Проект "Земля"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Валерьевна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zemlya.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Кугесьский  детский сад «Ягодка»

ПРОЕКТ

по познавательному развитию

Тема: «Берегите Землю!»

Выполнили:

ИвановаТ.В., воспитатель

первой квалификационной категории,

Антонова М.В.

п.Кугеси, 2021 год

Тема проекта: «Берегите Землю!»

Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.

По содержанию: интегративный.

По продолжительности: Среднесрочный (четыре недели).

По количеству участников: коллективный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Земляника», воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

Планета Земля – наш общий дом. Все жители планеты – это люди, животные, растения. И именно от нас, людей, зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях, приобретает приоритетное значение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. С малых лет ребёнок должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. 

Выполняя работу над проектом,  основывались на принципах ФГОС ДО. Для полноценного развития каждого ребенка проект был разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром. Заинтересовать и вовлечь родителей к реализации этого проекта, в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.

Цель:

        Развивать экологическое мировоззрение у детей и гуманное отношение к природе. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
  • Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности;
  • Привлечение к проекту родителей: информационные стенды, конкурсы совместных работ (рисунков, поделок), консультации.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия);
  • Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности);
  • Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение;
  • Тесный контакт с родителями.

Методы проекта:

  • Наглядный (показ иллюстраций, рассматривание альбомов, просматривание презентаций).
  • Словесный (беседы, чтение художественной литературы).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

  • Выбор и утверждение темы.
  • Определение целей и задач проекта.
  • Подобрать материал для развития творчества детей
  • Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, презентаций.
  • Создание картотеки игр.
  • Составление перспективно - тематического плана.
  • Проведение анкетирования с родителями.  Обсудить с родителями проблему экологического воспитания детей. Определить пути решения.
  • Обеспечение условий для проведения проекта.
  • Осуществление контроля над реализацией проекта.

2. Основной этап

  • НОД на тему «Экология –это жизнь».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух);

- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;

- формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе

- воспитывать экологическую культуру.

  • НОД на тему «Красная книга России».

Цель: Продолжать знакомство дошкольников с Красной книгой.

Задачи:

- формирование понятий экологического поведения на природе;

- знакомить детей с Красной книгой;

- расширять представления у детей о диких животных .

  • Рассматривание иллюстраций «Какую пользу приносят деревья?», «Как люди заботятся о деревьях?», «Вода в жизни человека», «Горы, реки и моря – это все моя Земля».
  • Проведение бесед «Человек – часть природы», «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло», «Что такое земля», «Правила поведения в заповеднике», «Охрана природы», "Заповедные зоны, что это такое?", «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим», «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары», «Экологический светофор», «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Жалобная книга природы», «Мы приносим помощь».
  • Игровая деятельность 

- Дидактические игры: «Что, где растет?», «Узнай дерево по коре», «Назови экологический знак», «Что хорошо, а что плохо?», «Живое - неживое», «Что дала нам природа»,

Логические упражнения: «У озера», «У речки»;

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в заповедник»;

Игровые ситуации: «Прогулка в лесу», «Кто как экономит воду дома», «С мамой и папой - за грибами!»;

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»; «Ручеек»; «Рыбаки и рыбка».

  • Просмотр презентаций.

 «Экологические катастрофы».

  • Чтение художественной литературы:

Снегирев Г. «Кто сажает лес?», Скребицкий Г. «На лесной полянке», Соколов-Микитов И. «Лесные картинки», Сладков Н. «Друг или враг», рассказы и сказки из сборника «Лесные тайнички», Пришвин М. «Этажи леса», А. Усачев «Мусорная фантазия», Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», В. Орлова «Общий дом», Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река», В Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

  • Заучивание наизусть:

«Давайте вместе Землю украшать» Е. Смирнова, «Не надо мусорить в лесу!»   М. Крюков.

  • Просмотр мультфильма «Наш дом- природа».
  • Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Зеленая планета», «В гости к лесным друзьям», «Дикие животные Сочинского заповедника»;

Лепка «Звери на опушке»;

Аппликация «Голубь мира».

  • Опыты

- Очищение почвы; Загрязнение воздуха копотью, «Как растения воду пьют»

  • Прослушивание музыки
  • Экскурсия в лес.
  • Оформление выставки «Правила поведения на природе».
  • Изготовление папки-передвижки «Природа в жизни Вашей семьи».
  • Итоговое занятие «День Земли».
  • Совместно с детьми проведение субботника (уборка мусора рядом с детским садом, развешивание знаков «Мусорить запрещено».
  • Выставка детских работ.
  • Консультации «Как провести выходной день на природе», «Экологическое воспитание детей в семье».

