Проект "Песочные фантазии"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект был разработан для создания площадки для "Активного часа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_aktivnyy_chas.doc | 891.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Воспитатель: Миллер В.В
2020-2021гг.
Проект «Песочная фантазия»
(направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
с использованием формы работы с песком (кинетическим песком).
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хоть и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у ребенка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может проходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Возможность создавать что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это – отражение нашего Взрослого Мира.
Именно поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Данная программа – это прекрасная среда для изучения и развития воображения у детей дошкольного возраста, а также глубокого понимания внутреннего мира ребенка, поддержания психического здоровья, развитие его познавательных процессов, мелкой моторики, развитие и коррекция эмоциональной сферы, а также установление доверительных отношений с детьми.
Также программа может найти свое применение в работе логопеда, дефектолога, воспитателя.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что она учитывает психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и состоит из специально подобранных занятий направленных на развитие воображения и творческих способностей детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным реализовать индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Программа разработана на основе работ О.Ю. Епанчинцевой, Н. А Сакович, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко.
Цель – развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста, формирование творческого подхода к выполнению заданий.
Задачи:
- развить познавательный интерес, любознательность, умение фантазировать и творчески мыслить с помощью составления рассказов, сказок;
- развить через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и высказывать свое мнение;
- обучить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать заданной цели, формировать способность к рефлексии;
- обучить детей передавать разные эмоциональные состояния, выражать свои чувства в словесной форме, отражать в речи свои ощущения, настроение через имитационно-образные игры;
- закреплять, обогащать и систематизировать знания детей.
Программа направлена на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Форма проведения: «Активный час».
Занятия проводятся с группой детей, один раз в неделю во второй половине дня.
Время проведения каждого занятия – 15 минут.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Деревянный поднос с песком, дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, размеры в сантиметрах 70х70х8; чашки для кинетического песка; подносы для рисования на песке.
- Столы: один для подноса с песком, второй для расположения коллекции миниатюрных фигур.
- Коллекция миниатюрных фигур, высотой до 10-12 сантиметров, от предметов повседневности до фантастических образов; формочки.
Методы и приемы:
- Исследовательская, практическая деятельность. Работы с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками и т.д.). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
- Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (Ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…)
- Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа. Диалог и рассказ педагога. Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
- Наглядные методы. Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций с жизненными проблемными ситуациями, видео-аудиозаписи, моделирование.
Формы контроля полученных знаний:
- Методика «Нарисуй что-нибудь» ( Р.С.Немов) ;
- Тест «Дорисовывание» (Т.Д. Марцинковская);
- Методика «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах»;
- Наблюдение;
- Отзывы детей и педагогов.
Ожидаемые результаты:
- уметь фантазировать, творчески мыслить, находить оригинальные ответы на вопросы педагога, сочинять сказки;
- уметь сравнивать, выдвигать гипотезы, обосновывать свой ответ, достигать своей цели;
- научиться выражать свои ощущения, чувства в словесной форме;
- уметь передавать свое эмоциональное состояние;
- уметь высказывать свое мнение;
- уметь устанавливать контакт со сверстниками;
- уметь слушать других, уважать мнение другого человека;
- уметь анализировать свои действия.
