехали в лес.
- Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Игра «Да - нет» (карточки «Правила поведения в лесу)
- Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме.
-Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Работа со знаками. (Надо кормить птиц. Запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить. Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.)
- А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
-Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
-Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
-Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
-В одежде богатой, а сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
Воспитатель: Молодцы. Правильно все отгадали.
-Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)
- А почему они так называются? (живут в лесу)
- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.
- У волка – лисята. Они живут в логове.
- У лисы – медвежата. Они живут в норе.
- У ежа – бельчата. Они живут в норке.
- Молодцы, вот мы с вами и справились. Медведи просыпаются после зимней спячки, появляется потомство, прилетают птицы. Откуда они прилетают? (из теплых стран)
- Как называют этих птиц? (перелетные птицы)
Индивидуальна работа с перфокартами.
Задание: зимующих птиц посадить на кормушки, а перелётных - в скворечник.
Дети выполняют задание самостоятельно, а воспитатель контролирует.
Игра «Береги природу»
На доске предметные картинки: лес, вода, солнце, муха, медведь, скворец, луна.
Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.
- Мы с вами поняли, что «Земля» - это наш общий дом, который надо беречь и защищать, чтобы всем жилось в нем хорошо.
Рисование мятой бумагой планеты «Земля»
- Давайте нарисуем нашу планету Земля мятой бумагой, гуашью.
Предложить нарисовать круглый земной шар в виде глобуса, обозначая цветом океаны (синий), горы (коричневый), леса (зеленый)
Пальчиковая гимнастика.
- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).
(Дети начинают работу за столами).
- Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!
В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.
Самоанализ детьми полученных работ.
Итог:
- Наше путешествие подходит к концу, вам понравилась наша прогулка?
-Какие задания вы выполняли? Какое задание вам показалось сложным?
Рефлексия.
«Береза».
На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листья на березу: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение
«Сердечко».
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовал…
- Сегодня меня огорчил…
(Награждение медалями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Рассказ ханта об истории возникновения планеты....
Конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширение кругозора через использование ИКТ в образовательном процесс в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»...
Конспект занятия: «Земля – наш общий дом»
Конспект занятияТема: «Земля – наш общий дом»Цели занятия:Расширить представления детей о республике, в которой они живут;Познакомить детей с государственной символикой Развивать и обогащать речь дете...
Конспект занятия «Земля — наш общий дом»
Задачи:- расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- закрепить понятие, что мы – люди – явля...
конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Конспект НОД "Земля - наш общий дом"...
конспект занятия " Земля - наш общий дом"
конспект занятия " Земля наш общий дом"...
Конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Возраст: подготовительная к школе группаЦель: формирование экологической культры дошкольников...