Проект "Игры с песком и водой"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Формирование основ экспериментирования и исследования через знакомства детей раннего возраста со свойствами песка и воды .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Игры с песком и водой" | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»
Проект
«Игры с песком и водой»
Составили:
Сливко Елена Ильинична
Воспитатель первой
квалификационной категории.
.
с. Кабанск
2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Третий год жизни – период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё, что окружает малыша – вещи, игрушки, растения, вода, песок и многое другое - вызывает его исследовательский интерес. В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Проблема:
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Гипотеза: Игры с песком и водой обладают колоссальным значением для развития психики ребенка и открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы, получать на них ответы и использовать свои знания в жизни.
Новизна: Дети рисуют песком на интерактивном песочном столе .
Цель проекта: Формирование основ экспериментирования и исследования через знакомства детей раннего возраста со свойствами песка и воды .
Задачи проекта:
- Знакомить ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды и песка).
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
- Способствовать физическому развитию ребенка(развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию)
4.Научить родителей творчески подходить к играм с песком и водой в домашних условиях .
5.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе игр с песком и водой.
Формы работы по проекту
- работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
4. Пополнение предметно - развивающей среды группы;
5. Опытно – экспериментальная деятельность
- работа с родителями:
1. Подбор художественной литературы;
2. Приобретение песочного стола с подсветкой.
3.Выполнение творческих заданий;
4. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
5. Консультации
Срок реализации проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: Исследовательский, познавательный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Предполагаемый результат:
- Дети узнают свойства песка и воды.
- Будут развиваться познавательные способности.
- Будет развиваться тактильная чувствительность, мелкая моторика и координация движений.
- Родители будут принимают активное участие в реализации проекта.(используют консультации и рекомендации воспитателей для игр с песком и водой дома)
- Дети получат удовольствия от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Планирование работы по реализации проекта
«Игры с песком и водой»
Сентябрь
Цель:
- Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка; - Познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
- Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
- Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- Развивать активный словарь;
- Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды. |
Коммуникация | - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки); - заучивание потешки «Водичка, водичка»; - рассматривание иллюстраций |
Социализация | - игра с водой «Водичка, водичка» - игра с песком «Печем печенье»
|
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
Работа с родителями | консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!»; |
Октябрь
Цель:
- Дать детям знания о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
- Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая, она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.
Задачи:
- Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
- Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
- Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук». |
Коммуникация | - коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) |
Социализация | - игра «Что как плавает»; - игра «Чудо пекарь»: - игра «Разливаем суп» |
Изобразительная деятельность | -Рисование « Прямые линии» |
Предметно – развивающая среда | -пополнение уголка детского экспериментирования материалами и оборудованием для экспериментальной деятельности |
Работа с родителями | - консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» |
Ноябрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах воды и песка
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
- Учить детей действовать с природным материалом.
- Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «В гости к мышке» |
Коммуникация | - заучивание «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» |
Социализация | - игра «Найди шарик»; - игра «Песочная картина» |
Изобразительная деятельность | -Рисование «Волнистые линии» |
Предметно – развивающая среда | изготовление картотеки игр с водой и песком. |
Работа с родителями | - приобретение песочного стола - консультация «Как играть дома с песком» |
Декабрь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.
- Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.
Задачи:
- Развивать фантазию, творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
- Приучать называть основные цвета.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Речка и ручеек» |
Коммуникация | - чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица» |
Социализация | - игра «Водяная мельница»; - игра «Вода из снега»; - игра «Разноцветная водичка» |
Изобразительная деятельность | -Рисование « снежинка» |
Предметно – развивающая среда | - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы» - консультация «Лед – это тоже вода» |
Работа с родителями | фотовыставка «Волшебный песок, чудесница вода» |
Январь
Цель:
- Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
- Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
- Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
- Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
- Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
- Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей» |
Коммуникация | - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик» |
Социализация | - игра «Круги на воде»; - игра «Норка для зверушек» |
Изобразительная деятельность | -Рисование «Ежик» |
Предметно – развивающая среда | - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) |
Работа с родителями | - совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку» - консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!» |
Февраль
Цель:
- Учить детей выкладывать форму из влажного песка.
- Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Задачи:
- Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
- Развивать общую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
- Формировать умение называть основные цвета.
Воспитывать положительное отношение персонажу
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки» |
Коммуникация | - разучивание «Я пеку, пеку, пеку» |
Социализация | - игра «Какая разная вода»; - игра «Печем печенье» - игра «Горки для козлят» |
Изобразительная деятельность | - рисование круглой формы на песке. |
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования (формочки, лейки, сачки и т.д.) |
Март
Цель:
- Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
- Дать понятие о свойствах и качествах льда.
Задачи:
- Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
- Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Бусы для Мишки» |
Коммуникация | - разучивание «Мишка косолапый» |
Социализация | - игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят» - праздник воды и песка «Песчаные человечки» |
Изобразительная деятельность | -Рисование « Солнышко в гости к нам пришло» |
Предметно – развивающая среда | - пополнение уголка детского экспериментирования |
Работа с родителями | - пополнение уголка детского экспериментирования - консультация «Кидаем в воду все подряд!» |
Апрель
Цель:
- Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.
