Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД «Тайны льда" по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_eksperimenty_so_ldom.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Тайны льда» по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Подготовила и провела воспитатель Лешонкова.О.Н.
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
• формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд-это замороженная вода, в тепле тает и превращается в воду.
Развивающие: • развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать;
• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности; • развивать умения детей делать выводы в ходе экспериментирования, поддерживать у детей желание экспериментировать; • совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы; • обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитательные: • воспитывать умение работать самостоятельно; • воспитывать навыки безопасного поведения в гололёд.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие; • коммуникативное развитие; • речевое развитие; • физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты:
Дети заинтересованы, принимают активное участие в экспериментальной деятельности, отвечают на вопросы воспитателя, делают предположения, выводы, доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками.
Оборудование:
- использование технических средств: мультимедийное оборудование, презентация;
-для каждого ребёнка: кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, соль; салфетки;
Предварительная работа.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»; рекомендации для родителей- просмотр мультфильма «Снежная Королева»; экспериментирование с водой, снегом, наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается), скольжение по ледяной дорожке. Чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их, скажем дружно: «Здравствуйте!»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо. Это письмо адресовано вам. А в письме загадка. Отгадав ее, вы узнаете, кто нам прислал это письмо.
Загадка: Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься… (Лёд)
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-lyod-dlya-detej-22-luchshih.html
Слайд № 1 Снежная Королева:
«Здравствуйте, ребята, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная и равнодушная, но маленькая девочка Герда смогла отогреть моё ледяное сердце, и я стала доброй. Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости. Вы уже знаете, что я живу в ледяном дворце. А что же такое лед? Какой он? Вы хотите узнать?»
Воспитатель: Ребята, мы хотим узнать, что такое лед? (Ответы детей).
Тогда нам нужно отправиться в сказку, но как мы туда попадём? (Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю полететь туда на волшебных санях Снежной Королевы! Слайд № 2 Сани
Сани летят, как самолёт,
Словно на крыльях тебя он несёт.
Можно на них, куда хочешь добраться,
Самое главное – крепче держаться.
Ребята, посмотрите, впереди виднеется замок Снежной Королевы, мы прилетели.
Слайд № 3 замок Снежной Королевы.
«В замке Снежной Королевы
Стены изо льда.
Всё спокойно в замке белом –
Блеск и тишина».
Воспитатель: А вот и сама хозяйка ледяного царства. Она рада, что мы пришли к ней в гости. Снежная Королева знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики. Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки. Давайте рассмотрим их. Но сначала повторим правила работы со льдом. Как вы думаете, что нельзя делать? (Брать лед в рот, кидаться льдом)
Какие у вас сейчас руки? (Тёплые, сухие).
Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Мокрыми, холодными).
Воспитатель: Почему мокрыми? (От тепла лёд тает и превращается в воду).
Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Это замёрзшая вода). Лед-это замерзшая вода.
Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки в ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки? В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди)
Воспитатель: А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Нет).
Положите кусочек льда в тарелку. Поменял лёд свою форму? (Нет).
Воспитатель: Почему? (Потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на мою ледяную фигуру. На что она похожа? (на стаканчик) А почему, как вы думаете? (вода заморожена в стакане). Правильно, лед имеет форму того предмета, в котором он был заморожен.
Воспитатель: А теперь попробуем положить льдинку в сосуд с водой и посмотрим, что будет происходить.
Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет).
Воспитатель: Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
Лёд не тонет в воде, лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. А где мы можем это увидеть? (На реке, во время ледохода.). Слайд № 5 Ледоход
Слайд № 6 Айсберги
В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров – айсберги. «Повторите это слово». Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.
Воспитатель: А теперь посмотрите на этот кусочек льда. Что вы видите? (внутри красные ягодки) Почему мы их видим? (Лед прозрачный) Правильно, лед прозрачный.
Воспитатель: Но перед вами есть и кусочек цветного льда. Как вы думаете, почему он такой? (заморозили цветную воду)
Лед не имеет цвета, он безцветный. Но если заморозить цветную воду,лед тоже будет цветным.
А теперь по кусочку льда я ударю молотком. Что произошло? (Лёд раскололся). Значит он какой? (Хрупкий).
Лед хрупкий.
Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Льдинка скользит по тарелке).
Значит лёд какой? (Скользкий).
Лед скользкий.
Ребята, как вы думаете, лёд может быть кому – то полезен? (Да).
Кому? (Ответы детей).
Слайды № 7 Использование льда
Воспитатель: Лёд используют в косметологии; прикладывают на больное место при ушибах; используют для хранения мороженого; для замораживания ягод; чтобы остудить напитки; для хранения и транспортировки продуктов.
Слайд № 8 Река, покрытая льдом.
Лёд играет большую роль в природе. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то всё живое в реках замёрзло бы и погибло; лёд, как тёплое одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз. Воспитатель: Ребята, а вам нравится лёд? (Ответы детей). Воспитатель: Чем? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, заниматься фигурным катанием).
Слайд № 9 Каток.
Представьте, что вы маленькие фигуристы.
Мы на лёд выходим ловко,
Потому что есть сноровка. (Имитируем скольжение).
Ногу правую подняли
И назад её убрали. (Нога вперёд и назад).
Ногу левую вперед-
Как красив же наш полёт. (Нога вперёд и назад).
Мы танцуем вдохновенно,
Сядем - встанем мы мгновенно. (Присесть, встать).
И покружимся на льду,
Как снежинки на ветру. (Покружиться).
Слайд № 10 Гололед
Воспитатель: Но из-за того, что лёд скользкий, он может быть опасным. Можно упасть и получить травму:
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти!
Гололёд, гололёд…
По чуть-чуть скольжу вперёд.
Чтобы предупредить получение травмы в гололёд, нужно запомнить некоторые правила:
• в гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве; • передвигаться нужно осторожно, лучше мелкой, шаркающей походкой, если есть возможность, нужно держаться за поручни и другие опоры; • нельзя бегать, толкаться; • если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого. Что ещё делают люди во время гололёда? (Дворники посыпают дорожки песком или солью). Слайд 11 Дворники
Ребята, давайте, и мы насыплем соль на льдинки и посчитаем до десяти. А теперь посмотрите, что произошло с вашими льдинками? (Ответы детей).
Какой мы сделаем вывод? Льдинки, посыпанные солью, начинают быстро таять. А сейчас посмотрите, у вас много цветных льдинок, вам нужно выложить из них различные узоры. Мы подарим их Снежной Королеве, и она украсит ими свой замок. (Дети выкладывают узоры).
Нам пора возвращаться в детский сад:
Слайд № 11 Сани
Волшебные сани, возьмите в полёт.
Будем возвращаться – начинай снижаться!
Вот мы и в детском саду.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
Что вы узнали? (Ответы детей: лёд – это замёрзшая вода. Лёд твёрдый и не меняет свою форму. Лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий. Лёд может быть полезным и может быть опасным (гололёд). От соли лёд тает.
Молодцы!
Ребята, Снежная Королева благодарит вас за помощь, благодаря вашим красивым узорам из льдинок её замок станет цветным и весёлым.
На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...