Конспект ООД для старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья" (Интегрированный вид: развитие речи, окружающий мир)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Донцова Ирина

Данный конспект будет полезен в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя. В ходе занятия дети знакомятся с внешним видом человеческой семьи, с социальными и родственными ролями людей, закрепляютзнания о "семье животных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_moya_semya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Берёзка»

посёлка городского типа Ильского муниципального образования

Северский район

Конспект  ООД (интегрированный вид)

в подготовительной группе  
Тема: «Моя семья»

                                                                                Выполнила:

                                                                                учитель-дефектолог

                                                                                    Донцова Ирина Васильевна

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи старших дошкольников.  
Задачи:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

-упражнять в умении обобщать предметы в группы по схожим признакам, называть эти группы одним словом;

-уточнить знания названий взрослых животных особей и их детенышей; 
-упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье.

- воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбомы с фотографиями членов семьи, атрибуты к игре «Ромашка», к пазлам –пословицам, предметные картинки животных, сюжетные картинки «Семья», мяч, лучики, игрушечный котенок и щенок.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных пословиц, дидактическая игра «Назови одним словом», дидактическая игра «Семья домашних животных».

Ход занятия

Организационный момент. Дети выстраиваются в круг.
Игра-приветствие «Наши умные головки»

     Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!

Ребята послушайте маленький отрывок из стихотворения:

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей, воспитатель обращает внимание, что ответы должны быть полные, развернутые, а не односложные - «Это стихотворение о семье»).

- Все верно, ребята, и сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья и будем вести разговор о наших семьях.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, но сегодня по пути в детский сад, я услышала в кустах чей то плачь, когда я подошла поближе, то увидела, плачущего щенка и котенка. Эти животные потеряли свою семью. (Воспитатель демонстрирует игрушечных животных, которые нуждаются в помощи).

Дети, мы сможем помочь, выполняя все задания, котенку и щенку найти свой дом и свою семью? (ответы детей: «Да, мы поможем животным»)

Основная часть.

Дети подходят к первому столу.

Воспитатель: У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка. Отгадав загадку, мы узнаем, какие бывают члены семьи.

На столе лежит ромашка, дети по очереди берут по одному лепестку и отгадывают загадку.


1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)

2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)

3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)

5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)

6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Каких членов семьи вы узнали? (Ответы детей)

 Дети подходят ко второму столу.

На столе разложены пазлы к пословицам о семье: туча и рисунок семьи; семья, состоящая из отца и матери, и цветок; изображение хаты и детей; птицы и гнезда.

Воспитатель: Дети, назовите пожалуйста какие пословицы вы знаете о семье.
Пословицы:
*Семья в куче – не страшна и туча.
*Семья без детей – что цветок без запаха.
*Полна хата детей, так и счастливо в ней.
*Не будет добра, коли в семье вражда.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, пословицы хорошо знаете, а теперь соберите по ним пазлы и назовите нужную пословицу.

Дети переходят к третьему столу.

На столе разложены сюжетные картинки: дедушка с мальчишками, бабушки с девчонками, мама и папа с мальчиком или девочкой, папа с дедушкой, папа с девочкой, мама с мальчиком. Дети беседуют по картинкам («На этой картинке изображен дедушка и девочки, девочки для дедушки-это внучки, а здесь папа и мальчики изображены- мальчики для папы-это сыновья)

Воспитатель: ребята, мы разобрались, кто для кого в семье приходится, а поэтому я предлагаю вам всем встать в кружок и поиграть в игру с мячом.

Малоподвижная игра с мячом «Назови родственников»
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Дети подходят к четвертому столу.

На столе разложены предметы одежды  и изображение папы, мамы, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Дети, а в семье, у каждого члена семьи есть свои личные вещи. Посмотрите на стол, как эти вещи можно назвать одним словом? (это одежда).

Я предлагаю вам разделиться на четыре команды и разложить папе, маме, бабушке и дедушке одежду, а затем назвать чья это одежда?

Дети делятся на команды при помощи считалки (при помощи счета двойками или тройками, исходя из общего количества детей) или по интересам.


Игра: «Чья, чьё» (образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
Эта чья юбка? Эта юбка мамина.
Это чьи брюки? Папины.
Это чьё платье ?Бабушкино.
Это чья рубашка ?Дедушкина.

Воспитатель: Ребята,  у нас остался последний стол, кто напомнит, выполняя все задания, мы кому оказывали помощь? (ответы детей: «Мы помогали котенку и щенку найти свою семью»).

И так, подходим к последнему, пятому столу.

На столе лежат предметные картинки взрослых особей домашних животных и их детенышей.

Воспитатель: дети, как мы можем назвать эти картинки одним словом ? (ответы детей: «Это домашние животные»).

Ребята, я предлагаю вам собрать каждое животное в свою семью и назвать ее. И здесь наш котенок и щенок сможет найти свою семью. Вы готовы? (Ответы детей: «Это кошачья семья, в ней мама-кошка, папа-кот, детеныш-котенок, а это собачья семья: папа-пес, мама-собака, детеныш щенок, это лошадиная семья: папа-конь, мама-лошадь, детеныш-жеребенок). Дети приступают к группировке предметных картинок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, наш котенок и щенок теперь в своей дружной семье. Все задуманное нам удалось решить благодаря совместной, слаженной работе.

Итог занятия

Воспитатель предлагает вернуться на ковер (в центре ковра лежит желтый кру г- это солнце), сесть вокруг солнца.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями детей  из жизни сада и читает стихотворение:


Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.

Воспитатель: Дети, наша группа - это тоже семья, но детсадовская. Воспитатели, все сотрудники, наша няня, дети –все мы большая семья.

Дома, вы можете вечером всей семьей рассмотреть фото семейного альбома.
А  закончить наше занятие я предлагаю вам интересной игрой. Дети берут по одной желтой полосочке - лучику и называют описательное прилагательное, и прикладывают лучик к солнышку.  
Игра «Какая ваша семья» (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая

Воспитатель: Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Родители должны знать основные задачи для развития речи ребенка, которые необходимы решать в семье....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Горшкова Светлана Юрьевна, Велесик Наталья Степановна.

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребен...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»...

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

познакомить родителей с понятием «связная речь», с основными задачами развития связной речи в домашних условиях....