Конспект НОД «Квест – путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. Форма - квест-игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kosmos_kvest_igra.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЯ - КВЕСТ-ИГРА

Тема: «Квест – путешествие в космос»

Старшая группа

Воспитатель:

 Бороздина Ольга Владиславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игры

Форма НОД: интегрированное занятие

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект:

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.-321с.

2.Минаева В.М.  Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.— М.: АРКТИ, 1999.—48с.

3.Андриенко Т.В.Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.— СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.—96с.

4.Фешина Е.В. Лего – конструирование в Детском саду - «Мозаика-синтез» - Москва, 2015

5.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

Материалы и оборудование: Наглядные: 5 портретов знаменитых людей (в том числе Ю. Гагарина); карта звездного неба, расстриженная на 5 фрагментов; образцы построек ракеты из конструктора типа Лего. Мультимедийные: фотографии Центра управления полетом, космонавтов. Музыкальные: аудиозапись «Музыка космоса». Художественное слово: загадка про созвездия Малой и Большой Медведицы.

Оборудование: разносы; мольберты; 4 фитбол-мяча, представляющих планеты (Земля, Венера, Сатурн, Уран); конструктор типа Лего; магнитное поле с планетами; фонарики; конверты, с вложенным внутрь картоном с отверстиями; ватман синего цвета; звезды из бумаги; клей; цветные карандаши; восковые мелки; вырезанные из цветной бумаги разнообразные космические объекты; фломастеры.

Методы и приемы: Словесные – вопросы проблемного характера, беседа. Практические – игровой. Наглядные – рассматривание фотографий, образцов.

Задачи образовательной программы

1 Воспитательные

  • воспитывать личной ответственности за выполнение задания;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность.

2 Развивающие

  • развивать интереса, творческих способностей, воображения дошкольника;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре;
  • развивать поисковой активности, стремления к новизне.

3Обучающие

  • формирование доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс.

Этапы

деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Организационный момент. Мотивация детей.

Проблемная ситуация.

Дети входят в зал, звучит музыка космоса.

-Ребята, послушайте, пожалуйста, в нашем зале звучит какая-то музыка. О чем она вам напоминает? (о космосе). Что вы себе под нее представляете? (планеты, звезды, созвездия, ракету).

- Буквально вчера космонавты улетели в космос и связываются с Землей в Центре управления полетом. Хотелось бы вам там побывать?

И мне хотелось бы! Тогда предлагаю вам пройти и занять свои места.

Дети проходят в Центр управления полетом, садятся на стулья. На экране телевизора слайд с Центром управления полетом.

- Сотрудники Центра наблюдают за тем, как работают космонавты. Что они видят? (космическую станцию, планету, приборы, компьютеры, сотрудников Центра и другое).

- На связь вышли космонавты.

На экране телевизора слайд с космонавтами.

- Они говорят, что приборы в космическом корабле вышли из строя. Карта космического неба разлетелась по всей солнечной системе. Как же теперь космонавтам вернуться обратно на Землю? Они навсегда останутся в космосе. А мы можем им помочь? Как? (найти карту, отправиться в космическое путешествие).

Стимулирует любознательность, развивает интерес детей.

Поощряет детей к высказыванию, решению проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Находят решение проблемной ситуации.

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Проявлен интерес, дети мотивированы к дальнейшей деятельности.  

2.Основной этап.

2.1. «Найди портрет первого космонавта». Цель – закрепление знаний о первом космонавте и его полете.

2.2 «Собери ракету из конструктора».

Цель – закрепления навыков конструирования, работы в микрогруппе, умение рассказать о постройке.

2.3 «Разместить планеты по орбитам» - закрепить знания детей о расположении планет в нашей солнечной системе.

2.4 Эксперимент «Дневные звезды» -  создать условия для формирования познавательного развития детей и повышения интереса к исследовательской деятельности.

