Проект "Профессии"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Проект
«Профессии»
разработали:
воспитатель Комарова И.В.
учитель-дефектолог Милюкова Е.С.
2022 г.
Содержание
1. Вид, тип, длительность, участники проекта.
2. Актуальность.
3. Цель и задачи.
4. Ожидаемые результаты.
5. Работа с родителями.
6. Основные методы реализации проекта.
7. Этапы реализации проекта.
8. Перспективный план реализации проекта.
9. Результат реализации проекта
Вид: краткосрочный.
Тип проекта: познавательный.
Длительность проекта: 31.10-14.11.2022
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-дефектолог, родители (законные представители).
Возраст детей: подготовительная группа (дети 6-7 лет).
Актуальность проекта:
Для полноценного развития и социализации детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста особое значение имеет формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у дошкольника с нарушением интеллекта развивать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детской саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Все это помогает детям расширить представления о мире профессий.
Проблема:
– у дошкольников с нарушением интеллекта нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
– не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий;
– нет четкого представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии;
– не могут назвать и соотнести конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Цель проекта: формирование у дошкольников с нарушениями интеллекта устойчивого интереса к миру профессий, создание условия для позитивной социализации дошкольников.
Задачи проекта:
«Социально- коммуникативное развитие»
-формирование позитивных установок к различным видам профессий,
-формирование уважения к труду, к людям труда,
-развитие желания трудиться,
-воспитание бережного отношения к результатам труда,
-развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности,
-формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
«Познавательное развитие»
-актуализация, систематизация и расширение представления о мире профессий,
-расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям,
-развитие конструктивных способностей, мышления, воображения, памяти,
-развитие навыков контроля и самоконтроля.
«Речевое развитие»
- обогащение и активация словаря по теме; название профессий, атрибутов, действий.
- развитие навыков речевого общения (устного, устно-дактильного).
- развитие навыка составления рассказа из предложений, написание подписей к картинкам.
«Художественно-эстетическое развитие»
-формирование потребности использования книг (адаптированных, энциклопедий), как источника новых знаний,
-развитие стремления отражать свои знаний и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности.
«Физическое развитие»
-развитие общей и мелкой моторики,
-формирование здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Задачи для педагогов:
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
-формирование у воспитанников системы представлений о профессиях.
- привлечение родителей (законных представителей) к реализации проекта.
Ожидаемый результат:
- дети с интересом относятся к миру профессий;
- у детей расширились знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (доступные названия);
-родители получили опыт организации совместного семейного досуга;
-дети выполняют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
Работа с родителями:
- Сбор иллюстративного материала.
- Изготовление альбомов по теме "Профессии".
- Рекомендации по проведению наблюдений за людьми труда, подбор словаря.
- Накопление печатного материала по теме.
Основные методы реализации проекта:
– определение темы, постановка цели и задачи;
– определение методов и приёмов работы;
– подбор методической и адаптированной литературы, демонстрационного материала;
– беседа с детьми о профессиях;
– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
– подбор материала для творческого труда;
– составление перспективного плана;
– составление альбомов.
Были задействованы все образовательные области:
I. Познавательное развитие.
II. Социально-коммуникативное развитие.
III. Речевое развитие.
IV. Художественно-эстетическое развитие.
V. Физическое развитие.
Этапы реализации проекта
1этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
- формулирование целей задач проекта, формулировка проблемы;
- сбор информации о профессиях родителей;
-сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями: «У врача», «Больница», «Продавец», «Почта», "Магазин".
2этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ:
-внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приемов на расширение знаний детей о профессиях.
Организованная образовательная деятельность:
- экскурсии в магазин, в кабинет врача (в ДОУ), на почту
- занятия по ознакомлению с окружающим;
- занятия по развитию речи
Совместная организованная деятельность педагога с детьми:
- рассматривание иллюстраций, беседы;
- чтение адаптированных книг;
-дидактические и настольные игры по теме;
-сюжетно-ролевые игры;
- составление рассказов по картинке
Самостоятельная деятельность детей:
- раскрашивание иллюстраций;
- художественная деятельность (рисование, аппликация);
- настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры.
