«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Тема: Приключения Дюймовочки в мире насекомых.
Цель: формирование представлений у дошкольников о многообразии насекомых посредством игровой деятельности
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы "Дюймовочка" Ганс Христиана Андерсена.
Материалы и оборудование: кукла-игрушка Дюймовочка, гусеница-игрушка, магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых (мотылёк, майский жук, комар, стрекоза, светлячок, пчела, бабочка, муравей, паук, гусеница, оса, шмель, божья коровка) Дидактические игры:«Найди бабочек на картинке», «Как появились Бабочка и Майский Жук». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку.
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие с одним из героев сказки, отгадайте с кем. Послушайте загадку.
« Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла».(Дюймовочка)
-Ребята, давайте вспомним как Дюймовочка оказалась в лесу?
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. Девочка ей сразу понравилась и жаба решила унести её к себе на болото и выдать замуж за своего сына. Когда девочка проснулась она испугалась,заплакала ией очень хотелось вернуться домой. Но сама это сделать она не сможет, давайте ей поможем.
- Дюймовочка сказочный герой, значит и мы с Вами отправляемся в сказочное путешествие.
- Повертитесь, покружитесь и в лесу Вы окажитесь.
II Основная часть.
- Ой ребята, посмотрите как красиво в лесу. А вот и Дюймовочка.
- Не грусти Дюймовочка, мы поможем тебе вернуться домой.
- Ребята, Дюймовочка мне подсказывает, нужно будет быть очень внимательными, осторожными в лесу, так как там живёт злодей паук.
- Вспомните,какие насекомые встретились Дюймовочке в сказке? А поможет вам загадка:
1. Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Мотылёк)
- Правильно. Мотылек помог Дюймовочке улететь от жаб с болота.
-Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали как старуха жаба хочет женить своего сына. Рыбкам стало жаль девочку. Они собрались вместе и перегрызли стебель кувшинки, на котором сидела девочка и Дюймовочку понесло течением. Над рекой пролетал ..(дети отгадывают загадку)
2.Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский жук
- Майский Жук забрал Дюймовочку с листа кувшинки и принес к себе, на высокое дерево. Позже к жуку пришли гости, чтобы посмотреть на незнакомку, она им не понравилась, потому что не была похожа на них самих.
Воспитатель.Ребята! Я знаю, что Вы очень любите природу, насекомых. Скажите а какие насекомые могли прийти в гости. Помогут вам загадки:
1.Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.(комар)
Комар — насекомое серого цвета с двумя крыльями. Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц.
2. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её … (стрекоза)
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Есть враги у стрекозы -рыбы, птицы и пауки. Стрекоза полезна для человека, потому что уничтожает огромное количество комаров.
3. Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна
Непоседлевая … (Пчёлка)
Тело красивого полосато – черного окраса, есть крылья и хоботок, который используется для всасывания нектара. Питаются пыльцой растений, нектаром. Пчелы появляются из яиц. В природе дикие пчелы обитают в дуплах старых деревьев.
4. Она ярка, красива.
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Бабочки — одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная.
5. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бежать она не может. (Гусеница.)
Гусеница — это личинка бабочки. Тело гусеницы мягкое, подвижное, покрытое мельчайшими волосками. Большинство гусениц питаются листьями, цветками и плодами растений.
6. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Чёрненькие точки. (божья коровка)
(Комары, стрекозы, жуки, пчёлы, осы, шмели, светлячок, бабочки и др)
-Ребята, кто такие насекомые?
- У насекомых, сколько лап?
- Из каких трех частей состоит тело?
Воспитатель.Я знаю, что Вы очень любите природу, насекомых. Давайте с вами вспомним чистоговорки про насекомых.
Игра «Узнай насекомое, вспомни чистоговорку»
РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары
ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза
УК – УК – УК - проползает жук
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
СА – СА – СА - полосатая оса
ЛИ – ЛИ – ЛИ – мохнатые шмели
Чок – чок - чок – ярко светит светлячок
Воспитатель.Какие Вы активные, любознательные, столько чистоговорок я никогда не слышала. Удивили вы меня.