2.5 «Собери созвездие» - закрепить знание о расположении звезд в созвездиях Малая  Медведица и Большая Медведица.

- Выход из Центра управления полетом заблокирован, чтобы он открылся нужно ответить на вопросы.

1. Кто был первым космонавтом, полетевшим на ракете? (Ю. Гагарин).  Когда он совершил свой первый полет? (12 апреля 1961 года). На каком космическом корабле он летал? (Восток).  

Где вы найдете портрет первого космонавта, там и будет первая подсказка для нашего дальнейшего путешествия и двери Центра управления полетом откроются.

Дети находят портрет Ю. Гагарина, а внутри фрагмент карты.

- Что вы нашли? Скорее всего, рассмотрев его, можно найти подсказку и понять, куда двигаться дальше. Согласны со мной, ребята?

- Куда мы направимся сейчас? (на Землю)

Дети находят следующую подсказку для выполнения задания – это планета Земля.

2. Ребята, на чем космонавты улетели в космос? (на ракете). А у нас с вами нет ракеты, что нам для этого нужно сделать? (построить свою ракету).

- Предлагаю поделиться на две команды и построить две ракеты, используя образцы или придумать свои постройки.

Дети делятся на 2 команды и строят ракеты из конструктора типа Лего по образцу или по замыслу под музыку.

- Мы полетим с вами только на одной ракете. Предлагаю выбрать ее. Расскажите о достоинствах своих ракет.

Дети рассказывают коротко о достоинствах своих ракет. Выбирают лучшую.

- Хорошо, мы полетим на этой ракете, а вторую мы оставим на космодроме. Кстати, а вы помните с какого космодрома стартовала ракета «Восток»? (Байканур).

- Ракета к полету готова, но мы не знаем, куда нам лететь дальше? Что нам для этого нужно? (найти подсказку).

 Дети находят следующую подсказку. Это фрагмент карты с  планетой Венера.

3. – Что изображено на этой подсказке? (планета Венера). На какую планету нам нужно полететь? (на Венеру). Полетели!

Дети передвигаются на следующую планету Венеру.

- Как вы думаете, есть ли порядок в космосе? Найдите каждой планете свое место.

Дети размещают планеты по своим орбитам.

Как мы с вами узнаем, куда лететь дальше? (нужно найти подсказку).

Дети находят следующую подсказку. Это фрагмент карты с планетой Сатурн.

4. – Куда мы полетим дальше? (на планету Сатурн). Полетели!  

 Дети передвигаются на следующую планету Сатурн.

- Дети, как, по-вашему, звезды светят только ночью?

Дети выдвигают свои предположения.

- Проверим чье предположение правильное?

- Возьмите в руку конверт, внутри которого, лежит картон с несколькими отверстиями. Это звезды. Возьмите в руку фонарик и посвятите им на обращенную к вам сторону конверта. Что вы видите?

А теперь посвятите фонариком с другой стороны конверта. Что вы видите теперь?

Почему так происходит?

Светят ли звезды только ночью?

Предлагаю зафиксировать эксперимент с помощью схемы.

- Как мы с вами узнаем, куда путешествовать дальше? (нужно найти подсказку).

Дети находят следующую подсказку. Это фрагмент карты с планетой Уран.

5.  Куда мы полетим дальше? (на планету Уран). Полетели!  

 Дети передвигаются на следующую планету Уран.

Отгадайте загадку:

Мы слышали: две медведицы

По ночам на небе светятся

Вверх мы головы подняли.

Два ковша там увидали.

(созвездия Малая  Медведица и Большая Медведица)

- Последнюю подсказку вы получите, если соберете ответ из звезд на ночном небе и украсите его. Для этого предлагаю поделиться на две команды.

Дети выкладывают созвездия из звезд под музыку. Затем дополняют звездное небо по собственному воображению.

- Ребята, мы с вами получили последний фрагмент. Теперь самое время вернуться в Центр управления полетом и собрать все фрагменты воедино. Согласны?

