ООД "Знакомство с удивительными местами Каякентского района"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Раджабова Зухра Алиевна

ООД "Знакомство с удивительными  местами Каякентского района"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_ood_puteshestvie_po_kayakentskomu_rayonu.docx806.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с. Первомайское»  МР «Каякентский район»

                Конспект

организованно-образовательной

деятельности по познавательному развитию в старшей группе

«Знакомство с удивительными местами

Каякентского района»

на муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года – 2023»

https://static.mk.ru/upload/entities/2023/01/10/08/articles/facebookPicture/4e/93/c3/c9/2b50a25f66c0526da97c65ff9df644cd.jpg

Подготовила и провела:

воспитатель Раджабова

Зухра Алиевна

с. Первомайское, 2023 г.

Тема занятия: «Знакомство с удивительными местами Каякентского района»

Возрастная группа детей: 5-6 лет

Цель занятия: 

  • познакомить детей с заказником нашего района;
  • формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о природе Дагестана; разъяснить необходимость

создания Красной книги и заповедника.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру животных и растений, обогащать словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и ответственное отношение ко всему живому на Земле.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Обогащение словаря: заповедник, заказник, Красная книга.

Демонстрационный материал: иллюстрации о заповеднике, презентация, слайды с изображением животных, растений, видеофильм, географическая карта Республики Дагестан.

Методы:

  • практический;
  • наглядный;
  • слуховой;
  • словесный.

Предварительная работа: рассматривание книг, альбомов, журналов, иллюстраций о

заповеднике, о животном и растительном мире; составление рассказов детьми по картинкам; рисование животных по трафаретам, точкам.

Игровая деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные

игры, театрализованная деятельность детей.

Здоровье-сберегающие технологии: физминутка.

Работа с родителями:

 подбор книг по животным, обитающим в Республике Дагестан, в заказнике «Каякентский»

Организационный момент. Дети под дагестанскую музыку заходят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня с нами наши гости, давайте поздороваемся с ними, поприветствуем друг друга! (Здравствуйте!)

Успешного дня всем нам! А как принято это делать у нас, в Дагестане? ( Ассаляму Алейкум!)

И это значит: «Да будет мир над вами!», а в ответ мы слышим? ( Ваалейкум Ассалям!) – Что значит: «И вам мир!».

Ребята, воспитанники моей группы, когда узнали, что я иду к вам просили передать вам подарок, что же находится внутри ее, но она закрыта на 3 ключа. Понятно одно - ее нужно открыть! Я предлагаю вам отправиться в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в «Каякентский заказник». В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. За правильно выполненное задание вы будете получать ключ. Получив все ключи, только тогда мы можем открыть сейф. А наше путешествие будет проходить по станциям.

Воспитатель: - Что такое заповедник?

Заповедник - это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

Заказник – это территория, где охраняются отдельные виды животных, растений.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

Дети:  нет,  природу надо беречь и охранять везде.

Воспитатель: - Как называется Республика, в которой мы живем? (Слайд)

Дети: - Дагестан.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что в нашей  республике Дагестан тоже есть заповедник?  (Слайд)

Заповедник «Дагестанский» он состоит из пяти частей.

На самом юге высоко в горах расположен участок Тляротинский, а на берегу Каспийского моря, в устье реки Самур, находятся участки Самурский, Аграханский и Кизлярский. Эти заливы располагаются на севере Дагестана, а недалеко от Махачкалы, находятся участки Бархан Сарыкум.

(На карте Дагестана педагог показывает и называет заповедники)(Слайд)

Воспитатель: - А кто скажет мне, как называется район, где мы живем?

Дети: - Каякентский район.

 Воспитатель: - Правильно ребята, давайте найдем его на карте, Каякентский район один из наиболее крупных районов Республики Дагестан. Включает в себя береговую линию Каспийского моря. Обладает уникальной природой. На его территории создан государственный заказник республиканского значения «Каякентский» (Слайд).

Станция -1. Заказник  «Каякентский» (Слайд)

Воспитатель: В заказнике есть редкие виды животных и растений, многие из которых занесены в Красную книгу не только Республики Дагестан, но и Российской Федерации. (сначала находим Каспийское море, а уже от него ищем заказник).

Воспитатель: - Ребята, скажите, что такое Красная Книга?

(Ответы детей)

В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. 

 (каждый ребенок берет картинку и объясняет)

Воспитатель: - Давайте вспомним правила охраны природы:

  1. Не ломать ветки деревьев.
  2. Не топтать цветы, травы.
  3. Не кричать, не включать громко музыку.
  4. Не разорять птичьих гнезд.
  5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
  6. Не разрушать грибницы.
  7. Не ловить мальков и лягушек.
  8. Не оставлять на природе мусор.
  9. Не разжигать костров.
  10. Не разорять муравейники.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все знаете правила охраны природы, и за это вы получаете первый ключ.

Получают 1 ключ.

WhatsApp Image 2023-03-16 at 12.05.19.jpeg

Воспитатель: - Основная часть заказника занята лесной растительностью. Встречаются довольно густые леса из дуба скального, граба, бука, липы, клена. Заказник богат дикорастущими плодовыми деревьями и кустарниками: дикая груша, яблоня, айва, алыча, кизил, мушмула, терн, облепиха.

Немало видов флоры заказника занесено в Красную книгу Дагестана: лилия однобратственная, мерендера трехстолбиковая, тюльпан Биберштейна, примула Воронова, лук медвежий, виноград лесной.