-Ребята, бабочки-красавицы хотят с вами поиграть.
Игра «Найди бабочек на картинке»
Дети получают картинки с изображениями бабочек: крапивница, капустница, махаон, лимонница. Необходимо закрыть фишками бабочек. Крапивница – оранжевый круг, капустница – белый, махаон – бордовый, лимонница – зеленый. Потом проверяется правильность выполнения задания.
-Насекомые не сразу становятся такими, как мы с вами привыкли их видеть в природе. Каждое насекомое сначала было яйцом, потом превратилось в личинку, потом стало куколкой и только потом уже взрослыми насекомым.
Воспитатель.Пришло время отдохнуть. Физ.минутка.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Появляется гусеница(игрушка):
-Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
-Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в
бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
-Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца).
-Кто появляется из яйца?(Из яйца появляется гусеница)
-Что делает гусеница?(Она питается листьями и растет.)
-В кого она превращается?(Гусеница превращается в куколку)
-Кто выходит из куколки?(Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья.
Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).
Воспитатель. С приходом зимы Дюймовочка нашла себе приют у мыши.
Однажды, прогуливаясь по галерее, Дюймовочка увидела ласточку. Ей стало жаль птицу, и она всю зиму заботилась о ласточке.
Воспитатель. Однажды пришел крот к мыши, и решил жениться на девочке. Вот и настал день свадьбы, крот пообещал в подарок исполнить любое желание девочки. Дюймовочка попросила, чтоб ей позволили в последний раз попрощаться с солнышком, и выпустили ее из норы.
-Почему крот не любил солнце?
-Кто еще живет под землей? ( Дождевые червяки).
-Помогите червяку, который попал в чужую норку, найти из него выход.
Игра "Кто живет под землёй"
Воспитатель.Дюймовочка вышла на поверхность, протянула руки к солнцу и вдруг… увидела ласточку. Девочка села на спину ласточке, птичка понесла ее к королю эльфов. С того дня для Дюймовочки наступили счастливые времена.
III Рефлексия.
Воспитатель.Вот и подошло наше путешествие к концу.
Повертитесь, покружитесь и в нашей группе окажитесь.
- Ребята,Вы меня удивили своими знаниями, а главное, Вы были внимательными, активными, трудолюбивыми.
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
- Про кого мы сегодня говорили?
- Назовите насекомых?
- Назовите части тела.
- Где живут?
Приложения
1. Картинки с изображением насекомых
1. Игра «Найди бабочек на картинке»
Дети получают картинки с изображениями бабочек: крапивница, капустница, махаон, лимонница. Необходимо закрыть фишками бабочек. Крапивница – оранжевый круг, капустница – белый, махаон – бордовый, лимонница – зеленый. Потом проверяется правильность выполнения задания.
-Насекомые не сразу становятся такими, как мы с вами привыкли их видеть в природе. Каждое насекомое сначала было яйцом, потом превратилось в личинку, потом стало куколкой и только потом уже взрослыми насекомым.
2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Появляется гусеница(игрушка):
-Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
-Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в
бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
-Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца).
-Кто появляется из яйца?(Из яйца появляется гусеница)
-Что делает гусеница?(Она питается листьями и растет.)
-В кого она превращается?(Гусеница превращается в куколку)
-Кто выходит из куколки?(Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья.
Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).
3. Физкультминутка "Бабочка"
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре – улетела (бег с плавными взмахами рук).
Игра "Кто живёт под землёй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mir_nasekomyh.docx | 956.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дошкольникам о многообразии животного мира»
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Приключения Дюймовочки в мире насекомых.
Цель: формирование представлений у дошкольников о многообразии насекомых посредством игровой деятельности
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.
Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы "Дюймовочка" Ганс Христиана Андерсена.