План работы
Месяц | Название | Задачи | Материал |
Сентябрь 1-2 неделя | «Песочная лаборатория» «Юные исследователи» |
| Песочница, сюрприз «Конфета с ребусом», 3 стола с надписями «Исследователи пустыни», «Исследователи растений», «Исследователи животных, поддоны с песком, палочки разной длины, круглые крышечки, коробка с миниатюрными игрушками «Животные», макет пустыни, изображения кактусов, перчатки, схема «внешний вид растений пустыни». |
Сентябрь 3-4 неделя | «Доброе превращение и чудесное спасение» «Добрые волшебники» |
развитие творческого воображения. | картинка с изображением пустыни; миниатюрные фигурки; 6 мешочков с цветным песком; 6 вееров; коробочки с песком и камнями; аудиозапись звука ветра; кукла-кузнечик; кукла- колдунья Песочная буря; салфетки, стаканчик с водой; коврик/маты. |
Октябрь 1-2 неделя | «Берег больших черепах» «Мы – друзья!» |
| песок, фигурки-игрушки, полотенца. |
Октябрь 3-4 неделя | «Вслед за радугой» «Вслед за радугой» (второй вариант) |
| Плоскостное изображение гнома со сменным лицом (радость/грусть), листочек, покрытый песком; цветы с тактильными покрытиями, записи музыкального сопровождения, «следы Кляксы»; картинки для работы в парах; голубая лента, капельки; макет «Черные тучи», запись грома; пульверизатор с темной водой; зонтики; черный плащ; трубки; емкость с водой; песочница; киндер-сюрпризы; шкатулка с цветным песком. |
Ноябрь 1-2 неделя | «Путешествие в волшебную страну» «Путешествинники» |
| миниатюрные фигурки, деревья, камни; макеты домиков; песочница; песочница; коврики; мяч; диск с фильмом «Дружная семья»; DVD-плеер; телевизор; влажные салфетки; цветные лепестки по количеству детей. |
Ноябрь 3-4 неделя | «Научная экспедиция» «Исследование планет» |
| Космический корабль (дети создают сами); картинка планет; мини-конструктор, кубики; фигурки и картинки инопланетян, |
Декабрь 1-2 неделя | «Научная экспедиция» 2 часть «Научная экспедиция» 3 часть |
| останки ящеров (из теста, глины); ракушки, камни, три яйца (из папье-маше); камни похожие на янтарь; листы бумаги, карандаши. |
Декабрь 3 неделя Январь 1 неделя | «Спонтанная игра» «Кинетический песок» |
| Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком. |
Январь 2-3-4 неделя | «Прогулка в царство Матушки природы» «Времена года» «Чудеса природы» |
| кукла Старичка Лесовичка; искусственные сугробы, снежинки, льдинки, сосульки, заснеженные деревья; запись спокойной музыки; кукла Вьюга; изображение Солнца, радуги; миниатюрные ромашки; макеты овощей и фруктов; листья покрытые песком; фольга; бумага; оргстекло; пипетка и вода. |
Февраль 1-2 неделя | «Необыкновенное путешествие» «Веселые путешественники» |
| камень с указателями; «ковер-самолет», природные материалы; записи музыкального сопровождения; клей; цветные заготовки для птицы; салфетки. |
Февраль 3-4 неделя | «Затерянный город» «Таинственные сокровища» |
| «старинная» карта; модель «Сухое дерево»; листья на клейкой основе с написанными на них словами; схема-мозайка «Разбитый кувшин», запись шума ветра; сундучок с раздаточным материалом; веер; кисти; емкость с водой. |
Март 1-2 неделя | «В гостях у песочной Феи» «Волшебство» |
| Кукла – песочная Фея; пульверизатор; набор миниатюрных игрушек и природного материала; запись с музыкой. |
Март 3-4 неделя | «Спонтанная игра» «Кинетический песок» |
| Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком. |
Апрель 1-2 неделя | «Проделки песчаной бури» «Путешествие с Гномами» |
| Панно «Пустыня; видеозапись с изображением пустыни; сундук; фигурки гномиков; цветные листья разной фактуры; силуэты животных на стекле; емкость для воды и песка; игровой материал. |
Апрель 3-4 неделя Май | Итоговое. «Спонтанная игра» «Песни природы» «Мы фантазеры» (самостоятельная работа) «Вперед со сказкой!» «Кинетический песок» |
| Дети пользуются любым материалом, предназначенным для занятий с песком. Аудиозапись со звуками природы. |
Ответственный за реализацию проекта:___________/А.Б. Рыбаченко/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.
Отчетный концерт по теме «Музыкально-ритмические движения в жизни детей» с участием детей танцевального кружка «Топотушки» ...
Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"
Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Выставка детского творчества "Осенняя фантазия"
Выставка детских работ из природного и бросового материала....
Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...