Проект "Осень"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Введение
Тема проекта: Осень
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Краткосрочный 15 сентября- 15 октябрья2021г.
Участники проекта: Дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Изучать природные явления в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте – залог будущих успехов. Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Цель:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта; расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
Образовательная:
1. Обобщить и систематизировать представление детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных изменениях.
2. Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.
3. Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
Развивающая:
1. Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм через наблюдение во время прогулок, рассматривание иллюстраций.
Воспитательная:
1. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Задачи проекта:
Задачи для воспитателя:
1. подобрать иллюстрации с пейзажами осени;
2. подготовить художественную литературу по теме «Осень»;
3. подобрать музыку на осенние мотивы;
4. Подобрать осенние игры.
Задачи для родителей:
1. оформить родительский уголок по теме «Осень»;
2. предложить рекомендации по организации наблюдений изменений в природе;
3. предложить родителям игры на природе;
4.привлечь родителей к участию в детско – взрослом проекте «Осень»
Задачи для детей:
1. развивать эстетический вкус, видеть всю красоту осенних пейзажей;
2. развивать наблюдательность за изменениями в природе;
3. познакомить со сказками, стихами, рассказами, загадками об осени;
4. дать знания о сезонных изменениях в природе;
5. воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу;
6. побудить ребенка к дальнейшим размышлениям, наблюдениям;
7. способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
- углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
- пополняет словарный запас;
- развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
- развивает художественно-творческие навыки.
Воспитатели:
- углубляют и расширяют знания об осени;
- совершенствуют навыки общения и речь;
- расширяют кругозор;
- разнообразят способы сотрудничества;
- развивают художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
- НОД;
- Игровая;
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная;
- Труд;
- Конструирование из природных материалов.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
- Праздник осени.
- Презентация проекта
- Анкетирование родителей
- Выставка детско-родительских проектов – буклетов, фотоальбомов, продуктов детского творчества
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Дары осень», изготовление книжек-малышек по теме проекта, изготовление лэпбука «Осень».
2. этап. Практический.
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов». Дидактические игры: «Что растёт на грядке?», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек». |
Труд | Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Познание | Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Ознакомление с природой: Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Ранняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?». |
Коммуникация | Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. |
Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…». Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек». |
Художественное творчество | Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов. Лепка: «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи». Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток - приглашений на осенний праздник. Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал). Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.
|
Музыка | Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени. Театральная сказка В. Сутеев «Под грибом» |
Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина Оформление выставки семейных поделок: «Дары осени». |
3-й этап – заключительный.
- Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени.
- Поощрение участников выставки «Дары осени»
- Подведение итогов проекта.
Пополнение предметно-развивающей среды группы, оформление группы, оформление выставки.
Приложение№1
- Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
- Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», Е. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
- Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
- Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
- Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
- Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
- Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
- Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
- Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
- Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
- Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение №3
Е. Трутнева «Осень»; Стало вдруг светлее вдвое,
А. С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье!
А. Фет Задрожали листы, облетая, Только ты, моя милая птичка, И грохочет громов перекличка,
Под ногой похрустывают льдинки,
Лес, точно терем расписной,
Щебетанье воробьев, | А. Плещеев «Осенняя песенка» Миновало лето, М. Ивенсен «Падают, падают листья» Падают, падают листья. «Лежебока рыжий кот» Лежебока рыжий кот
Уж небо осенью дышало,
Скучная картина!
Поспевает брусника, Стаи птиц улетают Солнце реже смеется,
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, |
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Список использованных источников и литературы:
1. С. Вохринцева Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003
2.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. И. Ерофеева «Времена года – ООО Линг-книга, 2008
3.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
3. Мини-энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.
4. В. Степанов Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.
5. В. Степанов Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.
6. В. Сутеев Весна – ООО Астраль, 2001
Аппликация: тема «Корзинка с грибами»
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессе создания аппликативного образа.
Задачи:
1. Знакомство детей с репродукцией картины с изображением натюрморта.
2.Формирование умения располагать в аппликации предметы на широкой поверхности, частично загораживая один другим.
3.Совершенствование умение вырезать одинаковые части из листа бумаги, сложенного пополам, приемы плавного закругления углов при вырезании шляпок и ножек грибов.
4. Развитие мелкой моторики рук
5. Воспитания интереса и желания общаться с искусством.
Рисование: тема «Ветка рябины»
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности в процессе рисования.
Задачи:
1. Формирования умения рисовать ветку рябины в вазе с натуры, добиваясь точной передачи строения ветки, формы и окраски листвы и ягод.
2. Совершенствования умения детей в смешивании красок для получения нужных оттенков цвета.
3. Воспитания самостоятельности.
4. Развития композиционных умений, художественного вкуса.
Аппликация: тема «Осенний пейзаж»
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессе создания аппликативного образа.
Задачи:
1. Формирования умения создавать гармоничную композицию из сухих листьев, отражая природы «золотая осень» - используя в работе природные материалы.
2. Развивать аккуратность при работе с сухим и хрупким материалом.
3. Воспитания бережного отношения к природе, желание общаться с прекрасным.
Аппликация: тема «Осенний Гербарий» природный материал - листья
Цель: Создать условия для реализации художественно-творческой деятельности детей в процессе создания аппликативного образа.
1. Формирования умения создавать гармоничную композицию из сухих листьев разного размера.
2. Развивать аккуратность при работе с сухим и хрупким материалом.
3. Воспитания бережного отношения к природе, желание общаться с прекрасным.
Лепка: тема «Ежик» природный материал – шишки
Цель: развивать чувство формы, мелкую моторику рук, творческое воображение, воспитывать уверенность, исполнительность, аккуратность и инициативность в изобразительной деятельности.
Аппликация: тема «Бабочка» - природный материал – кленовые листья.
Цель: Учить детей изготавливать поделки из природного материала, развивать творческий потенциал, развивать воображение.
Задачи: продолжать работу по формированию навыков работы с природным материалом, совершенствовать приемы наклеивания деталей.