"Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 7 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Конспект открытого занятия
по экологии в подготовительной группе
с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий.
«Знатоки природы»
Подготовила воспитатель:
Гагаринова Татьяна Олеговна
Кропоткин, 2023г.
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе и применять полученные знания в жизни.
Задачи: Уточнять и закреплять представления детей о признаках весны.
Развивать логическое мышление детей, учить находить причинно-следственные связи.
Овладевать средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала.
Формировать умения приобретать знания посредством практического проведения опытов
Учить ориентироваться в разных ситуациях общения, внимательно слушать собеседника и адекватно реагировать на речь говорящего. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств
Поддерживать стремление детей совершать нравственные поступки (например, не загрязнять окружающую среду).
Учить видеть и понимать возможные опасности, которые могут последовать не за соблюдением правил безопасного поведения у водоема.
Расширять представления детей о месте человека в природе, о том как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.
Развивать ловкость, координацию движения, ориентировку в пространстве.
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Социализация» «Безопасность» «Физическое развитие»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о весне, рассматривание репродукции на весеннюю тематику, рисование весенних пейзажей, проведение бесед о весенних явлениях, показ презентации, просмотр мультфильмов, проведение элементарных опытов с различными видами материалов, проведение дидактических игр, наблюдения на прогулке…..
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. ( Весна)
- Правильно, речь сегодня у нас пойдет о весне, которая сейчас пробуждает всю природу от зимнего сна.
Воспитатель. Назовите месяцы года зимние, весенние, летние, осенние.
(Дети по очереди называют времена года и месяцы).
- Сколько месяцев в году? (Ответ: 12 месяцев).
Стихотворение «12 месяцев».
По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!
- Какое сейчас время года? Сколько месяцев длится весна? Какой месяц первый, второй, третий? (Ответ: сейчас весна, весенние месяцы - март, апрель, май).
-Молодцы, вы уже много знаете о весне, поэтому сегодня рассказывать о ней будете вы сами.
Я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Что? Где? Когда?». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться и придумать название.
- Мы разделились на команды, предлагаю вам занять свои игровые столы.
- Еще раз напоминаю правила игры, командам по очереди буду задавать вопросы, а ваша задача их внимательно слушать. Затем обсудить вопрос в командах – значит посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать на него. И дать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
- Ну, что команды готовы? (Да)
- Тогда мы начинаем.
- Внимание! Внимание! Сегодня открывается клуб «Знатоков природы»!
В нашей игре встречаются две команды знатоков: пчелки и цветочки.
- Внимание! Первый раунд!
1. Какие времена года вы знаете? ( Зима, весна, лето, осень)
2. Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май)
3. Назовите основные приметы весны? ( Солнце светит ярче. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустах набухают почки, появляются листочки, цветы. Расцветают весенние цветы. Просыпаются насекомые. Просыпаются лесные обитатели (медведь, барсук). Возвращаются с юга перелетные птицы. И т.д.)
4. Что происходит с деревьями весной? ( На деревьях и кустах набухают почки, появляются листочки, цветы, цветут черемуха, вишни яблони, сливы)
5. Какие перелетные птицы возвращаются к нам весной? (Грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки, соловьи, кукушки, журавли, гуси, утки и т.д.)
6. Назовите первые весенние цветы? ( Подснежники, мать-и-мачеха, ландыш, медуница, хохлатка и т.д.)
7. Что делают весной лесные жители? ( Просыпаются лесные жители (медведь, барсук), у волков появляются волчата, заяц меняет белую шубку на серую, белочка – серую на рыжую).
8. Почему тает снег? ( Потому - что солнце стало греть сильнее, светит ярче)
9. Почему бегут ручьи? (Потому - что тает снег?)
10.Куда бегут ручьи? (Ручьи впадают в более крупные водоемы (реки, озера, пруды)
11. Что происходит с реками, и озерами.(оттаивают)
12. Что скворцы делают весной? ( высиживают птенцов)
-Вот и закончился наш первый раунд.
-Внимание! Второй раунд! Загадки.
1)Что за чудо-красота!
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
Ответ (Тучи)
2) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)
3) На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это…
Ответ (Розы)
4) Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
Ответ (Одуванчик)
5) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)
6) Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Ответ (Ёж)
Давайте немного отдохнем, и пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Весна на ладошках».
Ура! Весна уже пришла (Хлопаем в ладоши)
Капель на улице слышна. (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
Кап-кап, кап-кап. (Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Кар-кар и чик-чирик – (Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью - клюв)
Весенний шум и гам и крик. (Хлопаем в ладоши)
- К нам на викторину пришло письмо.
Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте ребята! Сейчас наступила весна, а до этого была зима. Люди ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки. А зима все это закрывала снегом. Но вот снег начал таять и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоем. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно очистить водоемы от мусора?»
- Ребята, действительно весной вытаивает очень много мусора после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы.
- Подумайте и скажите, как можно очистить пруд от мусора? (Дети высказывают предположения: прочесть в книге, спросить у взрослых, сходить с родителями на пруд)
- А можно ходить к водоему детям одним? ( Ответы детей)
- А почему? ( Потому - что можно упасть в воду, утонуть и т.д.)
- Молодцы. Вы правильно все сказали.
- Внимание! Третий раунд! Практический.
-Я, предлагаю вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)
- Для этого мы приготовили вам искусственный водоем. И вам нужно подумать, как очистить его от мусора.
- Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)
- Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули? А какие лежат около воды? (Ответы детей)
- Собранный мусор, куда мы положим? (В мешки для мусора)
- При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не поранить руки. ( Дети высказывают предположения: быть осторожными, соблюдать правила безопасности, надеть перчатки и т.д.)
- Работа будет трудная, но легче справится, когда есть, кому помочь. Поэтому мы будем работать в парах. А для этого нам нужно распределиться, кто, чем будет работать. Нужно взять карточку со стола: пчелки – с правой стороны стола, а цветочки – с левой. И найдите себе напарника в соседней команде.
- Нам могут понадобиться инструменты для очистки.
- Я приготовили вам предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки, сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т.д.)
- Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? Вам нужно достать их не замочив руки. (Дети высказывают предположения и проверяют свою версию)
- Молодцы. Достали все предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали?
- А предметы, которые были на воде? Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. )
- Молодцы. Справились с заданием.
- На этом наша викторина закончена, вы были активными, дружными, умными, ответственными, инициативными. Победила дружба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"
Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...
Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа
Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...
Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа
Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...
Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.
Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"
Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"
Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...