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
- оформление творческих альбомов с рисунками детей и работами родителей;
- оформление проекта;
Перспективный план реализации проекта
Дни недели | Виды деятельности в течение дня | Образовательные области | Задачи |
Первая неделя
| - ООД просмотр презентации «В больнице» - Рассматривание иллюстраций - Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» - Обыгрывание ситуации «У врача» (дети играли, толкались, мальчик упал, получил травму и т.д.) - экскурсия в кабинет врача (в ДОУ); - Развивающие игры для детей «Найди, что нужно врачу» - Расскрашивание расскрасок - Обыгрываем ситуацию: «Кукла заболела». - Дидактическая игра «Можно-нельзя» | Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие | 1.Познакомить детей с профессиями врача, водителя, учителя, вызвать интерес к этим профессиям. Желание отвечать на вопросы. 2. Развитие логического мышления (в дидактической игре) 3.Развитие мелкой моторики (художественной деятельности). |
4.Развить воображение, путем решения проблемных ситуаций 5.В различных видах деятельности, предложить детям применить нетрадиционную технику. 6.Развитие мелкой и крупной моторики в художественной деятельности и подвижных играх. | |||
Вторая неделя
| ООД «Продавец» - Экскурсия в магазин - Разыгрывание ситуации "В магазине" - Сюжетно-ролевая игра «Магазин Игрушек», «Посуды» и др.. - Рисование «Чайный сервиз» - Подвижная игра «Съедобное – не съедобное» | Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие
| 1.Вызвать интерес к нетрадиционному подходу изучения данного материала. 2.В различных видах деятельности предложить детям применить нетрадиционную технику. 3.Развитие мелкой моторики. 4. Использование доски ТАЧПАИНТ в ООД, дидактических компьютерных играх связанных с профессиями
5.Вызвать желание читать адаптированные книги, альбомы. 6.Развитие двигательного процесса - придумывание собственных движений в инсценировках. |
Третья неделя | - ООД «Профессия почтальон»: просмотр презентации, беседа. - Дидактическая игра «Знаю все профессии». - Рассматривание иллюстраций по теме «Профессии» - Экскурсия на почту - Сюжетно-ролевая «На почте» - Беседа «Какая профессия мне запомнилась, почему» - Раскрашивание раскрасок по теме профессии
- Выполнение аппликации «Подарок для Деда Мороза
*Чтение адаптированных книг про виды профессий -Подвижная игра –
(рисунки, аппликации) - Обсуждение и анализ. - Итог мини-альбомов совместных детско-родительских работ |
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с различными видами профессий.
2. Были организованы для детей тематические выставки.
3. Дети научились различать основные виды профессий.
4. Детьми были созданы творческие работы по пройденному материалу.
5. Родители воспитанников познакомились с информацией по значимости данной темы, оценили целесообразность выбранной темы.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Как знакомить детей с профессиями в повседневной жизни».
Обычно к старшему дошкольному возрасту дети имеют представление о некоторых профессиях, но без специальных занятий детям с нарушенным интеллекта трудно усвоить названия и особенности профессий, поэтому рассказы родителей о разных профессиях приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Для развития познавательного интереса ребенка нужно постоянно привлекать внимание к людям труда, проводить наблюдения во время прогулок (строитель, водитель), в магазине (продавец, кассир), в очереди в поликлинике (врач, медсестра), в кафе (повар), обращать внимание на действия людей разных профессий, атрибуты, эмоциональный настрой.
Для того, чтобы расширить словарный запас и упражнять детей в речевом общении, можно поиграть в игру «Кто что делает?»
Например:
- лечит людей, слушает, делает укол, выписывает рецепт…..врач
- подстригает волосы, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
- везет людей, ремонтирует, чинит…водитель
- продает, взвешивает, заворачивает, считает … продавец
- строит дома, школы, магазины….строитель
- готовит еду, варит суп, жарит котлеты, мясо….повар
Аналогично можно поиграть в игру «Кому что нужно ?»
Например:
- повару – кастрюля, сковорода, нож, фартук,
- врачу – халат, лекарства, шприц, таблетки, рецепт
- водителю– ключ, масленка, колесо, отвертка
- продавцу – весы, касса, деньги, покупатели
- строитель – кирпич, каска, мастерок
Для активизации памяти и внимания можно поиграть в игру «4-й лишний». Из предложенных слов в виде табличек или картинок, необходимо убрать лишнее. Например: весы, деньги, колесо, касса и т.д.
Для закрепления представления о профессиях весь речевой материал нужно давать во всех доступных ребенку формах речи (устно, устно-дактильно, письменно – таблички).
После наблюдения можно сделать зарисовки (рисунок или серию рисунков), которые затем оформить в альбом «Профессии»
Такие занятия-наблюдения очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить речь.
Приложение
ПРИМЕРНЫЙ СЛОВАРЬ К ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ».
ЭТО ВРАЧ.
ВРАЧ ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ (ТЕТЯ, ДЯДЯ, ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, БАБУШКА,
ДЕДУШКА, МАМА, ПАПА).
ВРАЧ СЛУШАЕТ, СМОТРИТ ГОРЛО, ГЛАЗА, УШИ.
ВРАЧ ДАЕТ РЕЦЕПТ.
ВРАЧУ НУЖНЫ: БЕЛЫЙ ХАЛАТ, ГРАДУСНИК, ТАБЛЕТКИ, ВАТА,
ШПРИЦ.
ЭТО ПРОДАВЕЦ.
ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ, НА РЫНКЕ.
ПРОДАВЕЦ ПРОДАЕТ ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ИГРУШКИ, ОДЕЖДУ,
МЕБЕЛЬ, ПОСУДУ. (НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ)
ПРОДАВЦУ НУЖНЫ: ВЕСЫ, ДЕНЬГИ, ПРОДУКТЫ, ТОВАРЫ
(НАЗВАНИЯ ПОСУДЫ. ОДЕЖДЫ И Т.Д.)
Список использованной литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М, 2010.
4. Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru
5. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2013.
6.Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/ Дону, 2011