"Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Н. А. Назарова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

детский сад комбинированного вида № 6

140180 г.о.Жуковский Московской области

ул. Серова д.2

тел: (48) 4-32-32; (48) 0-07-77

ОГРН 1075013000985, ИНН/КПП 5013054997/501301001

Конспект НОД в старшей группе

на тему «Подготовка диких животных к зиме»

Подготовила и провела:

воспитатель Назарова Н.А.

г.о. Жуковский 2020г.

Цель: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знание признаков живой и неживой природы.

- тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать  

    на вопросы и логически выстраивать предложения.

Развивающие:

-активизировать словарь детей: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

- развитие внимания, логическое мышление

- развивать диалогическую речь

Воспитательные:

-воспитывать любовь к животным.

- воспитывать доброе отношение к природе.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, картинка осеннего леса, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, грибов, мольберт для картин.

Ход занятия

Вос-ль: Какое время года? (поздняя осень), какой сейчас месяц? (ноябрь), Назовите месяца по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). 

Вос-ль: Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, пишут лоси,

Пишут зайцы, ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.) 

Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу?  

Дети: Холодно, дождь идёт.

Вос-ль: Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще?

 (Ответы детей.) 

Вос-ль:Что относится к неживой природе?  Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?

Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. Что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе? 

(Ответы детей.)

Вос-ль: Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?

 (Ответы детей.) 

Вос-ль: Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.

 (Ответы детей.) 

Вос-ль: Тогда отправляемся в путь!

Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Вос-ль: Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень?

(Ответы детей)

Вос-ль: Где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята?

(Ответы детей)

Вос-ль: Почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.

Кто на ветки шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Кто это, ребята?  (Белка)

Вот сейчас мы и узнаем, кто это.

(открыть картинку белка)

Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?

 (Ответы детей.)

 Вос-ль: Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится?  (Отвечает.) Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме?

Дети: Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая.

Вос-ль: Какая шерсть вырастает у белки? 

(Ответы детей.) 

Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?

Ответы детей.

Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

Что еще нужно холодной зимой?

(Ответы детей)

Давайте посмотрим её дом. В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает. Зачем?

(Ответы детей)

А зачем еще белке хвост? Он у неё как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено, садится спиной к ветру и хвостом закрывается.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб?

(Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) 

Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка!

Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Посмотрим. И, правда, заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка.  Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.

Что происходит со шкуркой зайца?

Дети: Он линяет.

Вос-ль: Хорошо. Какая шерсть у него вырастает?

Дети: Теплая.

Вос-ль: Почему?

Дети: Чтобы зимой ему было не холодно.

Вос-ль: А еще, какая шерсть у зайца зимой? 

(Ответы детей.)

 Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме?

Рассказ детей про зайца.

Физминутка:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вос-ль: Отдохнули. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд).

А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это?  (Лиса.)

Правильно, лиса. А кто знает, как лиса готовится к зиме? 

(Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая). Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? (Нет). Правильно.

Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.

Вот еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,

Это бродит серый...  (волк).

Кто знает, как волк готовится к зиме?

  (Ответы детей.) 

Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает?

Дети: Теплая шерсть вырастает.

 Вос-ль: Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.

А про кого эта загадка?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет. (Медведь.)

Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.)

Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. 

(Ответы детей)

Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге)

А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж) Почему? (Ему нечего есть зимой)

Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны!

Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой.

Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

(Звучит музыка «Времена года»).

 Вос-ль: Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось?  Каких зверей мы встретили? 

(белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.)

 Кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? (медведь, ёж). 

Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.)

 А кто делает запасы? (белка). Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют) 

Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть.

А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить). 

Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться). 

Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.

Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!

Это нам подарок из леса от животных.  А подарок — лесные орешки. Угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка диких животных к зиме

Подготовка диких животных к зиме...

Конспект занятия по экологии для детей 5- 6 лет «Подготовка диких животных к зиме»

- закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;- учить детей выявлять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживо...

конспект НОД "подготовка диких животных к зиме"

закреплять знания детей об образе жизни и повадках диких животных зимойупражнять детей в умении сравнивать и описывать животных,делать выводыформировать чувство причастности к окружающему миру...

Подготовка диких животных к зиме

Презинтация по окружающему миру...

Открытое занятие по окружающему миру "Подготовка диких животных к зиме"

Цель занятия - дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....