Материалы и оборудование: кукла-игрушка Дюймовочка, гусеница-игрушка, магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых (мотылёк, майский жук, комар, стрекоза, светлячок, пчела, бабочка, муравей, паук, гусеница, оса, шмель, божья коровка) Дидактические игры:«Найди бабочек на картинке», «Как появились Бабочка и Майский Жук». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку.
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие с одним из героев сказки, отгадайте с кем. Послушайте загадку.
« Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла».(Дюймовочка)
-Ребята, давайте вспомним как Дюймовочка оказалась в лесу?
Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. Девочка ей сразу понравилась и жаба решила унести её к себе на болото и выдать замуж за своего сына. Когда девочка проснулась она испугалась,заплакала ией очень хотелось вернуться домой. Но сама это сделать она не сможет, давайте ей поможем.
- Дюймовочка сказочный герой, значит и мы с Вами отправляемся в сказочное путешествие.
- Повертитесь, покружитесь и в лесу Вы окажитесь.
II Основная часть.
- Ой ребята, посмотрите как красиво в лесу. А вот и Дюймовочка.
- Не грусти Дюймовочка, мы поможем тебе вернуться домой.
- Ребята, Дюймовочка мне подсказывает, нужно будет быть очень внимательными, осторожными в лесу, так как там живёт злодей паук.
- Вспомните,какие насекомые встретились Дюймовочке в сказке? А поможет вам загадка:
1. Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Мотылёк)
- Правильно. Мотылек помог Дюймовочке улететь от жаб с болота.
-Маленькие рыбки, которые плавали под водой, услыхали как старуха жаба хочет женить своего сына. Рыбкам стало жаль девочку. Они собрались вместе и перегрызли стебель кувшинки, на котором сидела девочка и Дюймовочку понесло течением. Над рекой пролетал ..(дети отгадывают загадку)
2.Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский жук
- Майский Жук забрал Дюймовочку с листа кувшинки и принес к себе, на высокое дерево. Позже к жуку пришли гости, чтобы посмотреть на незнакомку, она им не понравилась, потому что не была похожа на них самих.
Воспитатель.Ребята! Я знаю, что Вы очень любите природу, насекомых. Скажите а какие насекомые могли прийти в гости. Помогут вам загадки:
1.Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.(комар)
Комар — насекомое серого цвета с двумя крыльями. Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц.
2. У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её … (стрекоза)
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Есть враги у стрекозы -рыбы, птицы и пауки. Стрекоза полезна для человека, потому что уничтожает огромное количество комаров.
3. Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна
Непоседлевая … (Пчёлка)
Тело красивого полосато – черного окраса, есть крылья и хоботок, который используется для всасывания нектара. Питаются пыльцой растений, нектаром. Пчелы появляются из яиц. В природе дикие пчелы обитают в дуплах старых деревьев.
4. Она ярка, красива.
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Бабочки — одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев сказочная.
5. Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бежать она не может. (Гусеница.)
Гусеница — это личинка бабочки. Тело гусеницы мягкое, подвижное, покрытое мельчайшими волосками. Большинство гусениц питаются листьями, цветками и плодами растений.
6. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Чёрненькие точки. (божья коровка)
(Комары, стрекозы, жуки, пчёлы, осы, шмели, светлячок, бабочки и др)
-Ребята, кто такие насекомые?
- У насекомых, сколько лап?
- Из каких трех частей состоит тело?
Воспитатель.Я знаю, что Вы очень любите природу, насекомых. Давайте с вами вспомним чистоговорки про насекомых.
Игра «Узнай насекомое, вспомни чистоговорку»
РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары
ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза
УК – УК – УК - проползает жук
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
СА – СА – СА - полосатая оса
ЛИ – ЛИ – ЛИ – мохнатые шмели
Чок – чок - чок – ярко светит светлячок
Воспитатель.Какие Вы активные, любознательные, столько чистоговорок я никогда не слышала. Удивили вы меня.
-Ребята, бабочки-красавицы хотят с вами поиграть.
