"Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гагаринова Татьяна Олеговна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_viktorina.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

Конспект открытого занятия

по экологии в подготовительной группе

с использованием современных образовательных  и здоровьесберегающих технологий.

 

«Знатоки природы»

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Гагаринова Татьяна Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

Кропоткин, 2023г.

 

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе и применять полученные знания в жизни.

Задачи: Уточнять и закреплять представления детей о признаках весны.
Развивать логическое мышление детей, учить находить причинно-следственные связи.
Овладевать средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала.
Формировать умения приобретать знания посредством практического проведения опытов

Учить ориентироваться в разных ситуациях общения, внимательно слушать собеседника и адекватно реагировать на речь говорящего.  Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств
Поддерживать стремление детей совершать нравственные поступки (например, не загрязнять окружающую среду).

Учить видеть и понимать возможные опасности, которые могут последовать не за соблюдением правил безопасного поведения у водоема.

 Расширять представления детей о месте человека в природе, о том как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.

Развивать ловкость, координацию движения, ориентировку в пространстве.

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Социализация» «Безопасность» «Физическое развитие»

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о весне, рассматривание репродукции на весеннюю тематику, рисование весенних пейзажей, проведение бесед о весенних явлениях, показ презентации, просмотр мультфильмов, проведение элементарных опытов с различными видами материалов, проведение дидактических игр, наблюдения на прогулке…..

Ход занятия:

Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:
 Ребята отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. ( Весна)

- Правильно, речь сегодня у нас пойдет о весне, которая сейчас пробуждает всю природу от зимнего сна.

Воспитатель. Назовите месяцы года зимние, весенние, летние, осенние.

(Дети по очереди называют времена года и месяцы).

- Сколько месяцев в году? (Ответ: 12 месяцев).

Стихотворение «12 месяцев».

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

- Какое сейчас время года? Сколько месяцев длится весна? Какой месяц первый, второй, третий? (Ответ: сейчас весна, весенние месяцы - март, апрель, май).

-Молодцы,  вы уже много знаете о весне, поэтому сегодня рассказывать о ней будете вы сами.

Я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Что? Где? Когда?». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться и придумать название.

- Мы разделились на команды, предлагаю вам занять свои игровые столы.
- Еще раз напоминаю правила игры, командам по очереди буду задавать  вопросы, а ваша задача их внимательно слушать. Затем обсудить вопрос в командах – значит посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать на него. И дать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
- Ну, что команды готовы? (Да)
- Тогда мы начинаем.

- Внимание! Внимание! Сегодня открывается клуб «Знатоков природы»!

В нашей игре встречаются две команды знатоков: пчелки и цветочки.

- Внимание! Первый раунд!

1. Какие времена года вы знаете? ( Зима, весна, лето, осень)
2. Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май)
3. Назовите основные приметы весны? ( Солнце светит ярче. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустах набухают почки, появляются листочки, цветы. Расцветают весенние цветы. Просыпаются насекомые. Просыпаются лесные обитатели (медведь, барсук). Возвращаются с юга перелетные птицы. И т.д.)
4. Что происходит с деревьями весной? ( На деревьях и кустах набухают почки, появляются листочки, цветы, цветут черемуха, вишни яблони, сливы)
5. Какие перелетные птицы возвращаются к нам весной? (Грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки, соловьи, кукушки, журавли, гуси, утки и т.д.)
6. Назовите первые весенние цветы? ( Подснежники, мать-и-мачеха, ландыш, медуница, хохлатка и т.д.)
7. Что делают весной лесные жители? ( Просыпаются лесные жители (медведь, барсук), у волков появляются волчата, заяц меняет белую шубку на серую, белочка – серую на рыжую).
8. Почему тает снег? ( Потому - что солнце стало греть сильнее, светит ярче)
9. Почему бегут ручьи? (Потому - что тает снег?)
10.Куда бегут ручьи? (Ручьи впадают в более крупные водоемы (реки, озера, пруды)

11. Что происходит с реками, и озерами.(оттаивают)

12. Что скворцы делают весной? ( высиживают птенцов)
-Вот и закончился наш первый раунд.

-Внимание! Второй раунд! Загадки.

1)Что за чудо-красота!

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой …

Ответ (Тучи)

2) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

Ответ (Солнце)

3) На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это…

Ответ (Розы)

4) Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.

Ответ (Одуванчик)

5) Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ (Медведь)

6) Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Ответ (Ёж)

Давайте немного отдохнем, и пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Весна на ладошках».

Ура! Весна уже пришла  (Хлопаем в ладоши)

Капель на улице слышна. (Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Кап-кап, кап-кап.  (Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)

Кар-кар и чик-чирик –  (Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью - клюв)

Весенний шум и гам и крик. (Хлопаем в ладоши)

- К нам на викторину пришло письмо.

Давайте его прочитаем.

 «Здравствуйте ребята! Сейчас наступила весна, а до этого была зима. Люди ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки. А зима все это закрывала снегом. Но вот снег начал таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоем. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?»
- Ребята, действительно весной вытаивает очень много мусора после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы.
- Подумайте и скажите, как можно очистить пруд от мусора? (Дети высказывают предположения: прочесть в книге, спросить у взрослых, сходить с родителями на пруд)
- А можно ходить к водоему детям одним? ( Ответы детей)
- А почему? ( Потому - что можно упасть в воду, утонуть и т.д.)
- Молодцы. Вы правильно все сказали.

- Внимание! Третий раунд! Практический.

-Я, предлагаю вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)
- Для этого мы приготовили вам искусственный водоем. И вам нужно подумать, как очистить его от мусора.
- Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)
- Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули? А какие лежат около воды? (Ответы детей)

- Собранный мусор, куда мы положим? (В мешки для мусора)
- При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не поранить руки. ( Дети высказывают предположения: быть осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т.д.)
- Работа будет трудная, но легче справится, когда есть, кому помочь. Поэтому мы будем работать в парах. А для этого нам нужно распределиться, кто, чем будет работать. Нужно взять карточку со стола: пчелки  – с правой стороны стола, а цветочки – с левой. И найдите себе напарника в соседней команде.
- Нам могут понадобиться инструменты для очистки.
- Я  приготовили вам предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки, сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т.д.)
- Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? Вам нужно достать их не замочив руки. (Дети высказывают предположения и проверяют свою версию)
- Молодцы. Достали все предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали?

- А предметы, которые были на воде? Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. )

- Молодцы. Справились с заданием. 

- На этом наша викторина закончена, вы были активными, дружными, умными, ответственными, инициативными. Победила дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа

Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...

Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.

Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"

Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...