Воспитатель:  ребята, а теперь встаньте, представим, что мы все в заказнике:

Мы в заказнике, друзья (шагаем)
И все мы дружная семья 
(шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд 
(остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад 
(киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, 
(наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат 
(руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, 
(руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет 
(руки вверху, качаются, как ветви).

  1. - станция: «Животный мир»

Богат и разнообразен животный мир заказника Каякентский. Здесь можно встретить волка, зайца, лису. Основными охраняемыми видами являются кабан, лесной кот, косуля и фазан. Граничит природоохранная территория с Кайтагским, Сергокалинским районами. (Слайд)

Игра «Собери  разрезную картинку».

Дети собирают разрезные картинки животных, которые встречаются в «Каякентском» заказнике.
 Воспитатель: - Назовите у кого какое животное? (ответы детей)
 Назовите у кого охраняемые виды животных занесенные в красную книгу? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием

Получают 2 ключ.

WhatsApp Image 2023-03-16 at 12.05.30.jpeg

3- станция: Озеро Аджи (Папас).

Одно  из   уникальнейших мест Каякентского района –  Озеро Аджи! Которое расположено в южной части дагестанского побережья Каспийского моря, на границе Каякентского и Дербентского районов республики. Оно представляет собой остаток лагуны, отделившейся от Каспия во время одного из отступлений моря. Основным лимитирующим фактором является неустойчивый режим мелководных участков по берегам озера, периодически затопляемых или, наоборот, высыхающих.

Озера Аджи (Папас)  - это настоящее царство птиц, более 30 видов птиц, занесённых в Международную и Российскую Красные книги.  (птицы: Малый баклан, Фламинго, Белоглазый нырок, Савка, Султанка, Ходулочник. Озеро Аджи и прилегающие к нему территории являются местом гнездования, самых разнообразных перелетных  и редких птиц. Так же на полупустынных участках около акватории летают редкие хищные птицы — сапсаны, балобаны, орлы и другие виды.

Подводит участников к двум тазикам (тазики изображают озерные котловины), один таз наполнен водой, второй без воды. На дне его песок и ключик.

Представьте, что сейчас на озерах период, когда одно из них наполнено водой, а второе пересохло. На дне озера лежит ключ от сейфа. Вам необходимо его достать. Но для этого необходимо поднять на поверхность ключ, не погружая руки в озеро. Оно глубокое руками не достать. (дети должны догадаться, что нужно перелить воду в другой таз стаканчиками).

Получают 3 ключ.

WhatsApp Image 2023-03-16 at 12.05.36.jpeg

Ну вот, наконец то у нас есть все три ключа, теперь мы сможем открыть замок и посмотреть, что же там находится? (открывают папку, там лежит

красная книга Дагестана). Смотрите что это? Это Красная книга, и за то, что вы мне помогали сегодня, я хочу подарить ее Вам! Надеюсь, Вы будете помогать природе, и бережно относится к ней!

Сберечь природу - долг и мой и твой, Не дать погибнуть ей в пожаре дней. Природа сердце раскрывает пред тобой, Скорей же ты его согрей.

Не рви цветок, а лучше клумбу посади,

Не мучай листик, он живой как ты,

 Ты лучше дерево взрасти,

Для птиц, смотрящих с высоты.

Просмотр видеофильма «Каякентский заказник»

3 часть «Рефлексивная»

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы узнали? Как называется наш

заказник? О какой книге вы узнали? Почему она красная? А в заключение нашего занятия, я хочу предложить занести охраняемые животные и растения «Каякентского» заказника в Красную книгу которые вы получили в подарок.

(звучит тихая музыка, под которую дети работают).

Все вместе мы постараемся бережно относиться ко всему, что нас окружает.

WhatsApp Image 2023-03-16 at 12.05.37.jpeg

Список использованной литературы:

  1. Познаем наш край родной: образовательная программа по познавательному развитию детей для дошкольных образовательных учреждений РД, автор составитель:  А.В.Гришина. -Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики»,  2016г.
  2. Я и Ты: образовательная программа по формированию у дошкольников генерной принадлежности  для дошкольных образовательных учреждений РД, автор составитель:  Л.Ф.Гусарова. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики»,  2016г.
  3. Салам Алейкум: образовательная программа по социально-коммуникативному развитию детей для дошкольных образовательных учреждений РД, автор составитель:  С.К,Амирова, У.А.Исмаилова. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики»,  2016г.
  4. Региональная образовательная программа дошкольного образования РД, автор составитель М.И.Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А.Исмаилова, А.В.Гришина и др., под ред. Г.И.Магомедова. - Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики»,  2016г.
  5. https://infourok.ru/doklad-na-temu-ekologicheskie-problemi-zakaznika-kayakentskiy-na-territorii-sela-novokayakent-2914439.html?ysclid=lfdsuho3mg643254438
  6. http://www.fesk.ru/wetlands/353.html?ysclid=lfdsw1v0ke929406462


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий районного художественного смотра посвященный 20-летию Ютазинского района

Сценарий художественного смотра посвященный Ютазинскому району....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районной спартакиады среди муниципальных дошкольных учреждений Орджоникидзевского района г. Новокузнецка

Положение о проведении районной спартакиады среди муниципальных дошкольных учреждений: «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом». Для детей возраста 6-7 лет, с учётом ФГТ....

План работы районного методического объединения для учителей – логопедов ДОУ муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2020 – 2021 учебный год

Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими техн...