Игра «Найди бабочек на картинке»
Дети получают картинки с изображениями бабочек: крапивница, капустница, махаон, лимонница. Необходимо закрыть фишками бабочек. Крапивница – оранжевый круг, капустница – белый, махаон – бордовый, лимонница – зеленый. Потом проверяется правильность выполнения задания.
-Насекомые не сразу становятся такими, как мы с вами привыкли их видеть в природе. Каждое насекомое сначала было яйцом, потом превратилось в личинку, потом стало куколкой и только потом уже взрослыми насекомым.
Воспитатель.Пришло время отдохнуть. Физ.минутка.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Появляется гусеница(игрушка):
-Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
-Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в
бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
-Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца).
-Кто появляется из яйца?(Из яйца появляется гусеница)
-Что делает гусеница?(Она питается листьями и растет.)
-В кого она превращается?(Гусеница превращается в куколку)
-Кто выходит из куколки?(Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья.
Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).
Воспитатель. С приходом зимы Дюймовочка нашла себе приют у мыши.
Однажды, прогуливаясь по галерее, Дюймовочка увидела ласточку. Ей стало жаль птицу, и она всю зиму заботилась о ласточке.
Воспитатель. Однажды пришел крот к мыши, и решил жениться на девочке. Вот и настал день свадьбы, крот пообещал в подарок исполнить любое желание девочки. Дюймовочка попросила, чтоб ей позволили в последний раз попрощаться с солнышком, и выпустили ее из норы.
-Почему крот не любил солнце?
-Кто еще живет под землей? ( Дождевые червяки).
-Помогите червяку, который попал в чужую норку, найти из него выход.
Игра "Кто живет под землёй"
Воспитатель.Дюймовочка вышла на поверхность, протянула руки к солнцу и вдруг… увидела ласточку. Девочка села на спину ласточке, птичка понесла ее к королю эльфов. С того дня для Дюймовочки наступили счастливые времена.
III Рефлексия.
Воспитатель.Вот и подошло наше путешествие к концу.
Повертитесь, покружитесь и в нашей группе окажитесь.
- Ребята,Вы меня удивили своими знаниями, а главное, Вы были внимательными, активными, трудолюбивыми.
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
- Про кого мы сегодня говорили?
- Назовите насекомых?
- Назовите части тела.
- Где живут?
Приложения
1. Картинки с изображением насекомых
1. Игра «Найди бабочек на картинке»
Дети получают картинки с изображениями бабочек: крапивница, капустница, махаон, лимонница. Необходимо закрыть фишками бабочек. Крапивница – оранжевый круг, капустница – белый, махаон – бордовый, лимонница – зеленый. Потом проверяется правильность выполнения задания.
-Насекомые не сразу становятся такими, как мы с вами привыкли их видеть в природе. Каждое насекомое сначала было яйцом, потом превратилось в личинку, потом стало куколкой и только потом уже взрослыми насекомым.
2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Появляется гусеница(игрушка):
-Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
-Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в
бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
-Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца).
-Кто появляется из яйца?(Из яйца появляется гусеница)
-Что делает гусеница?(Она питается листьями и растет.)
-В кого она превращается?(Гусеница превращается в куколку)
-Кто выходит из куколки?(Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья.
Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).
3. Физкультминутка "Бабочка"
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре – улетела (бег с плавными взмахами рук).
Игра "Кто живёт под землёй"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому я считаю необходимо формировать основы экологического...
Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...
Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"
о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...
"Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста"
Среди основных тенденций цивилизованного развития общества особое внимание уделяется вопитанию у подрастающего поколения чувства ответственности за окружающую среду, за улучшение её состояния, за плод...
Статья на тему: «Формирование представления о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлениея о многообразии жиотного мира...
«Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Дошкольникам о многообразии животного мира» для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Приключения Дюймовочки в мире насекомых.Цель: формирование представлений у дошкольников о м...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСА. Э. ЛеонтьеваАннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме формирования предст...