"Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
детский сад комбинированного вида № 6
140180 г.о.Жуковский Московской области
ул. Серова д.2
тел: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77
ОГРН 1075013000985, ИНН/КПП 5013054997/501301001
Конспект НОД в старшей группе
на тему «Подготовка диких животных к зиме»
Подготовила и провела:
воспитатель Назарова Н.А.
г.о. Жуковский 2020г.
Цель: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание признаков живой и неживой природы.
- тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать
на вопросы и логически выстраивать предложения.
Развивающие:
-активизировать словарь детей: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.
- развитие внимания, логическое мышление
- развивать диалогическую речь
Воспитательные:
-воспитывать любовь к животным.
- воспитывать доброе отношение к природе.
Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, картинка осеннего леса, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, грибов, мольберт для картин.
Ход занятия
Вос-ль: Какое время года? (поздняя осень), какой сейчас месяц? (ноябрь), Назовите месяца по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Вос-ль: Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы, пишут лоси,
Пишут зайцы, ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.)
Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу?
Дети: Холодно, дождь идёт.
Вос-ль: Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще?
(Ответы детей.)
Вос-ль:Что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?
Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. Что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе?
(Ответы детей.)
Вос-ль: Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?
(Ответы детей.)
Вос-ль: Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.
(Ответы детей.)
Вос-ль: Тогда отправляемся в путь!
Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.
Вос-ль: Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень?
(Ответы детей)
Вос-ль: Где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята?
(Ответы детей)
Вос-ль: Почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.
Кто на ветки шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Кто это, ребята? (Белка)
Вот сейчас мы и узнаем, кто это.
(открыть картинку белка)
Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?
(Ответы детей.)
Вос-ль: Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? (Отвечает.) Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме?
Дети: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.
Вос-ль: Какая шерсть вырастает у белки?
(Ответы детей.)
Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?
Ответы детей.
Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.
Что еще нужно холодной зимой?
(Ответы детей)
Давайте посмотрим её дом. В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает. Зачем?
(Ответы детей)
А зачем еще белке хвост? Он у неё как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится спиной к ветру и хвостом закрывается.
А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб?
(Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.)
Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка!
Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц.)
Посмотрим. И, правда, заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка. Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.
Что происходит со шкуркой зайца?
Дети: Он линяет.
Вос-ль: Хорошо. Какая шерсть у него вырастает?
Дети: Теплая.
Вос-ль: Почему?
Дети: Чтобы зимой ему было не холодно.
Вос-ль: А еще, какая шерсть у зайца зимой?
(Ответы детей.)
Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме?
Рассказ детей про зайца.
Физминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вос-ль: Отдохнули. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд).
А вот и еще одна загадка для нас:
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса.)
Правильно, лиса. А кто знает, как лиса готовится к зиме?
(Ответы детей.)
Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая). Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? (Нет). Правильно.
Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.
Вот еще одна загадка:
Кто в лесу зубами — щелк,
Это бродит серый... (волк).
Кто знает, как волк готовится к зиме?
(Ответы детей.)
Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает?
Дети: Теплая шерсть вырастает.
Вос-ль: Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.
А про кого эта загадка?
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет. (Медведь.)
Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.)
Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.
Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду.
(Ответы детей)
Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге)
А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж) Почему? (Ему нечего есть зимой)
Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны!
Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой.
Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.
(Звучит музыка «Времена года»).
Вос-ль: Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили?
(белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.)
Кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? (медведь, ёж).
Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.)
А кто делает запасы? (белка). Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют)
Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть.
А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить).
Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться).
Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.
Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!
Это нам подарок из леса от животных. А подарок — лесные орешки. Угощайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка диких животных к зиме
Комплексное занятие...
Подготовка диких животных к зиме
Подготовка диких животных к зиме...
Конспект занятия по экологии для детей 5- 6 лет «Подготовка диких животных к зиме»
- закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживо...
Конспект НОД по экологии для детей средней группы «Подготовка диких животных к зиме»
Конспект по экологии в средней группе...
конспект НОД "подготовка диких животных к зиме"
закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных зимойупражнять детей в умении сравнивать и описывать животных,делать выводыформировать чувство причастности к окружающему миру...
Подготовка диких животных к зиме
Презинтация по окружающему миру...
Открытое занятие по окружающему миру "Подготовка диких животных к зиме"
Цель занятия - дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....