3. Заключительный этап

Выставка рисунков «Берегите природу»

Итоговое занятие «Берегите Землю».

Список используемой литературы:

1. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003г.

2. А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте». Тамбов 2006г.

3. Т. В. Меркулова. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.

4. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др.; под редакцией З. А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-255с.

5. «МЫ». Программа экологического образования детей/Н. Н. Кондратьева и др. 2000.

Приложения

Анкета

1.Какие экологические проблемы в нашем поселке Вы знаете?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кто является виновником этих проблем?

а) жители поселка

б) автотранспорт

в) промышленные предприятия

г) другое _________________________________________________________

3. Как поступить с накопившейся в доме ненужной бумагой?

а) сожгу сам в безопасном месте

б) сдам в макулатуру

в) выброшу на помойку

г) другое __________________________________________________________

4. Как, на Ваш взгляд, можно использовать пищевые отходы?

а) выбросить на помойку

б)покормить животных

в) закопать в землю

г) другое __________________________________________________________

5. Как поступить с металлическими банками из-под соков?

а) сдать в металлолом

б) закопать в землю

в) выбросить на помойку

г) другое __________________________________________________________

6. Готовы ли Вы сортировать мусор (собирать отдельно бумагу, пластик,

стекло, пищевые отходы)?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

7. Как Вы думаете, имеете ли Вы и Ваша семья возможность сделать

что-то для более бережного отношения к природе и что именно?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект НОД в подготовительной группе на тему « Экология –это жизнь».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе. 

Задачи:

- продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух);

- развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;

- формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе

- воспитывать экологическую культуру.

Предварительная работа:

• проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха

• беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля».

Ход:

Что за чудо - чудеса!

Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки)

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки)

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях)

Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки)

Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки)

Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки)

Воспитатель:

 Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?

В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют.

Кто нам помогает содержать дом в чистоте?

В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме?

В: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?

В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. 

Существует несколько способов очистки почвы:

- Откачивание почвы с помощью насосов.

- Сжигание нефти.

- Разброс сорбентов.

- Промывка почвы.

В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.

Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?

В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.

Физминутка:

Станем мы деревьями,

Сильными большими. (Руки на поясе)

Ноги - это корни,

Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали, (Пальцы в замок)

Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони чашечкой)

Воду доставали.

Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой

В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)

Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)

Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)

Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)

В: Как ещё человек загрязняет почву? 

В:

Хлам на тропинке, отбросы в реке,

Сор под деревьями, отходы везде,

Давайте исправим, чтоб видели все

Чистота в природе - должна быть везде.

В: Игра «Собери мусор». 

В: В природе нет мусора, нету отходов,

Давайте друзья учится у природы.

В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор? 

В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?

В: Вы всегда так поступаете? 

В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в Туапсинском районе встречается грязный воздух?

Д: На остановках, около нефтеперерабатывающего завода, на стоянках автомобилей. 

В: Да. Все это загрязняет воздух. 

В: Как защитить воздух от дыма? 

Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.

В: Если завод, машины будут дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? 

Д: Нет. 

В: На какой планете вы хотели бы жить? 

Д: красивой, цветной.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету -

Ведь другой похожей нету!»

(Я. Аким)

НОД на тему «Красная книга России»

Цель: Знакомство дошкольников с Красной книгой.

Задачи:

- формирование понятий экологического поведения на природе;

- знакомить детей с Красной книгой Краснодарского края;

- расширять представления у детей о диких животных Кавказского заповедника.

ХОД НОД:

Воспитатель:

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Рассказ воспитателя о Красной книге.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принять специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной  книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными, о животных и растениях.

ФИЗМИНУТКА

Мы шагаем, мы шагаем        (Ходьба с подниманием рук.)

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста        (Наклоны вперед, руками коснуться пола,

Выпал птенчик из гнезда.        выпрямиться, поднять руки вверх.)

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста                (Бег на носочках)

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим

На поляну мы заходим,                (Наклоны вперед)

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

 Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

 В. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озера – это дом.

Просмотр презентации «Кавказский государственный биосферный заповедник».

В. Ребята, представляете, животные из леса прислали нам сообщение, что нуждаются в охране. Слушайте внимательно.

Экологические правила.

Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы ни я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это?    (Это сова)

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

- Кто это?   (Это жаба)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и - они исчезнут.

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Давайте вспомним экологические правила.

•        Не разоряй птичьи гнезда.

•        Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

•        Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

•         Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

•        Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

•        Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

•        Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

•        Не разоряй гнезда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который не вкусен или просто ради забавы.

•        Не разоряй муравейники.

•         Береги лягушек, жаб и их головастиков.

 «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на зоре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали в высь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

А в небе – стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек.

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…