ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
картотека по окружающему миру

Шунайлова Лариса Альбертовна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  СОДЕРЖАНИЯ   (ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_poznavatelnogo_soderzhaniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  СОДЕРЖАНИЯ   (ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР)

 НАЗВАНИЕ

ЦЕЛЬ

ИГРОВОЕ  ДЕЙСТВИЕ

ПРАВИЛО ИГРЫ

Первоклассник

Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, собранность, аккуратность.

Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

На столе воспитателя два портфеля, на других учебные принадлежности. Собирать предметы по сигналу быстро и аккуратно.

Для чего нужен предмет?

Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении.

Поиск предметов, соревнование. Каждый из играющих, взявших предмет, садится на своё место. По-очереди, ребёнок называет предмет, рассказывает как им пользуются, что ещё с его помощью можно делать.

Ребёнок рассказывает как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку. При необходимости дети дополняют ответ.

Кто потрудился?

Расширять, уточнять знания детей о труде людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним.

Группировать предметы по месту их производства: город (фабрика, завод), село (поле, ферма, сад).

Группировать предметы по месту их производства.

Умные машины.

Закрепить знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины (пылесос, электроутюг, мясорубка, стиральная машина и др.; бцльдозер, подъёмный кран, экскаватор и др.)

Закрывать клеточки фишками. При повторении дети меняются местами, игровое поле меняется.

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым закрыл клетки игрового поля.

Чего на свете не бывает?

Развивать художественно-творческую деятельность, мышление, воображение, фантазию.

Рисование того, чего не бывает на свете. Рассказ изображений.

Ребёнок работает самостоятельно. Воспитатель оказывает помощь, подсказывает.

Школа

Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениях с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Дети делятся на группы. У каждой группы свой учитель и урок. Когда учитель закончит урок, ученики демонстрируют свои успехи.

Учитель даёт задание детям, помогает им. Дети старательно выполняют задания. За правильное выполненное задание ученик получает фишку. Выигрывает класс, набравший больше всего фишек.

Библиотека

Научить детей соблюдать правила пользования библиотекой свободно использовать знание литературных произведений.

Дети выбирают 3-4 библиотекарей. Дети тоже распределяются на 3-4 группы. Каждую группу обслуживает один библиотекарь. Ребёнок описывает содержание нужной ему книги, но не называет её. Библиотекарь по описанию догадывается, какую книгу хочет ребёнок, и выдаёт её.

Рассказать о книге, не называя её. Узнать книгу по картинкам, по рассказу о ней.

На почте

Учить детей пользоваться различными формами связи – почтой, телеграфом, телефоном, радио. Познакомить с обязанностями почтовых работников, воспитывать уважение к их труду.

Дети распределяются на 2 группы работники почты и те, кто хочет воспользоваться её услугами – письмо, открытка, бандероль, посылка. В качестве обратного адреса – нарисовать портрет.

Обозначить и прочитать адрес. Письмо (посылку) выдавать, принимать при прочтении адреса.

Помоги Федоре.

Учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника. Воспитывать желание помогать тому, кто в этом нуждается.

Дети дорисовывают на картинке начатое на ней изображение. Группируются на основе сходства изображений предметов по их назначению (посуда, мебель и тд.)

По отдельным деталям восстановить предметы. Сообща создавать нужные предметы. Использовать стихи, загадки о предметах быта, посуде.

Швейная фабрика.

Дом мод.

Активизировать представления детей о характере труда на швейной фабрике. Развивать пространственное воображение, чувство формы, цвета, размера, художественный вкус.

Дети делятся на несколько групп. Каждая группа собирает определённый вид одежды (разного размера и цвета), вставляя отдельные детали в прорези на листке плотной бумаге.

Подбирать детали по цвету и размеру. Вставлять деталь в изделие на нужном этапе. По окончании работы контролёр – любой персонаж проверяет изделие, обсуждая его достоинства и недостатки. Выигрывает та группа, у которой работа выполнена лучше.

Догадайся, кто меня сделал.

Активизировать знания детей о труде взрослых, воспитывать уважение к ним. Развивать сообразительность умение быстро  принимать решение.

Дети делятся на две команды. Участники первой выбирают предмет, по одному подходят к детям другой команды и предлагают ответить, кто сделал этот предмет.

Решать из какого материала, как сделан предмет. Своё решение сообщать только тому, кто загадал загадку. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Затем дети меняются ролями. Набравшие большее число фишек выигрывают.

Что кому надо для работы на стройке?

Научить детей применять свои знания о труде строителей в разнообразных ситуациях; умело сотрудничать друг с другом; своевременно включатся в рабочий процесс.

Дети становятся в определённой последовательности в зависимости от своей специальности, в нужный момент вступают в трудовой процесс.

Инженер (сначала воспитатель, а потом ребёнок) предлагает изобразить процесс строительства в реальной  последовательности: вырыть котлован, заложить фундамент, возвести стены и т.д.

Важно, чтобы каждый ребёнок не  перепутал и не подвёл других.

Когда это бывает?

Закрепит знания детей о том, что люди работают в разное время суток. Сформировать представление о важности такого труда.

Группа детей выбирает картинки, на которых изображены занятия людей утром и размещают у сектора циферблата – утро. Рассказывают, чем занимаются люди ранним утром. Аналогично подбираются и обсуждаются картинки к другим частям суток.

Подобрать картинки с профессиями людей, в соответствии с частями суток.

Утро – молоковоз, поливальная машина, дворник, почтальон, мама с приготовлением завтрака. Вечер – кинотеатр, театр, транспорт на освещённых улицах и т.д.

Ночь – хлебозавод, электростанция, больница, вокзал, аэропорт и т.д.

На самолёте

Расширять представление детей о самолёте, его назначении, особенностях, способах обслуживания. Воспитывать уважение к лётчикам, желание быть похожими на них.

Дети выбирают роли – профессии людей, обслуживающих полёты и действуют в соответствии с выбранной ролью.

Дополнять друг друга, рассказывая о полете. Во время полёта все рассматривают виды различных природных зон. По возвращении рассказывают о своих впечатлениях.