"Опытническая деятельность с детьми раннего возраста"
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 52 ".
Мастер – класс для воспитателей
«Опытническая деятельность
с детьми раннего возраста».
Воспитатель:
Ваганова Алла Васильевна
г. Заволжье
2022г.
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действий.
Задачи:
- систематизировать знания детей о свойствах воды (вода-это жидкость, она течёт, льется; прозрачная, безвкусная и не имеет запаха, вода бывает холодная, горячая и теплая; лёгкие предметы могут в воде плавать, а тяжёлые тонуть).
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- обеспечить развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, мышление, речь, кругозор и любознательность;
- активизировать и обогащать словарный запас детей.
- способствовать созданию у детей радостного настроения.
Материал и оборудование: тарелочки, прозрачные стаканчики по количеству детей, тазик, графин с кипяченой водой, аудиозапись «Звуки воды», магнитофон, деревянные палочки, камешки.
Ход мероприятия:
Дети стоят в кругу. Звучит музыка (звуки воды).
Воспитатель: Дети, слышите, что это за звуки? (Ответы детей)
Воспитатель:
Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться,
И здоровыми не быть.
И для людей, и для зверей,
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Будем мы с водой дружить!
В группу под музыку входит Капитошка.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам спешит! Это же Капитошка? А вы знаете кто такой Капитошка? Это капелька.
Капитошка: А вы знаете, что такое капелька? Это частица воды. Вся вода состоит из таких маленьких капелек. А я её частичка, капелька Капитошка.
Воспитатель: Капитошке, стало скучно, и он решил поиграть с нами, и узнать, знаете ли вы, для чего нужна вода? А для чего нужна вода? (Ответы детей) Чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать…
Воспитатель в форме беседы рассказывает:
Действительно, без водицы нам никак не обойтись; только просыпаемся и сразу же идем умываться; вода нас освежает, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем Капитошке, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой.
Дети встают в круг и выполняют движения, используя потешку «Водичка»
Водичка — водичка, (ладони под воображаемую струю воды)
Умой мое личико, (ладонями «умывание лица»)
Чтобы глазки смотрели, (моргание глазками)
Чтобы щечки краснели, (потирание ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок, (щелкание зубами)
Чтоб улыбался роток. (широко улыбаемся)
Капитошка: Ох, какие молодцы, вижу, любите водичку. Хотите с ней поиграть? (показывает воду в кувшине). Посмотрите я вам принёс водичку. (отдаёт воду воспитателю)
Воспитатель: Посмотрите, как я умею играть с водой? Я её переливаю (переливаю). Вода течёт, льется, почему? (потому что она жидкая) Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Воспитатель: Дети, а вы хотите поиграть с водой?
Опыт 1. «Вода безвкусная и не имеет запаха»
Воспитатель: Дети, возьмите стаканчик с чистой водой и понюхайте воду.
(Дети нюхают воду)
Воспитатель: Дети, чем вода пахнет?
(Совсем не пахнет).
Воспитатель: Правильно, ребята! Вода не имеет запаха. А теперь давайте попробуем воду на вкус.
(Дети пьют воду из стакана)
Воспитатель: Ребята, у воды есть вкус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
Опыт 2: «Смешивание холодной и горячей воды»
Воспитатель: -Дети, Капитошка зовёт нас поиграть с водичкой.
Воспитатель: - Ребята, опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (в тазике налита горячая вода)
Воспитатель: - Ребята, опустите пальчик в стакан с водой. Какая в стакане вода? (в стаканчике – холодная)
Воспитатель: - Капитошка, а ты какой любишь водой мыть руки?
Воспитатель: - А детки, какой водой любят мыть руки? (тёплой)
Воспитатель: - Как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую)
Воспитатель: - Ребята, выливаем холодную воду из стаканчика, в тазик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая)
Значит, вода бывает разной – теплая, холодная и горячая.
Воспитатель: - Дети, Капитошка приготовил для нас веселую песенку и приглашает всех на веселый танец.
Физкультминутка. Песенка «Капитошка».
Воспитатель: - А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают.
Воспитатель: - Хотите проверить? (да)
-Рассмотрим, что у нас на тарелочке (камушки).
Опыт 3: «Тонет или плывет»
Воспитатель: - Возьмите в руки камешек, какой он? (твердый).
Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (они твердые)
- Камни – тяжелые или легкие? (тяжелые) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду (дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (утонули, опустились на дно) Почему камни утонули? (они тяжелые)
Воспитатель: Теперь возьмите деревянные палочки, подержите их, тяжелые они или легкие? (легкие).
- Как вы думаете, деревянные палочки, утонут или будут плавать? Давайте проверим. Отпускайте их в воду. Что происходит? (плавают, не тонут). Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашему Капитошке с нами очень понравилось играть, давайте мы с вами расскажем ему, что мы сегодня узнали про водичку. Водичка льется, она жидкая, у воды нет запаха и цвета, она бесцветная, прозрачная, она может быть холодной, теплой или горячей, лёгкие предметы могут в ней плавать, а тяжёлые тонуть.
- Капитошка, на прощанье оставил нам игрушки, чтобы вы играли с водой.
Дети самостоятельно помещают в таз с водой игрушки и играют с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста
Значение опытов.Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явле...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...
Рабочая программа «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае р...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ldquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающеммире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочекжизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобыребенку за...
Картотека опытнической деятельности с детьми дошкольного возраста (по блокам)
Картотека опытнической деятельности с детьми дошкольного возраста (по блокам)...
Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...