Дети возвращаются в Центр управления полетом.

- Предлагаю собрать все фрагменты воедино. Что у вас получилось? (карта).

Вводит детей в тему.

Поощряет к высказыванию, закрепляя знания детей о первом космонавте и его полете.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Закреплены знания детей о первом космонавте  его полете.

Закреплены навыки конструирования и работы в микрогруппе, умение рассказывать о постройке.

Закреплены знания детей о расположении планет в нашей солнечной системе.

Созданы условия для формирования познавательного развития детей и повышения интереса к исследовательской деятельности.

Закреплены знания о расположении звезд  в созвездиях Малая  Медведица и Большая Медведица.

Фрагменты карты собраны.

Побуждает детей высказывать собственное мнение. Поощряет к применению навыков конструкторской деятельности на практике.

Побуждает детей высказывать собственное мнение. Предлагает разместить планеты в солнечной системе.

Побуждает детей высказывать собственное мнение, умение выдвигать гипотезу, проводить эксперимент и анализировать полученный результат. Побуждает фиксировать эксперимент.

Поощряет к высказыванию, отгадыванию загадки. Побуждает собрать созвездия, дополнить звездное небо по замыслу с помощью средств художественной выразительности.

Побуждает детей к действию.

Отвечают на вопросы, вступают в диалог. Конструируют постройки, делясь на микрогруппы. Рассказывают о постройке.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли. Размещают планеты в солнечной системе.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Проводят эксперимент, анализируют его результат. Фиксируют эксперимент.

Дети высказываются. Отгадывают загадку. Собирают  созвездия, дополняют звездное небо по замыслу с помощью средств художественной выразительности.

Дети побуждены действовать.

3.Рефлексия, открытость

- Какие вы молодцы! Вы действовали слаженно и быстро и смогли помочь космонавтам, теперь они смогут вернуться обратно! За вашу смелость и отзывчивость вы награждаетесь удостоверениями будущих космонавтов.

Дети получают удостоверения.

- Понравилось вам наше путешествие?

Где больше всего понравилось?

Кому бы хотели рассказать?

Предлагаю пойти и рассказать.

Побуждает детей к рассуждению, рефлексии собственной деятельности.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Проявляли способность обобщать. Планировали дальнейшую деятельность.

Квест-игра – пример современной формы работы, позволяющей реализовать требования ФГОС. Квест-игра способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. В ходе организации работы реализуются следующие задачи:

1 Воспитательные

  • воспитывать  личной ответственности за выполнение работы;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность.

2 Развивающие

  • развивать интереса, творческих способностей, воображения дошкольника;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре;
  • развивать поисковой активности, стремления к новизне.

3 Обучающие

  • формирование доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходима доступность (задания должны соответствовать возрасту детей), системность (задания должны быть логически связаны друг с другом). В ходе организации квеста можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для проведения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно решая задания. Каждое задание – это ключ к следующему заданию. Задачи могут быть разнообразными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются в зависимости от тематики квеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытое занятие "Путешествие в космос в поисках алфавита"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в рамках недели пед. мастерства "Космическое путешествие в поисках алфавита"...

Домашний квест "Путешествие в космос"

Отправиться в космическое путешествие можно и сидя дома. Стоит только построить ракету, включить воображение и отправиться в полет...

Квест "Путешествие в космос"

конспект квеста ко Дню космонавтики...

Квест «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС» (старшая группа)

Квест «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»(старшая группа)   Цели:         В игровой форме закрепить знания детей о космосе; закреплять коммуникати...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе в форме игры-квеста «Путешествие в космос».

Занятие по познавательному развитию по лексической теме "Космос" в форме квест-игры. В ходе игры дети закрепляют знания о планетах солнечной системы, полученные раннее....

Квест «Путешествие в космос»

Уважаемые родители, предлагаю вам дома организовать увлекательный квест для детей на тему космоса...