НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Петровна Аникьева

совместное мероприятие Перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_meropriyatie_pereletnye_ptitsy.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Аникьева С.П.

Воспитатель МБДОУ №8 «Иволга»

«Перелетные птицы»

Цель совместной деятельности:

Включение детей среднего дошкольного возраста в познавательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Формировать представления о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;    
  2. Активизировать собственный опыт детей, создавать ситуации, где возникает диалог, ситуации принятия собственных решений, выбора;
  3. Создавать ситуации  для выбора предмета (объекта) и способов конструирования, соединения деталей для создания целостной конструкции;
  4. Обнаруживать и поддерживать детские инициативы и самостоятельность;
  5. Включать детей в совместное обсуждение готовых построек.
  6.  Активизировать проявление эмоциональных отношений к деятельности.

Оборудование: изображения перелетных птиц, их гнезд (домиков), мест обитания, материалы для конструирования (конструкторы «Лего», кубики, полифункциональный материал, пластилин), веревочки желтого цвета, запись голосов перелетных птиц.

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Подари улыбочку»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей. Активизировать опыт и знания детей, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.   

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких предметов, объектов, новых для детей.

Рассматривание предметов: гнезд, скворечников, птиц

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Использование художественных средств речи (загадки).

Прослушивание записи голосов птиц, соотнесение картинки и пения птицы. Прием сравнения, аналогии.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя, слушателя.

(При необходимости обращает внимание детей на картинки). Побуждает детей к совместной беседе.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Инициирует выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Обращаются к своему опыту, высказывают предположения, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы,  включаются в диалог с педагогом, удерживают правила.

Слушают голоса птиц, выдвигают предположения, кому они принадлежат.  

Внимание детей привлечено.

Дети направлены к своему опыту,  

включены в игровое познавательное взаимодействие, активизируется внимание, память.

У детей появилось желание высказываться, действовать, решить проблемную ситуацию (построить домики)

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Активизировать опыт и знания детей, организовать детское исследование, Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Создать ситуацию для объединения в команды.

 

Внесение в РППС дополнительного полифункционального материала.

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Создание проблемных  ситуаций.

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Привлекает внимание детей

к новым неизвестным звукам, создает ситуацию выяснения (что за объект), организует детское продуктивное взаимодействие в парах, тройках.

Организует детей на самостоятельный поиск предмета и способов конструирования, задает уточняющие вопросы, создает проблемные ситуации, выступает в роли партнера, помощника, «незнайки».

 

    Объединяются  в группы для создания построек.

Выбирают место и  предмет конструирования.

Используют разные способы и материалы для конструирования.                                                                                                                                                                      

Дети погружены в деятельность, работают сообща, выполняют задуманную конструкцию, реализуют свои замыслы.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее). 

 Действия с неоформленным материалом, различными конструкторами

 Выступает в роли заинтересованного наблюдателя, слушателя.

Побуждает детей к общему обсуждению построек.

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя незаконченный образ и  включая  детей в общее дело.

Дети принимают участие в совместном обсуждении построек, выдвигают свои предположения.

 С помощью предоставленного материала завершают предложенный воспитателем образ объекта природы (солнышко), проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое  отношение, эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Передай улыбку»: обращается к детям и  предлагает передать улыбку по кругу.

2.Мотивационно-побудительный этап

 Педагог организует ситуативный разговор

- Я сегодня проснулась от того, что кто-то пел за окном? Как вы думаете кто бы это мог быть? Почему неделю назад никто не пел, а сегодня поет? и т.д….

-Как называются птицы, которые прилетают весной? Почему они так называются? А каких перелетных птиц вы знаете?

1. Воспитатель показывает картинки  перелетных птиц и загадывает про них загадки:

1. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…(Скворец)

 2. Кто на елке на суку                                                                                                                                                                                      Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"(Кукушка)

 3. Черный, проворный,                                                                                                                                                                                                               Кричит "крак" -                                                                                                                                                                                            Червякам враг.(Грач)  

4. Угадайте, что за птичка:                                                                                                                                                                            Тёмненькая невеличка,                                                                                                                                                                            Беленькая с живота,                                                                                                                                                                               Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

 5. Плавает, ныряет, Крякать обожает! (Утка)

6.Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

 2.  После этого предлагает послушать звукозапись пения птиц и угадать, где, чья песня. (Включается  звукозапись голосов птиц)

3. К нам прилетела целая стая перелётных  птиц! (В группе  расположены изображения птиц)

А у птиц есть домики? А у них такие же домики как у нас? А какие? То есть у всех птиц  домики разные? Как называются? Почему? А у кукушки есть гнездо? (вывести детей на то, что птицы живут в разных местах и не у всех есть гнездо).  

А  птички, которые к нам прилетели, где  будут жить? Можем ли мы им помочь и как? Педагог  выслушивает детские версии, предположения.

3. Актуализация, практическая деятельность детей

 Организует игровую ситуацию:

- Как будем строить? Посмотрите, птичек всего 5, а вас много. Что будем делать? (педагог наводит детей на то, что можно объединиться в пары, тройки). Найдите себе дружочка, а может кто-то и два дружочка. (Игра «Птичий зоопарк»)

(дети объединяются в пары тройки, выбирают предмет конструирования, обсуждают в команде из чего будут сооружать свои постройки)

По ходу деятельности детей:

- Почему вы выбрали этот материал? А вам понадобится еще какой-нибудь материал? А что еще нужно для домика вашей птички? А ваша птичка там поместится? (сможет там жить?) Чего не хватает в вашей постройке? Может нужно что-то добавить?  Как называется эта птица?

 (педагог задает выясняющие, уточняющие, проблемные вопросы о постройках)

  Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости  организует и направляет действия детей, выслушивает детские версии, предположения.

4.Заключительный - рефлексия

- Кажется для всех птиц нашлось жилье. Давайте посмотрим, какой домик получился у скворца? (грача, утки, журавля, ласточки). Вы согласны, что домик может быть таким? Он сможет там жить?  Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует  проговаривание детьми  своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

(Если детский интерес удерживается, то дальнейшая конструктивная деятельность детей переходит в игру)

Педагог достает из кармана желтую веревочку, обращает внимание детей,  выкладывает на полу круг из желтой веревочки.

-На что это похоже?

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает всех обогреть ярким солнышком.

Детям предлагаются лучи (веревочки желтого цвета), которые они сами выбирают и прикладывают  к большому кругу.

Дается возможность выбрать способ деятельности, поддерживается  детская инициатива.

- Какое солнышко получилось?

- Вам понравилось?