Конспект занятия в старшей группе "Опыты солью"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: расширение представлений о свойствах соли и о ее применении.

 Задачи:

обучающие: формировать конкретные представления о свойствах, видах соли; научить использовать соль, как средство для творчества.

развивающие: развивать умение устанавливать причинно–следственные зависимости, умение делать выводы.

воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе "Опыты солью"

Цель: расширение представлений о свойствах соли и о ее применении.

 Задачи:

обучающие: формировать конкретные представления о свойствах, видах соли; научить использовать соль, как средство для творчества.

развивающие: развивать умение устанавливать причинно–следственные зависимости, умение делать выводы.

воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: шкатулка, маленькие мешочки с разными видами соли; стаканы, чайные ложки, лупы, 2 яйца, мелкий картофель на каждого по ½, одноразовые стаканчики, трубочки, пищевой краситель, баночки для декорирования. Оборудование для презентации.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Как мама использует соль?».

• Просмотр презентации на тему: «Удивительная соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение русской народной сказки «Соль»; пословицы, поговорки о соли

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

 Ход занятия:

- В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам шкатулка. Хотите посмотреть, что там? (Дети открывают шкатулку и достают мешочки). 

- Мешочки!? Потрогаем, что там может быть? (Предположение детей)

-Может нам их понюхать? Пахнет? (Предположение детей)

- Значит там находится вещество без запаха, у кого мелкое на ощупь, у кого крупное, что же это может быть?  (Предположение детей)

- Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках, кажется я догадалась?

- Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это? (Соль)

Предлагаю развязать мешочки и посмотреть, что там? (Соль)

-Скажите пожалуйста, для чего нужна соль? Где люди используют соль?». (Предположение детей)

- Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Я знаю, что вы очень любознательные, любопытные. По вашим глазам вижу, что вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

- Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Как добывают соль. Соль и ее применение.».

Мы увидели, что люди добывали соль различными способами. Теперь эта приправа на столе в каждом доме.

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (Предположение детей)

- Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. А есть, употреблять в пищу много тоже нельзя – это вредно для организма.

- А теперь предлагаю поиграть.

Игра «Соль нужна для того, чтобы …» (мешочек солью передавать и говорить)

- Чтобы консервировать овощи; посолить суп, салат, картошку макароны…

- Молодцы, вы отличные кулинары и помощники мамам. 

А сейчас, предлагаю всем вам стать учеными, чтобы изучить свойства соли и провести опыты.

- Поэтому приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки, шапочки и проходите за столы.)

- Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.  При работе с солью:

- Быть внимательными.

- Не разговаривать и не толкать соседа во время опыта.

- Сначала посмотри до конца опыт, а потом повтори.

- Выполнил и положи на место

- Не трогать руками глаза.

- И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Перед детьми тарелочка с солью и лупа.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде соли, которая лежит на тарелочке? (Соль похожа на порошок.)

- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (Соль состоит из белых кристаллов)

- Предлагаю подуть на нее через трубочку. Что произошло? (Рассыпается.)

- Попробуйте угадать, соль пахнет? (Нет)

- Делаем вывод, что соль состоит из кристалликов, сыпучая, без запаха.

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Предлагаю взять ложку и надавить на неё сухой ложкой, что мы услышали?

(Предположение детей.)

Я тоже, как и вы услышала хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

- Делаем вывод, что соль, как и снег состоит из кристаллов и при надавливании ложкой кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

- Предлагаю добавить в стакан ложку соли, а потом туда добавить ложку воды.

- Что произошло? Куда делась вода? (Соль поглотил воду.)

- А теперь добавим воду до половины стакана.

- Что произошло с соль.?  Мы видим соль? (Соль растворилась в воде.)

- Соль растворилась или исчезла? Как это проверить?

- Молодцы, можно попробовать и узнать.

- Делаем вывод, что соль растворяется в воде и становиться невидимым.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо».

-Кто отдыхал из вас на Волге? Какая там была вода? (Ответы детей.)

- А кто отдыхал на море? Вода там была какая? (Ответы детей)

- Да на Волге и во всех реках, прудах, озерах вода пресная, ее можно пить, а вот море вода соленая и ее нельзя пить, она очень соленая.

- А вы знаете, что в солёной воде легче плавать и это замечательно. Предлагаю проверить. Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьму яйцо и опускаю его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

- А теперь возьмем другое яйцо и опускаю его в стакан с водой, где вода из чайника, которую мы пьем. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

- Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

- А теперь прошу повторить этот опыт вам с помощью картофеля. (Дети выполняют задание.)

-Замечательно, предлагаю устроить перерыв и поиграть.

 Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить; шагают, услышав продут, который не нужно солить.

(картошка, банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

- Молодцы, все старались быть внимательными.

Опыт № 5. «Лава»

- Ребята, а сейчас мы с вами будем делать лаву в банке. Для этого нам понадобится: стеклянная банка, вода, пищевая краска, любое растительное масло, соль.

-Наполняем стеклянную банку водой, почти доверху, оставляя около 3 см; добавляем 8 капель пищевой краски (вода должна хорошо окраситься); добавляем 1/3 стакана растительного масла; Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. - добавьте щепотку соли

-Когда Вы добавляете соль в банку, она опускается на дно банки, беря с собой частички масла. Когда соль растворяется, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Каждый раз при добавлении соли будет образовываться эффект лавы. Какое свойство соли мы наблюдали в данном опыте? Соль тяжелее воды и масло. Соль растворяется.

- Как красиво у вас получилось!? 

- Ребята, вы очень хорошо потрудились, были отличными учеными и узнали о свойствах соли через опыты.

Рефлексия.

- Мне очень интересно послушать сейчас, кому какой опыт выполнять больше всего понравилось и какое новое открытие сделал каждый из вас для себя (Рассказы детей.)

- Замечательно! Изучение свойств соли нам помогло больше узнать об окружающем нас мире предметов и явлений.

- Ребята, я заглянула в шкатулку и увидела там вот такие замечательные медали – кристаллики. А они не простые здесь какая-то надпись (читаю)

- «Пища вкусна солью, а человек речью», предлагаю всем повторить эту поговорку о соли, чтобы запомнить, а потом получить кристаллик - медаль на память о сегодняшнем занятии. (Дети получают медали.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Конспект занятия в старшей группе. Нетрадиционное рисование клеем и солью «Белые снежинки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование клеем и солью. Создание положительного эмоционал...

деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....

Конспект занятия в старшей группе по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебная соль»

развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования – рисование солью....

Конспект занятия в старшей группе по ОЭД Тема: «Выпаривание соли»

Формировать представление об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию....

Конкурс: Конспект занятия в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»...