Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника.
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Все мы знаем, что в игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. И среди всевозможных игр особое значение имеют сюжетно-ролевые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-r_igra.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника.
Трудно переоценить значение сюжетно-ролевой игры для ребенка. Именно с помощью игры дошкольник адаптируется к меняющейся среде, выделяет свое Я, получает первые знания о социальной реальности, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и происходящим событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера.
Игра – это не только основной вид деятельности дошкольника, но еще и средство развития и воспитания. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка. Правила, установленные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, в том числе как умению учитывать желания и действия других, так и отстаивать свое мнение, а также совместно строить и реализовывать планы. Принимая на себя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, это помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать.
Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий. Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-либо образ, ребенок воспроизводит собственные впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Несмотря на то, что игровая ситуация воображаема, дети испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих, сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Детям среднего дошкольного возраста нравятся совместные игры. Однако отсутствие большого жизненного опыта, слабая устойчивость в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагоги должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам, их мнению. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он находится в совместной игре, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной социальной сферой, и организует игру по заранее спланированному сюжету. Зачастую педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к четкости и порядку в игре, воспитатель тем самым устраняет свободную, творческую составляющую в игре. Воспитанники в этом случае, пытаясь выполнить требования воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра будет способствовать конкретизации знаний, но не развивает в ребенке умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, умения менять роли в ее процессе.
Следовательно, задача воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры – это побуждение детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками. В игре с педагогом дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Кроме того, педагог побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий. Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — побуждать их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Важно определить, как можно формировать эти умения у детей. Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а равноправным участником в этом творческом процессе. Игра должна развертываться определенным образом, чтобы у ребенка появилась необходимость смены роли в процессе игры для развития сюжета. Это возможно при соблюдении педагогом двух обязательных условий:
– Использование сюжетов с несколькими персонажами с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
– Отказ от однозначного соответствия числа ролей в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
Для начала педагог организует игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, девочка любит играть в «магазин». Воспитатель предлагает ей: «Марина, давай поиграем. Здесь у нас будет магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем». Во время «посещения магазина» педагог развертывает ролевой диалог с «продавцом», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай как будто. в магазин привезли новые продукты. А я буду водителем». После «доставки товара» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай твои весы перестали работать. Нужен мастер. Им буду я». Можно придумывать другие развертывания сюжета, включая дополнительных персонажей. Если у ребенка возникают свои предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, акцентирует внимание детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Такая игра носит характер свободной импровизации.
Описанная игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети начинают свободно вступать во взаимодействие, подключаться к уже играющим сверстникам. В их игре расширяется диапазон используемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия как с сюжетными игрушками, так и с предметами — заместителями. У них появляется интерес к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует свой ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Начинать работу по организации совместных игр детей лучше с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Стоит использовать не только возможности предметно-развивающей среды в игровой, но и обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. Играя с ребенком, педагог должен использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.
Говоря о важности и пользе сюжетно-ролевых игр, стоит отметить некоторые часто используемые как педагогом, так и детьми самостоятельно, сюжеты.
- «Детский сад» Для этой игры потребуются фигурки/куклы на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя. С их помощью можно проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем начинается обычный режим дня: малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И так далее по установленному режиму дня. Эта игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать дома родителям, что происходит, пока вы не видитесь.
- «Гости». Здесь педагог подготавливает набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушек-гостей. Ребенок или подгруппа детей («семья») по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются. Прежде всего, эта игра помогает детям осваивать и применять правила этикета, здесь дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.
- «Магазин». Дети с удовольствием будут использовать прилавок или витрину, продукты (набор пластиковых муляжей, «продукты» - упаковки от чая, коробки от конфет и пр.), фартук и пилотка продавца-кассира, грузчиков, бумажные деньги, весы. Начинать игру можно с того, что грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку или в корзину. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек. В данной игре дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки. Можно добавить, что нередко дети игру в магазин совмещают с игрой в гости или дочки матери: покупки сразу же относят домой.
- «Доктор». Для данной игры понадобятся игрушки-пациенты, а также всевозможная врачебная атрибутика: фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря, шапочка и халат врача. Доктор начинает прием четвероногих пациентов, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору (вариант: хозяев с питомцами). Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт. Такая игра позволяет не только больше узнать о профессии врача, но и побороть детский страх перед походом в поликлинику. Также в игре дети учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует, проявлять сострадание.
Отдельно хотелось бы коснуться проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.
Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от жестких правил деятельности. Но в то же время он отделен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода во многом определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем мире, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его собственного опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: усвоение определенных правил и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психол...
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников
Значение сюжетно ролевой игры в жизни дошкольников.Игра занимает весьма важное,если не скрывать центральное,место в жизни дошкольника,являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В от...
"Значение сюжетно - ролевой игры в жизни дошкольника"
Консультации для родителей....
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников
Информация для родителей...
значение сюжетно ролевой игры в жизни дошкольника.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не ряд...
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития....
Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра ра...