- Формировать у детей умение называть температуру воды
Задачи:
- Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
- Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
- Упражнять в назывании предметов одежды, белья.
- Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье» |
Коммуникация | - чтение знакомых сказок |
Социализация | - игра «Чудо пекарь»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Водяная мельница» |
Изобразительная деятелтность | -Рисование « Весенняя полянка» |
Предметно – развивающая среда | - выпуск фотоальбома «Ах, водичка, эх песочек»; - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» |
Работа с родителями |
Май
Цель:
- Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
- Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».
Задачи:
- Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
- Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
- Воспитывать положительное отношение к персонажу.
- Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
- Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
- Воспитывать культурно - гигиенические навыки, поведения.
Мероприятия | |
Познание | - экспериментальная деятельность «Найди бусинки» |
Коммуникация | - игры на мелкую моторику рук |
Социализация | - игра «Печем печенье»; - игра «Ловим шарики»; - игра «Постираем кукле белье» |
Предметно – развивающая среда | пополнение уголка детского экспериментирования |
Работа с родителями | - праздничное развлечение «Игры и забавы» |
Приложение
Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником
Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
Печём печенье»
В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает , что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
«Найди шарик»
Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого
В 2,5 года дети уже умеют не только ломать, но и сами делают разнообразные «Куличи». Ребенку достаточно объяснить и продемонстрировать разницу между мокрым и сухим песком (первый формуется, а второй — рассыпается). Кроха быстро научится мочить песок и создавать из него разные домики, норки, башни. В качестве формочек подойдут не только готовые наборы из магазина, но и стакан стаканчики из-под йогуртов, творожков, пластиковые бутылки с отрезанными донышками или воронкообразными горлышками.
Непременно покажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или палочкой), как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и т.д. Наш герой с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции: «Солнышко», «Садик», «Змейку
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
«Поймай льдинку»
Взрослый опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с
Ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
Опыты с водой
Вода
Как движется вода? Почему капли круглые? Почему некоторые тела тонут, а другие плавают? Что происходит с веществом, растворенным в воде? На эти вопросы найдем ответы здесь.
Сила воды
Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займет все возможное пространство. Вода течет вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты ее сила может превращаться в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.
Цветок, распустившийся на воде.
Требуется
-лист бумаги
-цветные карандаши
-ножницы
-глубокая тарелка с водой
Ход опыта
1.Вырежи из бумаги звезду, и раскрась ее.
2. загни лепестки по пунктирным линиям внутрь.
3. положи бумажный листок в тарелку.
Результат: Цветок постепенно раскроется.
Это потому что …что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Почему одни тела тонут, а другие нет?
Требуется: Пластилин; крышка с закраинами от кастрюли; тазик; вода Ход опыта 1. Наполни тазик водой 2. Сделай из пластилина лодочку и опусти на воду 3. Вытащи лодочку, сомкни пластилин и опусти в воду. Результат Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно. 4. Опусти крышку кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, а потом вертикально.
|
Результат
В горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идет ко дну.
Это потому…
…что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами, и, следовательно, вытесняют большой вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она их держит на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности.
Предел плавучести
Требуется
-пластилин
-мелкие предметы (скрепки, шарики, камешки, кубики)
-тазик
-вода
Ход опыта
1.слепи из пластилина ванночку
2.налей воды в тазик и опусти в нее ванночку. На борту отметь, до какого уровня она погрузилась.
3.постепенно заполняй ванночку мелкими предметами и следи за тем, как метка опускается в воду.
Результат
Чем больше нагружается ванночка, тем глубже она погружается в воду.
Это потому…
…что ванночка имеет определенный объем, заполненный воздухом. Но по мере наполнения грузом она при тех, же размерах становится тяжелее, то есть приобретает повышенную плотность. До тех пор, пока ванночка вытесняет больше воды, чем весит сама, она не тонет, а только погружается все глубже и глубже. Но когда ванночка станет тяжелее воды, которую способна вытеснить, она пойдет ко дну. Этот опыт показывает, что плавучесть предмета зависит также от его плотности.
Игры с песком.
Цель: знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Игры с водой и песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Если у вас есть возможность, организуйте игру с песком дома, в долгие зимние дни. Это будет счастьем для малыша.
Игры с песком
Сухой – закапывание предметов в песок
Строительство пирамидок
Рисуем палочками на песке
Пересыпание песка из ладошки в ладошку
Пересыпание с мельницы
Сырой – печем печенье
Игры с пасочками
Закапывание, раскапывание игрушки в песке
Строительство дорожки, горки
Оставь свой след на песке
Укладывание дорожек из камушков на песке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."
В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....
Игры с песком и водой
Материал для воспитателей 1-х младших групп.Примерные игры с водой и песком.Развивают дошкольников...
" ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"(в рамках метод объединения)
Консультация для воспитателей. Как организовать игры с песком и водой....
"ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Данная работа будет хорошим пособием для начинающих воспитателей и родителе для развития мекой моторики и ознакомления с окружающим миром....
Игры с песком и водой для для младших дошкольников
консультация для родителей с описанием игр с водой и песком...
"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...
Игры с песком и водой
Как интересно организовать игры с песком и водой в летний период на участке...